Найти тему
Вечерний лекторий

Судьба корифея, или Что такое хорошо и что такое плохо*.

Оглавление

4 ноября с.г. будет отмечаться 445 лет со дя рождения
Гвидо РЕНИ
(итал. Guido Reni; 4 ноября 1575, Кальвенцано, Эмилия-Романья — 18 августа 1642, Болонья) — итальянского живописца, представителя болонской школы.


________________________________
* Внимание! текст содержит непростительно большое количество печатных знаков! ;-)

Гвидо Рени, Автопортрет. Холст, масло. 1630-е г.г.                                                                                                 Галерея Автопортретов Уфицци, Флоренция, Италия.
Гвидо Рени, Автопортрет. Холст, масло. 1630-е г.г. Галерея Автопортретов Уфицци, Флоренция, Италия.

Сто лет имя этого художника - при всей номинальной изученности его творчества - было окружено стеной пренебрежения, высокомерного молчания.

Маэстро словно предали анафеме. Его знали, изучали, но как-то неохотно, исподволь, словно что-то недостойное внимания...

Даже сейчас, когда " всплывают" все непочтенные для искусствознания ХХ века направления и имена в искусстве, некоторые люди, довольно поверхностно знакомые с историей предмета, когда слышат это имя впервые, предполагают:

И приходят в крайнее изумление, когда узнают, что

Гвидо Рени - имя №1 для художников XVII - 1-ой пол. XIX в.в. Точнее, №2. После Рафаэля.

Гвидо Рени, осф Прекрасный и жена Пентефрия. Холст, масло. 1600-10-е г.г.,                                                        ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Гвидо Рени, осф Прекрасный и жена Пентефрия. Холст, масло. 1600-10-е г.г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Вот!

Именно этот-то факт - принадлежность к сверхблагонадежной "Небесной когорте" хрестоматийных академических классиков - и дискредитировал художника в глазах "прогрессивной" критики прошлого столетия.

Гласной анафеме был предан академизм и все мастера, с ним связанные - с братьями Каррачи и Гвидо Рени во главе.

Удивительно, как при этом предубеждении, тем же самым критикам, которые клеймили Рени & Кo, удалось "обелить" Пуссена и Лоррена, провозглашавших, по сути, те же художественные принципы, делавших то же дело, что и академисты, неоднократно с ними контактировавших и весьма их почитавших. Но этих двух деликатно назвали "классицистами" - и таким образом раз и навсегда отмежевали от позорного явления. Вероятно, на то были причины не столько художественного, сколько "партийного" толка.

Гвидо Рени, Распятие апостола Петра, Холст, масло. 1604-1605.
Гвидо Рени, Распятие апостола Петра, Холст, масло. 1604-1605.

_______________________________

...В своё время, будучи молодым сотрудником кафедры Истории Искусств и Реставрации, в.п.с. первым (и последним) сформировал развернутый курс лекций по искусству болонского академизма.
Поэтому, что такое "болонский академизм" - его предысторию, историю формирования, идейный пафос, художественно-стилистические особенности и последствия для мирового искусства - пересказывать не буду.

Извините. Возможно, когда-нибудь, отдельно.

Гвидо Рени, Кентавр Несс похищает Деяниру, Холст, масло. 1600-10-е г.г., Картинная галерея Пражского Града, Прага, Чехия.
Гвидо Рени, Кентавр Несс похищает Деяниру, Холст, масло. 1600-10-е г.г., Картинная галерея Пражского Града, Прага, Чехия.

Помню, как скучали на лекциях студенты. Материал-то незнакомый и совсем-совсем нескандальный.

Гвидо Рени, Кентавр Несс похищает Деяниру, Холст, масло. 1620-21-е г.г., Париж, Лувр.
Гвидо Рени, Кентавр Несс похищает Деяниру, Холст, масло. 1620-21-е г.г., Париж, Лувр.

Про цвет чулков и исподнего там ничегошеньки не было. Как не было об убийствах, заговорах, адюльтерах, внебрачных детях и однополых связях. Скукотень! (вообще, эти милые подробности - не мой жанр; я их знаю, но предпочитаю не выносить на обсуждение).

Но при всей этой благопристойной скуке - как шарахались кафедральные корифеи!

Гвидо Рени, Самсон - победитель филистимлян. Холст, масло, 1610 г.
Гвидо Рени, Самсон - победитель филистимлян. Холст, масло, 1610 г.

