Легенда о Венеции, как городе прекрасных и изысканных куртизанок живет и сегодня. Наряду с гондолами, Дворцом дожей и мостом Вздохов, дом, где предположительно жила знаменитая Вероника Франко, вам покажут на рядовой обзорной экскурсии по Венеции. После выхода фильма "Честная куртизанка" этот образ немного скорректировался. Венецианка XVI века обрела современные формы, сделанные в зале, и стала восприниматься почти как наша современница, которую судьба вынудила вести такой образ жизни.
Оставляя за скобками разговора вопросы о статусе куртизанок, причинах их появления и этике вопроса, я буду рассказывать о каноне красоты в Венеции XVI века. Благо, блистательная венецианская школа живописи оставила нам немало портретов, которые точно идентифицируются со знаменитыми "честными" куртизанками. Начнем мы с портрета, написанного блистательным Паоло Веронезе.
По воспоминаниями современников Нини была одной из дорогих "честных" куртизанок и хорошей приятельницей художника. Мы видим очень далекий от современности тип красоты: очень широкие плечи, увеличенные за счет декора рукавов, маленькая на их фоне головка с аккуратной прической и далеко не самая стройная талия. Фигура кажется непропорциональной. Конечно, мы должны помнить об очень специфической венецианской обуви - чопинах, делавших женщину очень высокой.
"Платья венецианских дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы уложены толстыми косами в виде своеобразных рогов. Сзади на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, так как носят обувь на очень высокой платформе, почти 50 см. Поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным."
История с обнаженной грудью довольно интересна, намеренно обнажали грудь только куртизанки. Замужние дамы носили просто очень откровенное декольте. Вот портрет Вероники Франко, в отличие от своих коллег, эта интеллектуалка только приоткрывает грудь. Тогда как большинство делало это откровеннее.
Мода на золотые волосы, которые до сих пор нередки на северо-востоке Италии, требовала высветления всех неблондиок до блондинок. Дородная золотоволосая дама была идеалом венецианской красоты. В отличие от героини фильма куртизанки не могли фехтовать и ловко прыгать по гондолам. Гиподинамия, хорошая еда и тяжелая одежда сформировали этот особый грузный тип красоты, такой далекий от знакомого нам.
Напоследок, одна искусствоведческая история. Обычно все истории о куртизанках иллюстрируют вот этой картиной Карпаччо. В 90-е годы ХХ было доказано, что героини не куртизанки, а матроны, ждущие мужей с охоты.
Вот такая тонкая грань между куртизанками и почтенными женами. О, времена, о нравы!
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!