Найти тему

В чем философский смысл мифа о Минотавре

Среди множества драматичных сюжетов греческой мифологии история Минотавра относится к наиболее драматичным и многократно интерпретируемым в течение более чем двух тысячелетий. Этот миф порождает различные культурологические, психологические и философские ассоциации и идеи. Это возможно потому, что его смысл можно понимать по-разному.

Напомню канву самого сюжета: жена царя Миноса воспылала преступной страстью к быку и родила получеловека-полубыка Минотавра. Царь поместил монстра в лабиринте, и ему приводили в жертву юношей и девушек. Один из них - Тесей, сумел победить Минотавра и выбраться из лабиринта благодаря нити, которую ему дала царская дочь Ариадна.

 Минотавр. Изображение на греческой вазе
Минотавр. Изображение на греческой вазе

Этот миф идет своими корнями в синкретизм древних людей, которые не видели принципиальной разницы между животными и людьми, а также силами природы. Бык, ставший отцом Минотавра, вышел из моря, то есть является порождением стихии. Неконтролируемое разумом чувство, обуявшее женщину, показывает ту власть, которую над человеком имеет эмоциональность.

Образ человекобыка тесно связан с тотемизмом, когда многие народы воспринимали быка как своего первопредка. Культ быка существовал в шумерской, египетской, ассирийской, индийской культурах. Был и он и минойской культуре, став духовным стержнем этой цивилизации.

Тесей и Минотавр. Изображение на греческой вазе
Тесей и Минотавр. Изображение на греческой вазе

Соединение животной и человеческой природы в образе Минотавра можно рассматривать как выражение переходного состояния в понимании различия животного и человека. Однако в Минотавре ярче выражено именно стихийное, бездумное начало. Он свиреп, силен, кровожаден.

Интересные интерпретации давали различные исследователи, связывая Минотавра с лабиринтом, в котором он обитал. Лабиринт для древнего человека - символ хаоса, ужаса, наглядный пример несущей гибель неизвестности. Все непонятное пугает человека, и лабиринт в этом смысле - очень точный образ неведомого, таинственного. Неудивительно, что в нем затаился опасный монстр.

Тесей и Минотавр. Римская мозаика
Тесей и Минотавр. Римская мозаика

В психоанализе З. Фрейда лабиринт - символ бессознательного, а Минотавр - образ подавленных желаний, страхов. Борющийся с ним Тесей - это разумное начало в человеке, стремление разобраться в себе, победить свои страхи. В этом ему помогает нить Ариадны, то есть это то, что может раскрыть человеку часть его бессознательного. Например, это могут быть сны.

Поскольку фрейдизм оказал огромное влияние на понимание человека и культуры в ХХ веке, то и образ Минотавра приобрел в наше время множество смыслов психоаналитического характера. В первую очередь, его понимают как страхи человека, блуждающего в собственном внутреннем мире.

Тесей и Минотавр. Современная скульптура.
Тесей и Минотавр. Современная скульптура.

Другой подход к образу Минотавра - как к изгою, то есть существу, не сумевшему найти свое место в мире, неприкаянному путнику, обуреваемому противоречиями. Предполагается, что в подсознании каждого человека таится свой Минотавр, которого надо суметь увидеть и победить, утвердив тем самым свою чисто человеческую сущность. Лабиринт же - образ внешнего мира, из которого невозможно вырваться.

Победа над Минотавром - это победа цивилизации над дикостью. Однако она не окончательная, поскольку, как известно, Ариадна в конечном итоге досталась не Тесею (олицетворению разумного начала), а Дионису, который есть воплощение природной стихии, образ иррационального.

Читайте еще на моем канале:

Почему в нашей жизни полно запретов: социологический подход

Станет ли человек будущего киборгом?

Из блога мужа:

Какой сериал можно будет потом снять о нынешней ситуации