Уже были защищены все возможные диссертации по некогда столь же "дурному" модерну, уже реабилитировали еще более ужасных прерафаэлитов и символистов. Уже засматривались на "вторичных и подражательных" Назарейцев.

Академизм так и оставался с клеймом неприкасаемости.

"Это же - нельзя! это - mauvais genre! это - потрафление низкопробным буржуазным вкусам!" Хотя на дворе был уже... 2000-й год. Вот, насколько прочно въелось в головы, что

АКАДЕМИЗМ - это ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ПЛОХО!

Гвидо Рени, Аврора. 1614 г., Фреска. Палаццо Роспильози-Паллавчини, Рим, Италия.
Гвидо Рени, Аврора. 1614 г., Фреска. Палаццо Роспильози-Паллавчини, Рим, Италия.

Почему плохо - никто ответить не мог. Никто не мог и раньше, в 90-е, в 80-е, в 70-е... Ни здесь, в высшем заведении, ни в художественной школе, ни, тем более, на уроках МХК - в обычной, очень и очень средней школе. Более ранних дебатов я воочию не застал...

Тем не менее, уже с конца XIX века это было - ПЛОХО!

Гвидо Рени, Избиение младенцев Иерусалимских. Холст, масло,1611 г., Национальная галерея, Болонья, Италия.
Гвидо Рени, Избиение младенцев Иерусалимских. Холст, масло,1611 г., Национальная галерея, Болонья, Италия.

Три столетия истории искусства - с конца XVI по конец XIX века - чохом, без разбору, под одну гребенку. Из всех книг по искусству XVII - XIX в.в, написанных в 1950-80-е г.г. надрывно в унисон звучало: "Фууу, плохо!!!"

Вроде бы, картины академистов - хоть того же Гвидо Рени - висят в крупнейших музеях мира, и не на худших местах и никогда не убирались в запасники - а хоть стреляйся! Плохо - и шабаш!

Гвидо Рени, Обучение Богоматери при храме Иерусалимском. Холст, масло. 1620-е г.г., ГЭ, Санкт-Петербург.
Гвидо Рени, Обучение Богоматери при храме Иерусалимском. Холст, масло. 1620-е г.г., ГЭ, Санкт-Петербург.

Пойдемте дальше, мол, товарищи, нам предстоит впасть в экстаз от Караваджо и Веласкеса . А там и импрессионисты - не за горами. А всё ЭТО - не стоит Вашего внимания. (Целых два центральных зала Эрмитажа - не стоят внимания?! Хороша выставочка...)

- Да почему плохо-то?
- Непочему! Плохо и всё! Ты что - дурак?

Это - как заклинание. Как "Отче наш". Как клятва пионерской организации, - священно и не обсуждается...

Видимо, всё-таки обсуждается. Это доказывает тот мутный поток книг, выставок, интернет-публикаций, который ринулся на изможденного в боях с "буржуазными вкусами", зрителя, мнителя (у него, у зрителя теперь по любому поводу своё "мнение", пусть он и вылез только вчера из трясины первобытного невежества) начала века ХХI; весь тот поток информации, посвященный

АКАДЕМИЗМУ, как МАГИСТРАЛЬНОМУ (не по мнению прогрессивных критиков всего мира ХХ века, а по объективным причинам) направлению в искусстве XVII - 1-ой пол. XIX в.в.

Гвидо Рени, Крещение Христа. Холст, масло. 1622-23 г.г., Музей истории искусств, Вена, Австрия
Гвидо Рени, Крещение Христа. Холст, масло. 1622-23 г.г., Музей истории искусств, Вена, Австрия

Поток этот действительно мутен. Вместе с достойнейшими именами и произведениями, на нас несется пена, халтура и мусор. Как отделить их? Это вопрос всей жизни. Если, конечно, она не подбрасывает Вам других вопросов.
______________________________

Что же касается не желчных мемориев в.п.с., а самого Гвидо Рени, точнее ЕГО искусства...

Действительно, его имя было своего рода эталоном качества для художников и ценителей искусства XVII - XIX веков.

Слишком предвзято и шаблонно, на веру воспринимаемым эталоном.

Поэтому и не устоял на пьедестале.

