Общеизвестный факт: прекрасная Венеция медленно погружается в воды Адриатического моря. Один из самых красивых городов в мире обречен, однако это не мешает его жителям не только наслаждаться жизнью, но и привлекать ежегодно множество туристов на удивительный, неповторимый праздник – Венецианский карнавал.
Прощание с мясом
Знатоки утверждают, что самой идеей карнавального празднества одарили человечество именно итальянцы. До краев наполненное шумным, красочным весельем торжество понемногу разошлось и по другим странам, послужив, в том числе, прообразом масштабным южноамериканским шоу.
Однако в череде карнавалов венецианский по сей день остается самым классическим, поскольку превращает в подмостки для своих историй весь город, и делает лицедеем всякого, кто наденет карнавальную маску и наряд.
Традиционная церковная версия толкования слова «карнавал» производит его от латинского словосочетания «carne vale», то есть «прощание с мясом». И не напрасно, поскольку сразу после праздника начинается Великий пост, исключающий из рациона христиан мясную пищу.
Когда на берегах Адриатики случился первый карнавал – узнать уже невозможно. Большинство историков называют датой начала этих праздников 1162 год. Но рассказывают, что уже в 1094 году Серениссима (Светлейшая – другое название Венецианской республики) с размахом отмечала подписание выгодного соглашения с Византийской империей.
Праздновали так широко, что даже самые бедные венецианцы сполна вкусили веселья. Традиция прижилась, и карнавал сделался ежегодным, а праздновал его весь город от первых вельмож до последних нищих.
Улицы в дни торжества порой превращались в цирковую арену, где развлекали зрителей фокусники, гимнасты и укротители диких, пугающих зверей, привезенных из неведомых стран. К XVII столетию на главной городской площади уже устраивались бои быков.
Знать внесла в программу карнавала еще и прообраз современного футбола: каждая из двух команд стремилась к тому, чтобы отобрать у соперников кожаный мяч, и затем забросить его как можно дальше на их территорию. А торговцы во время торжеств не упускали случая подзаработать на продаже сладостей и прохладительных напитков.
XVIII век стал золотой эпохой карнавала, но увы, в конце столетия Серениссима оказалась захвачена войсками Наполеона. После этого пышный, развеселый карнавал мгновенно оказался под запретом. Не то чтобы французский полководец не любил праздников, но он опасался политических интриг и покушений, которые так легко творить, спрятавшись под карнавальной маской.
Из-за бдительности корсиканца мир лишился венецианского карнавала почти на два столетия. Праздник вернулся в город только в 1979 году, когда группа защитников исконных итальянских традиций во главе с режиссером Федерико Феллини получила у папы римского позволение возродить старинное торжество.
Турок, голубь и 12 Марий
Любопытный факт: несмотря на южный темперамент и разудалое веселье праздника, венецианцы всегда строго соблюдали его ход, куда входило несколько обязательных церемоний.
Одна из них имеет сегодня название «полет ангела», но так было не всегда. В XVI веке юный турецкий канатоходец поразил публику, поднявшись по канату от своей лодки, пришвартованной у причала, на верхушку колокольни собора Сан-Марко. А спускаясь с нее, перелетел на балкон Дворца дожей, чтобы засвидетельствовать почтение главе Венецианской республики.
«Полет турка» так понравился зрителям, что стал ежегодным, и повторялся несколько веков до тех пор, пока однажды не закончился трагедией. В середине XVIII столетия канат очередного «турка» оборвался, и несчастный разбился насмерть о камни площади.
После этого живого гимнаста заменили деревянным голубем, из которого на толпу сыпались цветы. И лишь в начале XXI века над площадью Сан Марко начали парить молодые красавицы, а их аттракцион переименовали в «полет ангела».
В другом известном карнавальном мероприятии тоже участвуют девушки – это старинный «праздник 12 Марий». Издавна в один из дней карнавала (обычно в церковный праздник Сретения, 15 февраля) горожане выбирали дюжину самых красивых девушек, имевших несчастье родиться в бедных семействах.
Избранные венецианцами красавицы получали от церкви специальное благословение, после которого, согласно поверью, в течение года их ожидало счастливое замужество. А в качестве приданого каждая из девушек получала из рук дожа роскошные драгоценности.
Однажды в разгар праздника на Венецию напали пираты, и выкрали всех красоток вместе с приданым. Легенда говорит, что Богоматерь помогла венецианцам вернуть девушек домой, и с тех пор праздник посвятили Деве Марии.
