Юрий Вячеславович Сотник родился 11 июня 1914 во Владикавказе.
Первый успех настиг его еще в четвертом классе школы, когда Юрий выиграл конкурс с рассказом в форме дневника от лица котенка. Так что Григорий Служитель был не первым, кому пришла в голову идея выступить от лица кота.
... узнав о своем успехе, спросил маму: — А можно жить так, чтобы нигде не работать, а только писать рассказы? Мама растолковала мне, что такое профессиональный писатель, и эта специальность мне понравилась.
Любовь к литературе привил Сотнику, да и многим другим ученикам, учитель литературы Иван Иванович Зеленцов, который в те времена умел рассказать не только о классовой сущности героев, но о художественных достоинствах и приемах. После окончания школы Сотника, как сына кустаря-одиночки, не приняли в техникум и он взялся за перо. Первый рассказ "Васька-клоп", к немалому удивлению автора, был напечатан в детском выпуске газеты "Безбожник". Окрыленный успехом, Сотник утвердился в намерении зарабатывать на жизнь писательским трудом.Но чудесный успех "Васьки-Клопа" больше не повторялся и Юрий стал писать заметки и небольшие очерки для детских периодических изданий. Например, заметка Юрия Сотника "Завод рабочей смекалки" (Пионер, 1932 год, №3)
В 1934 году, следуя совету одного из маститых драматургов, которые были частыми гостями драматургической мастерской при Центральном доме художественной самодеятельности имени Н. К. Крупской, Юрий отправился "накапливать биографию". Накапливал он ее на Кольском полуострове в должности литработника при мурманском Доме культуры, в Восточной Сибири на реке Лена, откуда вернулся завшивевший и обмороженный.
Сотник по-прежнему писал рассказы, которые нещадно критиковал Всеволод Михайлович Авилов - сын писательницы Авиловой - приятельницы Чехова. Но подход к писательству изменила однажды прочитанная Авиловым вслух и с комментариями пьеса Бабеля "Закат".
Вскоре после этого в альманахе молодых «Звено» был опубликован рассказ Сотника.
... художественными достоинствами он не отличался. В нем ощущалось и подражание Лондону, и любезный моему сердцу трагический мотив в лице умирающей от туберкулеза девушки. Но все же это был некоторый шаг вперед: появился более или менее четко очерченный характер, появились детали, создающие нужную атмосферу.
Настоящий прорыв случился с публикацией практически биографического рассказа "Архимед" Вовки Грушина" в журнале "Пионер" в 1939 году.
Юрий Сотник понял, что ему гораздо интереснее писать о детях и писать веселые истории. С тех пор Сотник стал постоянным автором журнала, написал десятки рассказов, несколько повестей и пьес. Многие из них сначала появлялись на страницах журнала, а позже выходили отдельными изданиями и сборниками. Рассказы и повести Сотника переиздаются до сих пор.
В журнале "Детская литература" (№7, 1940 год) появилась заметка Исая Рахтанова "Хорошее начало". Это очень добрый, вдохновляющий, положительный отзыв на публикацию рассказа Юрия Сотника "Исследователи" в журнале "Пионер".
В четвертом-пятом номере журнала «Пионер» (за 1940 год) напечатан рассказ «Исследователи». Подписан он новым именем: Юрий Сотник. <...> Это делает рассказ умным и честным, это заставляет нас пожелать автору, хорошо начавшему, не терять любознательности. Пусть не исчезает в нем чисто биологическая страсть к познаванию мира — страсть для писателя необходимейшая.
И. Рахтанов, Хорошее начало (Детская литература, 1940 год, №7)
Вот этот самый рассказ (источник изображений: электронная копия журнала из фондов РНБ).
Юрий Сотник следовал совету Рахтанова всю творческую жизнь. Его умные, веселые, честные рассказы захватывали и вызывали улыбку у нескольких поколений читателей и зрителей. Ведь рассказы Сотника послужили благодатным материалом для нескольких экранизаций.
Юмор Сотника уникален. Попробуйте отыскать веселого писателя, даже не обязательно детского, который бы столь демонстративно не использовал главного оружия юмориста — комизма слова!
— Я предпочитаю танцевать от характеров, — заявляет он.
Это не значит, конечно, что смешных фраз у Сотника вовсе нет. Они есть. Но смешны они не сами по себе, а неотрывно от складывающейся ситуации. И чтобы посмеяться над такой фразой, надо прежде войти в ситуацию, уловить контекст повествования или разговора.
С Сивоконь, Вождь племени исследователей (Детская литература, 1984 год, №5)
Давайте войдем в ситуации и контекст через диафильмы, нарисованные по рассказам Юрия Сотника. Уверен, вы не удержитесь от улыбки!
Если мне, взрослому и «умудренному опытом» человеку, захочется прочитать что-нибудь остроумное, я, наверное, вспомню и о книгах Сотника. Мне будет легче забыть о неприятностях в кругу его героев, творцов и фантазеров, вместе с ними посмеяться «над тем, что кажется смешно», снова прочесть о козле с «безумным взглядом, каким смотрит с картины Иван Грозный, убивший своего сына»; о торжественном шествии «первичноукушенных» на Пастеровскую станцию; о зажатых в зубах травинках, которыми ребята «шевелили, как тараканы усами»; об испуге пассажирки, на которую упал с верхней полки чей-то ремешок, принятый ею за змею...
Я буду рад перечитать Сотника, потому что его очень смешные и очень лиричные произведения говорят о самом важном, самом серьезном, над чем нередко задумывается каждый из нас.
Виктор Гиленко, Писатель с нашей улицы (Детская литература, 1967 год, №5)
"Архимед" Вовки Грушина / Ю. Сотник; худож. Л. Смехов.- Москва : Диафильм, 1955.- 1 дф. (51 кд.)
Как я был самостоятельным / Ю. Сотник; худож. Л. Смехов.- Москва : Диафильм, 1958.- 1 дф. (47 кд.)
Как меня спасали / Ю. Сотник; худож. В. Трубкович.- Москва : Диафильм, 1960.- 1 дф. (45 кд.)
Дрессировщики / Ю. Сотник; худож. Г. Мазурин.- Москва : Диафильм, 1960.- 1 дф. (45 кд.)
Человек без нервов / Ю. Сотник; худож. А. Самсонов.- Москва : Диафильм, 1960.- 1 дф. (44 кд.)
Юрий Сотник умер 3 декабря 1997 года. В родном журнале "Пионер" о нем вспоминает Марина Москвина.
В точности такие ребята, как я, там дружат, врут, дерутся, сбиваются с ног в поисках какой-то неведомой птицы, строят подводную лодку, чуть ли не тонут в ней, попадают в глупейшие положения, но стараются выйти из них как можно достойнее, различными способами испытывают себя на храбрость — короче, писатель Юрий Сотник мне протянул тогда свою руку, и я ее с благодарностью пожала. В тот день, я это отлично помню, пришла мне в голову мысль, что, наверно, тоже когда-нибудь стану детским писателем.
М.Москвина, Невиданная птица (Пионер, 1998 год, №3)
Спасибо!