Экология — тренд. Эко-продукты есть на полках супермаркетов. На кассах — биоразлагаемые пакеты. Бумага, ткань, полиэтилен — что из этого эко, а что — маркетинговая маскировка? Бумага и картон условно экологичны. Да, они легко гниют. Их перерабатывают. В городе, где сортируют мусор, собирают макулатуру, используют коробки и пакеты из переработанного сырья, они могли бы работать… или нет?
Нет. Даже в идеальных условиях на производство бумаги тратится слишком много ресурсов. Выбросы в атмосферу, расходы на доставку и хранение здесь в 2-4 раза больше, чем у полиэтилена. К тому же бумажную упаковку не используют повторно. Кофейный стаканчик, салфетку от бургера, гофрированную тарелку нельзя сполоснуть и поставить в сервант. Что делать? Отказываться от одноразовой упаковки, где это возможно. Заказывать кофе в термокружку, ходить за продуктами с холщовой сумкой, не обедать в сетях фастфуда — они злоупотребляют картонными коробками и пакетами из крафта. Обычный пластик и биоразлагаемый одинаково неэкологичны. Первый перерабатывают, но его слишком много. Обычный пластик повсюду — от трубочек для коктейлей и упаковки наушников до мусорных мешков и пакетов с пакетами. Он так привычен, что стал невидимкой.
Пластиковые соусники и контейнеры, вилки и ложки в заказах с готовой едой, почтовые пакеты и скотч, файлы для бумаг, индивидуальная упаковка перекусов и сладостей. Из пластика делают даже протезы. Нельзя просто взять и отказаться от него. Можно — не перепотреблять, сортировать и перерабатывать. Сознательность все еще лучшая технология. А вот биоразлагаемый пластик — лишь маркетинговый ход. По крайней мере в России. Разлагаемый пластик, как компост, — работает лишь в определенных условиях. Ему нужны отдельный полигон, солнце, свежий воздух, постоянная влажность и температура. Почти курорт. Тогда он разлагается без вреда для природы. В остальных случаях — расползается на фрагменты, как знаменитые пакеты из Billa. Продукты распада “эко-пластмассы” — пыль и труха. Они легко попадают в воду и почву, где рыбы, птицы, мелкие грызуны, привлеченные запахом, съедают их и погибают. Люди — только вдыхают. Что делать? Полагаться на собственные силы. Обедать в кафе или домашней едой, не пиццой или суши. Сортировать мусор, вовлекать в экодвижение друзей и соседей. Оценивать и покупать продукты, а не ярлыки на упаковке.Синтетические и натуральные ткани вредны по-разному. Качественная синтетика износостойка, но не перерабатывается. Лучший вариант для нее — ресайклинг, полное преображение в руках дизайнера. Recyclie-проекты поддерживают H&M, Uniqlo, колледжи моды, но этого мало. Лишней одежды ежегодно уничтожается несколько тонн. Производится и продается еще больше. Внешне она не портится, не гниет. Но она разрушается — медленно, как биоразлагаемый пакет. Краска и частицы п/а вымывается из вещей, когда их стирают или носят.
И чем дешевле материал, тем сильнее он линяет, пачкается и оставляет следы на коже. Такая одежда уже неэкологична. Но ее вред для природы невероятен. Синтетические волокна и краску, попавшие в сток с водой из стиральной машины, не собирают фильтром. Они слишком малы. При этом ⅓ пластиковых отходов в мире — именно остатки синтетики. Пора перейти на натуральные ткани? Нет. Лен, шерсть, хлопок и шелк проще переработать. Но появляются они не из воздуха. Производят их не бабушки за куделью, а текстильные комбинаты. Каждый лоскут натурального полотна — это вырубленный под пастбище лес, запертые в загонах животные, новые пестициды. А еще, отказавшись от синтетики, придется носить кожу и мех.Что делать? Покупать реже. Выбирать вещи осознанно, не импульсивно. Обращать внимание на историю бренда. Ходить в секонд-хенды, а не в торговые центры. Дарить и жертвовать вещи, которые разонравились, стали малы. Экологичность — не свойство, это процесс. Умение найти лишнее и отказаться от него без вреда для повседневной жизни.