Найти тему
Motor1 Россия

Посмотрите, во что превратилили крупнейший автомагазин СССР

Это монументальное здание на пересечении МКАД и Варшавского шоссе знает каждый столичный автомобилист. Без исключений. Гигантский «треугольник», водруженный архитектором Леонидом Павловым на уходящий за горизонт стилобат, столь мощно диссонирует со своим окружением и представлениями о советской архитектуре, что невозможно оторвать глаз.

И пока одни продолжают называть кластер шедевральным, а другие – уродливым, факт остаётся фактом: именно здесь в конце 1960-х годов было посеяно зерно автомобилизации населения. Техцентр «Варшавский» (он же СТОА «Жигули») на протяжении десятилетий оставался крупнейшим автомобильным центром Союза. В этих стенах записывались в многомесячные очереди на новые «Жигули», втридорога покупали дефицитные запчасти и... носили на лицах глупые улыбки от уха до уха.

-2

Если проводить параллели с нынешней системой ценностей, для советского автолюбителя «Варшавский» был чем-то вроде флагманского бутика Apple на Пятой авеню. Но ни одна история не живёт вечно. С распадом Советского Союза автомобилизация стремительно перешла на новый виток эволюционной спирали. А закрученную рампу некогда эпохального техцентра, ведущую внутрь «треугольника», закрыли на замок за ненадобностью.

Автор «Варшавского» – знаменитый советский архитектор Леонид Павлов, спроектировавший станции Серпуховская и Добрынинская Московского метрополитена, здание главного вычислительного центра Госплана на Садовом кольце и корпус Центрального экономико-математического института РАН на Нахимовском проспекте.
Автор «Варшавского» – знаменитый советский архитектор Леонид Павлов, спроектировавший станции Серпуховская и Добрынинская Московского метрополитена, здание главного вычислительного центра Госплана на Садовом кольце и корпус Центрального экономико-математического института РАН на Нахимовском проспекте.

Если по пандусу изредка и поднимались машины – это была уже отнюдь не продукция АвтоВАЗа. В начале нулевых на верхнем этаже «утюга» открылся один из первых в стране крытых картинг-центров (между прочим - с мостом и тоннелем!), а бонусом для гостей стал импровизированный музей. Между рядов отработанных покрышек можно было встретить самую разнообразную технику – от Opel Speedster и формульных болидов Dallara до Bentley Flying Spur.

-4

Несмотря на изменившуюся парадигму, «Варшавский» оставался центром притяжения петролхэдов: здесь проводились бесчисленные турниры по прокатному картингу, участвовать в которых не брезговали лучшие «кольцевики» десятилетия (Даниил Мове, Михаил Алёшин, Виталий Петров, покойный Максим Травин и многие другие). Но под занавес нулевых над комплексом, превратившимся к тому времени в знатную помойку с кучей сомнительных авторемонтных организаций, начали сгущаться тучи.

Кластер «Галактика-парк» должен был стать крупнейшим в Европе и включать в себя спортивно-концертный сектор на 20 000 человек, парк развлечений с водной зоной, несколько отелей и кинотеатров, а также зимний сад. Бюджет проекта составлял три миллиарда долларов. Завершить строительство планировали в 2018-м.
Кластер «Галактика-парк» должен был стать крупнейшим в Европе и включать в себя спортивно-концертный сектор на 20 000 человек, парк развлечений с водной зоной, несколько отелей и кинотеатров, а также зимний сад. Бюджет проекта составлял три миллиарда долларов. Завершить строительство планировали в 2018-м.

Весной 2012 года владелец техцентра – группа «БИН» – презентовала масштабный проект реконструкции. «Шедевр» (насчет уместности кавычек решите для себя сами) советского модернизма предлагалось стереть с лица земли, а на освободившихся 22-х гектарах возвести торгово-развлекательный центр с парочкой апарт-отелей. Планы девелопера быстро получили одобрение мэрии.

Причины, по которым парк «Галактика» по сей день существует лишь на бумаге и рендерах, остались за кулисами большого бизнеса. И хотя ценители архитектурных изысков Леонида Павлова смогли выдохнуть с облегчением (как минимум – на время), текущее состояние «Варшавского» довольно печально.

