Илону Маску, основателю Tesla и Space X, не откажешь в умении продвигать свои бренды, найти и увлечь инвесторов своими идеями. В самом деле, впервые квартальную прибыль Tesla показала в 2018 году, притом что до того времени, с начала основания в 2003 году, то есть на протяжении 15 лет была в глухом убытке и неоднократно оказывалась на грани банкротства. Более того, все инвестиции, очевидно, вряд ли отобьются в ближайшее время, поскольку 2017 год фирма закончила с убытком в $2,241 млрд, 2018-й – с убытком в $1,063 млрд, и хотя в 2019 году выручка снова выросла – до $24,6 млрд против $11,8 млрд в 2017-м – убыток всё равно составил 775 млн. Неудивительно, что Маск неоднократно высказывал намерение единолично выкупить все акции Tesla, поскольку вывод фирмы из публичного поля освободит его от необходимости «принимать решения, улучшающие ежеквартальные результаты, но ухудшающие результаты стратегические».
Впрочем, о финансовых показателя Tesla – в другой раз, а сегодня коснёмся «Отчёта о влиянии» за 2019 год, который был опубликован на сайте Tesla не далее как 8 июня. Выпячивая роль компании в деле сохранения природы, Маск, по обыкновению, виртуозно смешивает очевидные факты с удобными ему цифрами. К примеру, предваряя сравнение ущерба окружающей среде от электромобилей и «среднеразмерных автомобилей премиум-брендов с традиционным силовым агрегатом» (в отчёте они названы автомобилями ICE), Маск говорит о необходимости оценки этого ущерба не только на стадии эксплуатации, но на протяжении всего жизненного цикла – от добычи ресурсов до утилизации.
Действительно, именно такие исследования, регулярно проводимые в США, например, в Массачуссетском технологическом институте, доказывают, что даже при эксплуатации в Калифорнии, где до трети электроэнергии получают из солнечных батарей, преимущества электромобилей сомнительны, а уж если говорить о Среднем западе, где для получения электричества до сих пор сжигают уголь, то вреднее «электрички» ничего и быть не может.
Между тем, у Маска в отчёте получается всё наоборот: его Model 3 при использовании в райдшеринге (совместные поездки) и зарядке от электричества, полученного солнечными батареями, вообще никак не загрязняют природу при эксплуатации! Будто сами панели появляются из воздуха, и при их изготовлении не тратится никакого вида энергии.
Далее. Маск сходу отрицает все ключевые методики по определению расхода топлива (равно как и его эквивалента для электромобилей), причём не только европейские NEDC и WLTP, но и методику американского Агентства по охране окружающей среды EPA, заверяя, что все они не имеют отношения к реальности. При этом для расчёта вреда от Model 3 Маск берёт «живые» данные по расходу энергии на милю пути всех «трёшек», находящихся в эксплуатации, суммарно пробежавших более четырёх миллиардов миль. Для «среднеразмерных автомобилей ICE» Маск берёт уже «достоверные данные по расходу издания Consumer Reports», точнее, среднюю цифру для всех представителей класса 2019 модельного года в 23,6 миль на галлон (9,7 л/100 км), что в пересчёте чудесным образом даёт 420 грамм выбросов CO2 на одну милю пробега или 262,5 грамма на километр.