Крепкий рисовальщик и живописец, прекрасно чувствовавший Форму и Цвет, мастер-декоратор и виртуоз композиции, он, кроме того, был из тех, кто стоял у истоков высшего художественного образования.

Гвидо Рени, Женская голова. Натурная штудия. Уголь, мел, сангина, 1620-е г.г.
Гвидо Рени, Женская голова. Натурная штудия. Уголь, мел, сангина, 1620-е г.г.
Гвидо Рени, Мадонна с предстоящими св. Лючией и Марией Магдалиной. Холст, масло, 1630-е г.г.
Гвидо Рени, Мадонна с предстоящими св. Лючией и Марией Магдалиной. Холст, масло, 1630-е г.г.

Он был третьим - после Лодовико и Аннибале Каррачи - президентом Болонской Академии (с 1619 года).

Именно Болонская Академия Вставших на правильный путь (Аccadaemia degli Incaminati) в конце XVI века стала первым учебным заведением, в котором преподавали Подражательные Искусства - рисунок, живопись, архитектуру. Амбиции были велики - стать на равных с Болонский университетом - одним из первых в Европе высших учебных заведений, где с XIV века преподавали Искусства Свободные - Математику, Историю, Астрономию, Медицину, Поэзию и Музыку.

Гвидо Рени, Мадонна со святыми покровителями Болоньи. Холст масло, 1631 г., Галерея Акадмии, Болонья, Италия.
Гвидо Рени, Мадонна со святыми покровителями Болоньи. Холст масло, 1631 г., Галерея Акадмии, Болонья, Италия.

До тех пор "искусство" за искусство не считалось. Ремесло!

(В руках многих "образованцев" оно таковым до сих пор и осталось; у иных и этого нет).

Гвидо Рени работал не только в родной Болонье, но, по большей мере, в Риме и, как ни странно, в Неаполе.

(Странно не то, что он там работал, а что его оттуда не выжили или попросту не отравили неаполитанские художественные мафиози, ученики Караваджо, вечного противника болонцев - впрочем, сводить счеты с мертвыми - смешно! История их примирила и уравняла).

Специализировался Гвидо Рени на "высокой" исторической живописи, то есть на мифологических и религиозных сюжетах. Именно последней он отдавал предпочтение.

(Для любителей пикантных историй: биографы сообщают, что художник очень конфузился, когда писал обнаженных дам. Конфузился, но писал же! И, судя по всему, не без удовольствия.)

Гвидо Рени, Аталанта и Иппомен, 1625 г., Холст, масло.
Гвидо Рени, Аталанта и Иппомен, 1625 г., Холст, масло.
Гвидо Рени, Фортуна, удерживаемая Амуром, 1620-е г.г. Холст, масло.
Гвидо Рени, Фортуна, удерживаемая Амуром, 1620-е г.г. Холст, масло.
Гвидо Рени, Лежащая Венера и Амур. Холст, масло, 1630-е г.г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.
Гвидо Рени, Лежащая Венера и Амур. Холст, масло, 1630-е г.г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Гвидо Рени сформировал новый канон религиозной живописи второго этапа Контрреформации (к. XVI - 1-я четв. XVII в.в.).

Гвидо Рени, Благовещение Марии. Холст, масло, 1620-е г.г. Коллекция Павловского музея-заповедника. Павловск, Ленинградская обл.
Гвидо Рени, Благовещение Марии. Холст, масло, 1620-е г.г. Коллекция Павловского музея-заповедника. Павловск, Ленинградская обл.
Гвидо Рени, Непорочное Зачатие. Холст, масло, 1630-е г.г.
Гвидо Рени, Непорочное Зачатие. Холст, масло, 1630-е г.г.
Гвидо Рени, Поклонение пастухов. Дерево, масло, 1630-е г.г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Гвидо Рени, Поклонение пастухов. Дерево, масло, 1630-е г.г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

До него в католическом храмовом искусстве таковой Канон (ведь он существует не только в православной иконописи, как бы ни хотелось провозглашать иным радетелям) формировали Дуччо Буонинсенья (13 век), Фра Беато Анжелико (15 век), уже упомянутый Рафаэлло Санти.

Гвидо Рени, Коронование Богоматери. Холст, масло, 1630-е г.г.
Гвидо Рени, Коронование Богоматери. Холст, масло, 1630-е г.г.

Именно после них, творчество Гвидо Рени - и никого другого - было признано Божественным.

