Чего он только ни говорил, ни играл, какие конструкции ни строил. Казалось, он хотел преодолеть музыку с помощью самой же музыки, а несообразность и абсурдность жизни – создаваемыми им фантазмами.
Мой Курехин
Сегодня, 16 июня, день рождения Курехина. Я прожил с ним параллельно в одном времени 11 лет – с 1985 до 1996 гг. За этот период он пролетел по странной траектории от как-бы-немного-рокера и джазового импровизатора-виртуоза до организатора ярких хеппенингов и приверженца пугающей многих политической идеологии.
С его творчеством я познакомился еще в старшей школе. Сначала это был пиратский mp3-сборник "Русский рок", на котором были собраны альбомов десять. Курехин со временем стал очевидной вещью, которую не объедешь.
Интересный человек в интересное время
Недавно вышли книга и сериал П. Авена "Время Березовского". Там о том, что этим временем были только 90-е (затем БАБ уже выпал из обоймы). По этой же логике временем Курехина была вторая половина 80-х и начало 90-х. Именно в этот период он совпал с запросом аудитории на "людей с открытым разумом" (open-minded people).
Казалось, всё ему мало: джаз, рок, экспериментальная музыка, кино и "Кино", "Аквариум" и "Поп-механика", мистификации, Ленин-гриб. В импровизационной музыке на фортепиано (как пример могу вспомнить CD "Давкот", концерт в США) явно слышится его тяга всё снести, еще какая-то лихость и дикость (в хорошем смысле слова).
Его коллега саксофонист Сергей Летов в интервью сказал, что Курехин сжег себя изнутри из-за невостребованности. И в 90-х действительно он разочаровался, как сам говорил. Ожидания в искусстве были совсем другие. И, похоже, путь для его вагонетки фатально переключился. Но кто был стрелочником? Вопрос открытый.
На кого похож Курехин?
Говорить о его сверхгениальности и непохожести кажется легко и просто. На самом деле сам Сергей называл множество имен, повлиявших на него. Он не любил академическую музыку, вообще "музыкальную школу". Выделял Олега Каравайчука.
Кстати, в последние годы Сергей "раздал" множество критических замечаний, из-за которых на него обиделись. В программе Разбаша говорил, что в России толком и джаза-то не было. А искусством у нас считаются люди, которые только намереваются заниматься искусством (что оригинально звучит и местами соответствует реальности).
Но всё-таки есть одна фигура, с которой Курехин очень даже сопоставим – это Фрэнк Заппа. Тоже в какой-то степени рокер, в какой-то – импровизатор, в какой-то – авангардный композитор. И в политику оба окунулись (Заппа заявлял о президентских амбициях и высказывался крайне радикально, что отражалось и в музыке).
Но Курехин – наш! Он вмещал в себя слишком многое. И путь в душу русской разухабистой интеллигентности (а точнее – обратно) лежит через Курехина.
А что вы о нем думаете? Что в жизнетворчестве Курехина вам нравится/не нравится. Пишите в комментариях!
Дочитали до конца? Ставьте "нравится" и подписывайтесь! (не стесняйтесь)