Администрация Черногорска, получив в минувшем году из бюджета Хакасии финансирование на ремонт и строительство местных автомобильных дорог, не очень эффективно распорядилось выделенными на это средствами.
Такой вывод можно сделать из оказавшейся в распоряжении 19rus.info копии акта проверки министерством транспорта и дорожного хозяйства республики на предмет соблюдения мэрией Черногорска условий, целей и порядка предоставления субсидий в 2019 году из ресбюджета.
Проверка, судя по документу, проводилась с 7 по 12 мая 2020 года.
И проверяющие в составе довольно большого количества экспертов минтранса и ГКУ РХ «Хакасавтодора» выяснили несколько интересных моментов.
Оказалось, что мэрия Черногорска в минувшем году не утвердила положенные по федеральном законодательству нормативы финансовых затрат на капремонт, обычный ремонт, содержание автодорог и правил расчета ассигнований на указанные цели. Почему это случилось, вопрос, как говорится, второй.
На ремонт части черногорских дорог (в частности, по улицам: Угольная, Димитрова, а также Ковыльная и Солнечная в Пригорске) мэрия получила из республиканского бюджета 3,5 миллиона рублей. А на строительство автодороги по улице Советской в границах от улицы Генерала Тихонова до федеральной трассы М-54 в Черногорске было получено 24 миллиона 228 тысяч в рамках соответствующей госпрограммы РХ.
Сам город угольщиков на условиях софинансирования выделил на эти цели 42 тыс. 559 рублей и 245 тыс. 100 соответственно.
Подрядчики на работы в первом случае были найдены, контракты заключены и выполнены. Но!
Срок проведения работ в соответствии с условиями контракта был определен: с 14 августа по 30 сентября 2019 года. Фактически же все работы завершились только 16 октября, то есть на полмесяца позже.
То же самое касается и строительства дороги по улице Советской: строить обязались с 29 мая по 15 ноября, а на самом деле стройка продолжалась аж до 23 декабря.
А это уже непорядок — особенно, если знать, что, как гласит акт, претензионная работа по оплате неустойки в связи с нарушением сроков выполнения работ мэрией Черногорска не проводилась.
Кроме того, ревизоры из комиссии минтранса РХ и «Хакасавтодора» обнаружили: целевые показатели результативности использования выделенных мэрии Черногорска субсидий, установленных соглашением между городом и минфином РХ, достигнуты не в полном объеме.
Дело в том, что эксперты комиссии рассчитали фактическую стоимость проведенных работ по двум улицам и обнаружили отклонение от цены муниципального контракта на общую сумму 483 тыс. 992 рубля. А закон в этом случае гласит: часть субсидий из республиканского бюджета на ремонт и строительство дорог нужно вернуть обратно по специально рассчитанной формуле.
Казалось бы, возвращать город угольщиков должен, исходя из расчета по формуле, немного — всего 27 996 рублей 50 копеек. Но для кого-то, например, это целая зарплата за месяц. Да и сам по себе пример достаточно показателен в смысле разумного расходования мэрией Черногорска республиканских денег.
В итоге акт проверки рекомендует вернуть деньги в ресбюджет, а самой мэрии — усилить контроль за выполнением условий соглашения о предоставлении субсидий, разработать требуемые законом нормативы, применять в будущем штрафные санкции к подрядчикам, а также принять меры по усилению ответственности должностных лиц.
Ситуацию корреспонденту 19rus.info согласился прокомментировать экс-заместитель главы Хакасии Константин Харисов:
– Мы очень много говорим о дорожном строительстве и дорожных ремонтах. Тема стала настолько привычной, что мало кто задумывается о способах финансирования этих работ.
Что мы же видим в Черногорске на сегодняшний день? Попытку выдать желаемое за действительное, попытку администрации города приписать некоторые работы собственным заслугам. А именно те, которые производятся на деньги федерального бюджета по программе нацпроекта. А это ни много ни мало, свыше 90 процентов всего финансирования. Понятно, что оно предполагает большой объем дорожного строительства, соблюдение сроков выполнения и контроль качества за произведенными работами. Этим занимается региональное министерство транспорта. Определяет политику нацпроекта минтранс РФ.
Понятно, что сами исполнители работ отбираются на местах. И вот тут возникает много вопросов: и к технической документации, и к оборудованию, и к квалификации кадров. Все же знают, как асфальт кладут прямо в дождь, а то и в мороз, когда надо соблюсти сроки.
Что, как правило, показывают проверки? Скажем, работы должны быть произведены на 100 рублей, а их произвели на 80. Оставшиеся 20 приписываются актом к выполнению. В этом случае можно говорить о нецелевом использовании денежных средств и привлечении к ответственности вплоть до уголовной тех, кто допустил это. Тут уж компетентные органы должны разбираться в мотивах – умышленно или по халатности все произошло.
В данном конкретном случае определена сумма ущерба. Он должен в обязательном порядке быть компенсирован бюджету. Кому-то сумма может показаться незначительной. А я считаю: неважно какая это сумма – пять тысяч или 500 тысяч рублей. Это – деньги налогоплательщиков, вырванные из скудного бюджета Черногорска. Надо наводить порядок.
Что касается самих дорог, то в городе есть такие, где проехать можно только на танке. Другая техника не выдерживает их «качества».
Редакция 19rus.info готова предоставить возможность высказаться по данной теме официальному представителю мэрии Черногорска.