Эти обязательные части карнавала сохранились в его сценарии до наших дней, другие за столетия исчезли без следа. Но как бы ни менялся ход торжества, одной из его знаменитых черт стало повсеместное использование участниками разукрашенных масок.
Для всех, кто скрывает свое лицо, есть два негласных, но неукоснительно соблюдаемых правила. Во-первых, необходимо делать все, чтобы маска осталась неузнанной: нельзя разговаривать, называть свое имя или выдавать себя другими способами. Во-вторых, полагается следовать духу и манере поведения выбранной маски – а они имеют самые разные, подчас шокирующие неподготовленного человека характеры.
Приключения под маской
С самыми известными венецианскими личинами (такими, как Чумной доктор, Моретта или персонажи комедии дель арте) знакомы все, кто хоть немного интересуется карнавальными традициями. Однако в арсенале венецианцев есть и другие, не менее интересные, персонажи.
Один из них – Венецианская дама, едва ли не самое изысканное существо на карнавале. Ее образ создают роскошный наряд, изобилие украшений, сложный головной убор или не менее замысловатая прическа. Завершает пышный, словно редкий цветок, силуэт маска, которую обычно закрепляют лентами на затылке.
Знатная венецианка позволяет себе лишь легкий флирт, изящный танец, прогулку в гондоле, но никогда не поведет себя ни грубо, ни тем более бесстыдно. Надо признать, что это самый приличный женский персонаж среди карнавальной кутерьмы.
Самый скандальный персонаж карнавала – Маттачино, грубый и задиристый малый в шутовском костюме. Целые группы Маттачино в прежние времена разгуливали по улицам, швыряя в горожан яйца, наполненные изнутри цветочной душистой водой. Больше всего от «шутников» доставалось, разумеется, слабому полу.
Разряженные в белые или пестрые костюмы, с рогатыми шапками на головах, эти хулиганы повсюду вносят ноту пошлости, развязности и жеманства. Для них нет понятия общепринятых приличий – возможно, именно поэтому Маттачино считается символом однополой любви.
Единственная «нечеловеческая» личина карнавала – Гатто (с итальянского – «кот») весьма популярна среди гостей праздника. Откуда она взялась, рассказывает старинная история. Не слишком удачливый торговец из Китая причалил однажды в венецианской гавани. Товаров при нем было совсем немного, а главную его ценность составлял старый облезлый кот.
Покуда хозяин занимался торговлей, его отощавший в пути питомец азартно охотился на наводнявших в то время город крыс и мышей. Кот был таким славным охотником, что количество вредных грызунов стало стремительно сокращаться. Дож так обрадовался нежданному помощнику, что уговорил китайца оставить ему кота, а взамен наградил торговца изрядной горкой золотых монет.
С тех пор коты в Венеции оказались в большом почете, а за доброго мышелова платили золотом по его весу. Карнавальный Гатто, конечно, не ловит мышей, зато демонстрирует полный набор кошачьих ужимок. Он ластится к прохожим, томно мурлычет, а тех, кто придется ему не по душе, может оцарапать или проводить громким гнусным мяуканьем.
Кулачные бои и полет осла
Современный карнавал в Венеции – событие поистине общемирового масштаба. Каждый год в феврале (в 2020 году с 8 по 25 числа) город наполняется ценителями этого шумного и цветистого торжества. К традиционным этапам праздника в наши дни добавляются новые пункты сценария, получившие поддержку публики.
Ангелом, отправляющимся в полет над площадью святого Марка, в последние годы становится победительница прошлогоднего праздника 12 Марий, набравшая большинство голосов зрителей. Платье для ее чудесного полета предоставляют самые известные итальянские модельеры.
А в качестве противовеса полету красавицы в Местре (венецианский пригород) в один из карнавальных дней пускается в полет какая-нибудь знаменитость, наряженная в костюм осла. Как ни забавно, «ослиный полет» известные итальянцы считают не позором, а особой честью, которая достается только народным любимцам.
Неожиданную популярность завоевала еще одна новинка карнавала – воссоздание средневековых кулачных боев между жившими некогда по соседству кланами Николотти и Кастеллани. Реконструкторы, не имеющие к этим семействам ни малейшего отношения, увлеченно мутузят противников на глазах у восторженных зрителей.
Финальное мероприятие карнавала – подъем на главной колокольне флага с фигурой Льва святого Марка – завершает двухнедельные празднества. Он останавливает отсчет текущего торжества, и начинает отсчитывать время до того дня, когда карнавальная волна накроет Венецию снова.
Екатерина Кравцова