Конечно, здесь речь идет не только о живописном аспекте его искусства, но , в первую очередь, о соответствии его произведений - литургике. Но тем не менее, это кое-что да значит.

Гвидо Рени, Апостол Матфей с Ангелом. Холст, масло, 1600-е г.г.
Гвидо Рени, Апостол Матфей с Ангелом. Холст, масло, 1600-е г.г.
Гвидо Рени, Голова бородатого мужчины. Офорт, 1600-е г.г.
Гвидо Рени, Голова бородатого мужчины. Офорт, 1600-е г.г.

Гвидо Рени, Св. Иосиф Обручник с младенцем Христом на руках. Холст, масло, 1630-е г.г
Гвидо Рени, Св. Иосиф Обручник с младенцем Христом на руках. Холст, масло, 1630-е г.г
Гвидо Рени, Святой Иероним с Ангелом. Холст, масло, 1630-е г.г.
Гвидо Рени, Святой Иероним с Ангелом. Холст, масло, 1630-е г.г.
Гвидо Рени, Св. Иероним. Офорт. 1610-е г.г.
Гвидо Рени, Св. Иероним. Офорт. 1610-е г.г.

Загруженный многочисленными церковными и светскими заказами (надо сказать, что портретов он принципиально не писал; автопортрет в этом смысле - большая редкость), художник вынужден был бесконечно тиражировать свои работы. С одной стороны, это увеличивало его популярность и способствовало насаждению того самого Канона, о котором мы говорили.

Гвидо Рени, Святая Вероника с Платом. Медь, масло, кон. 1630-х г.г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Гвидо Рени, Святая Вероника с Платом. Медь, масло, кон. 1630-х г.г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

С другой стороны, это же во многом обесценивало художественный результат. В конце концов, именно этот "тиражный" подход, в первую очередь, и был причиной изначального неудовольствия критиков.**

Гвидо Рени, Ecce Homo ("Се человек"). Дерево, масло, Конец 1630-х г.г.
Гвидо Рени, Ecce Homo ("Се человек"). Дерево, масло, Конец 1630-х г.г.

Впоследствии оно распространилось и на творчество Рени, и на весь академизм в целом.
У художника была большая мастерская, из которой вышли несколько безупречно вышколенных имитаторов манеры Маэстро. Поэтому, зачастую 100% авторская атрибуция представляется почти невозможной.

Гвидо Рени, Mater Dolorosa (Скорбящая Богоматерь). Дерево, масло, кон. 1630-х г.г., Галерея Корсини, Рим, Италия (репродукция нач. ХХ в.)
Гвидо Рени, Mater Dolorosa (Скорбящая Богоматерь). Дерево, масло, кон. 1630-х г.г., Галерея Корсини, Рим, Италия (репродукция нач. ХХ в.)

После смерти, подобно вышеперечисленным художникам - от Дуччо до Рафаэля - маэстро Гвидо был причислен к лику beati, "блаженных"

(по католической традиции - это низший чин святости; православному пониманию этого слова не соответствует).
_______________________________
** К слову: ставший мемом "Пушистый Иисус" - в своем оригинальном виде - ни что иное, как одна из многотысячных вариаций образа "Ecce Homo", написанных Гвидо Рени.

Элиас гарсиа Мартинес (1858-1934), Ecce Homo, Церковь Милосердия в Борхе (провинция Сарагоса). Стенная масляная живопись. До и после "реставрации"  Сесилии Хименес в 2010-12 г.г.
Элиас гарсиа Мартинес (1858-1934), Ecce Homo, Церковь Милосердия в Борхе (провинция Сарагоса). Стенная масляная живопись. До и после "реставрации" Сесилии Хименес в 2010-12 г.г.

По тому, что в изначальном виде эта самая стенопись была создана в конце 19 века, когда академизм был, мягко говоря, не в фаворе, можно судить, насколько всё же был живуч Канон Гвидо Рени в католическом храмовом искусстве и насколько при этом скудны были творческие ресурсы западно-европейского искусства - в этом жанре - указанного периода.

Но это - уже не вопрос суждения, это констатация факта.

Обсудить его можно было бы отдельно.

____________________________________________________

© Агранович В.А. - текст;

Фото - из личных фондов автора и из свободных источников.

Автор благодарит читателей за внимание и терпение и надеется на благосклонность.