Давным-давно Месения восстала против Спарты. Снова, да. Не успели спартанцы собраться и покарать наглых илотов, границу перешло войско Аргоса. Оказавшись перед угрозой войны на два фронта, спартанцы обрадовали - это кто ж вас всех хоронить-то будет?!
Долго думали думали эфоры (должностные лица, обладавшие широким кругом полномочий) - с кого нам начать? - и решили обратиться за советом к богам. Точнее, к богу Аполлону. В Дельфы, к местному оракулу, было снаряжено посольство. Оракул сказал, что вождь из Афин приведёт Спарту к успеху.
Можете себе представить недоумение спартанцев: они решили, что Аполлон их троллит, предлагая такое. Впрочем, приказ бога не обсуждается, и посольство отправилось в Афины. Афины, заклятые друзья Спарты, были не в восторге от обязанности помогать. Но против бога, насылающего на ослушников чуму, не поспоришь.
Афиняне отправили Тиртея - хромого старого учителя. Это была отмазкака с их стороны - волю Аполлона не нарушили и вождя дали. Про физические параметры в ТЗ ничего не было! Спартанские воины действительно были разочарованы, когда увидели учителя, хромого на ногу. Но через некоторое время поняли, Тиртей - это то, что доктор прописал.
Тиртей оказался талантливым автором (почти как я), сумел воспламенить сердца спартанцев своими стихами и внушил спартиатам уверенность в победе. Больше спартанцы не колебались, кого бить, а мочили всех!
Месения была покорена, а Аргос на долгие годы стал военной площадкой Спарты - как сказал позже царь Клеомен: "Нашей молодёжи надо на ком-то тренироваться".