-6

С некоторых ракурсов здание техцентра выглядит вполне «живым». Бесконечный стилобат не страдает от отсутствия арендаторов – причём, дело не ограничивается автомобильными конторами (их здесь десятки!). На Варшавском шоссе 170Г можно пообедать, заказать офисную мебель или входную дверь, купить камуфляжный костюм и даже напечатать рекламные брошюры. Другой вопрос – захочется ли?

-7

Пожалуй, «небрежно» – не самое подходящее слово, но это первое, что приходит на ум. Покосившиеся заборы, поредевшие облицовочные панели, непонятные сараи-бытовки и разномастные хаотичные вывески… В случае острого приступа ностальгии по лужковской Москве, вы точно знаете, куда бежать в первую очередь.

-8

А теперь ненадолго перенесёмся в середину 1970-х. Только посмотрите, какой образцовый порядок! Особенно внимательные разглядят на фотографии ГАЗ-21 и ГАЗ-22. Зажиточные ребята заехали к неофициалам.

-9

Чтобы подняться на стилобат и припарковаться непосредственно у основания «треугольника», нужно было заплатить десять копеек. По меркам сегодняшних реалий это примерно 35 рублей. Однако денег за въезд, разумеется, никто не просит.

-10

Попасть на верхний этаж «треугольника» можно (внезапно!) на лифте (в левом верхнем углу фото). Именно здесь располагался основной шоу-рум «Жигулей», и здесь же в начале нулевых проложили картинговую трассу с мостом и тоннелем. С балкончиков напротив открывался прекрасный вид на 450-метровое кольцо с прорезиненным покрытием и отличным «держаком».

-11

Воспоминания картингиста Сергея Радивилина, работавшего в картинг-центре на Варшавке: «Пик развития картодрома пришелся на 2002-2006 годы. Ежегодные 12-часовые марафоны собирали  под этой крышей звёзд автоспорта, кино и телевидения. А для пилотов-любителей проводился чемпионат «Формула-Русь Варшавка». Главный приз – полностью оплаченный сезон в одноименной серии».

-12

Сегодня о существовании картодрома напоминают разве что знак «Главная дорога» в районе бывшего выезда из закрытого парка, да простенькие гоночные комбинезоны, оставленные в раздевалках (дверь под лестницей). В остальном шестой этаж «треугольника» представляет собой печальное зрелище. Даже бетонный бортик пандуса зачем-то сломали. Нужно внимательно смотреть под ноги.

-13

Впрочем, повстречать парочку чудом уцелевших артефактов всё-таки удалось. Один из таких – на фото. Несмотря на множество предусмотренных ячеек, выбор цвета новых «Жигулей» в СССР был достаточно условной опцией. Завод мог неделями отгружать «Варшавскому» автомобили одного оттенка. Покупали в буквальном смысле, что давали. Да и палитра была довольно скромной.

-14

Захотелось увидеть предыдущее фото поближе? Прекрасно понимаем – сами залипли! Кстати, ловите любопытнейший факт: вазовскую «классику» никогда (вообще!) не красили в черный. «Представительский» цвет берегли для продукции ГАЗ («Волги» и «Чайки») и лимузинов ЗиЛ. Субординация в действии.

-15

Самый роскошный (по советским меркам, разумеется) кабинет шоу-рума обильно отделан деревом, и да – он тоже треугольный. Даром, что находится в центре здания. В одном из ящиков обнаружилась инструкция на телефон Nokia 1280 родом из 2009-го и записка, адресованная Азамату. В противоположном углу комнаты – иссохший скелет голубя или вороны. Его лучше оставим за кадром. 

-16

Пандус, ведущий под купол «Варшавского», действительно тянет на звание архитектурного шедевра. И да – несмотря на бесконечные разговоры о грядущем сносе техцентра, надежда на сохранение кластера окончательно не умерла. Говорят, буквально на днях здание обзавелось новыми владельцами и готовится превратиться в нечто вроде второго АТЦ «Москва». Но это не точно.

-17

Стоящая особняком станция нейтрализации также относится к комплексу техцентра и принадлежит карандашу архитектора Павлова, а мозаичное панно, покрывающее фасад, создано известной советской художницей Габриэлью Белоярцевой-Вайсберг. Впрочем, местные живописцы не стесняются добавлять новые штрихи. Гоба – нехороший.

-18

Закончить экскурсию хочется вот этой открыткой: грустная «четверка» погибает на задворках «Варшавского» в компании выставленных на мороз станков литовского станкостроительного завода «Жальгирис».