Найти в Дзене
Солид Банк

Законодательство. Новости с 5 по 12 июня 2020

Друзья, начинаем новую рубрику: Законодательство. Нвости.

Еженедельно мы будем рассказывать вам об изменениях в Законодательстве. В большей мере нас, конечно же, интересуют новости финансовой сферы. Но мы понимаем, что вам могут быть интересны не только новости банковского дела и финансов

Будьте всегда в курсе нововведений!

Итак, поехали! Что изменилось с 5 по 12 июня 2020?

-2

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банк России представил график работы платежной системы в выходные дни 6, 14, 20 и 27 июня

Информация Банка России от 05.06.2020

"О работе платежной системы Банка России 6, 14, 20 и 27 июня 2020 года"

Также сообщается, что в указанные выходные дни кассовое обслуживание клиентов Банка России, прием распоряжений на бумажном носителе и прием распоряжений о списании и зачислении денежных средств по счетам, открытым в полевых учреждениях Банка России, не осуществляется.

В объявленные нерабочие дни 24 июня и 1 июля 2020 года Банк России не будет осуществлять операции по предоставлению и абсорбированию ликвидности, а также сделки на внутреннем валютном рынке

Информация Банка России от 05.06.2020

"Об операциях Банка России 24 июня и 1 июля 2020 года"

Одновременно в информации сообщается о сроках проведения иных операций. Так, в частности:

- операции репо по фиксированной ставке будут проводиться 23 и 30 июня 2020 года с исполнением первой части в день проведения, второй части - 25 июня и 2 июля 2020 года соответственно;

- погашение кредитов Банка России, дата возврата которых приходится на 24 июня и 1 июля 2020 года, будет осуществляться 25 июня и 2 июля 2020 года соответственно;

- операции по покупке и продаже иностранной валюты на организованных торгах ПАО Московская Биржа будут проводиться 23 и 30 июня 2020 года с датой расчетов 25 июня и 2 июля 2020 года соответственно.

Банком России предложены меры по поддержанию цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой, товаром

Проект Указания Банка России "О порядке и условиях поддержания цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром в соответствии частью 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Проект устанавливает порядок и условия осуществления действий, направленных:

- на поддержание цен на ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг;

- на поддержание цен в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов;

- на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром.

В частности:

- вводится ограничение на категорию клиентов, за счет которых участник торгов вправе исполнять обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром. В соответствии с проектом такими клиентами могут выступать физические лица, подтвердившие свое соответствие требованиям, установленным организатором торговли, и юридические лица, действующие от своего имени и за свой счет и (или) от своего имени и за счет клиента, не являющегося физическим лицом;

- вводится ограничение уровня цен, по которым участник торгов совершает операции в целях поддержания цен в связи с размещением и обращением ценных бумаг, а также в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, предусматривается обязанность участника торгов предоставлять организатору торговли сведения о клиенте, за счет которого участник торгов выполняет свои обязательства по стабилизации цен на ценные бумаги, в случае когда такие действия осуществляются исключительно за счет указанного клиента;

- вводится обязанность уведомления участником торгов клиента о требованиях Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актах Банка России и об ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком при заключении договора с указанным клиентом;

- предусматривается, что маркет-мейкеры выполняют свои обязательства исключительно посредством "пассивных" заявок, а именно: заявок, которые приводят к заключению договора на организованных торгах только в случае последующего выставления иными участниками торгов заявок противоположной направленности на покупку/продажу финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара. Проектом также предполагается ограничение круга участников с учетом того, что осуществляемые маркет-мейкерами функции требуют должного уровня квалификации.

Вступление в силу Указания предполагается с 1 апреля 2021 года.

Банк России рассмотрел вопросы кредитных организаций по порядку применения Указания Банка России от 31.08.2018 N 4892-У

<Письмо> Банка России от 25.05.2020 N 35-2-3-1/170
"О применении отдельных положений Указания Банка России от 31.08.2018 N 4892-У"

Указанием установлены виды активов, характеристики видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, а также методика применения к указанным видам активов надбавок в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала.

В письме представлены комментарии по следующим, в частности вопросам: относительно необходимости пересчета ПДН при предоставлении "кризисных" каникул и порядке такого пересчета; неприменении надбавок к коэффициентам риска в отношении кредитов (займов), выданных заемщикам, предоставившим документы, подтверждающие наличие у них коронавирусной инфекции (COVID-19); использования источников информации о доходах заемщика и пр.

Разъяснен порядок дачи согласия клиента - физлица на получение его кредитного отчета в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью

<Письмо> Банка России от 04.06.2020 N ИН-015-44/97
"О способах получения согласия субъекта кредитной истории - физического лица на получение его кредитного отчета"

При заключении договоров потребительского займа с использованием дистанционных каналов обслуживания клиентов после проведения идентификации клиента - физического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (кроме случаев проведения упрощенной идентификации) согласие такого клиента - физического лица, являющегося субъектом кредитной истории на получение его кредитного отчета, может быть получено микрофинансовой организацией в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью в случае, если ее использование предусмотрено соглашением между ними.

Банк России разъяснил некоторые вопросы, связанные с подключением кредитных организаций к системе быстрых платежей

<Письмо> Банка России от 08.06.2020 N 04-45-5/4130
"О подключении к Системе быстрых платежей Банка России"

В целях обеспечения для граждан возможности беспрепятственно и безопасно осуществлять переводы денежных средств в условиях пандемии Банк России отмечает исключительную значимость своевременного выполнения мероприятий, связанных с подключением кредитных организаций к СБП.

Отмечено при этом, что многофункциональность СБП обеспечит возможность кредитным организациям предложить своим клиентам различные платежные решения и с учетом повышения объема совершаемых через СБП операций выработать оптимальную бизнес-модель для поддержания своей доходности.

Задержка с подключением к СБП малых и средних кредитных организаций, имеющих универсальную лицензию на осуществление банковских операций, может привести к перетоку клиентов в иные кредитные организации, предоставляющие услуги в рамках СБП, и как следствие, заметному ухудшению их финансового положения.

Банк России информирует о разработке методики определения собственных средств микрокредитной компании и формы их расчета

<Письмо> Банка России от 08.06.2020 N 44-3-3/1332
"О требованиях к размеру собственных средств (капиталу) МКК"

В связи с установлением требований к минимальному размеру собственных средств (капиталу) микрокредитной компании (за исключением микрофинансовой организации предпринимательского финансирования и организации, учредителем (акционером, участником) которой является РФ, субъект РФ, муниципальное образование) разработано и направлено на государственную регистрацию в Минюст России Указание Банка России от 01.06.2020 N 5472-У "Об установлении методики определения собственных средств (капитала) микрокредитной компании и формы расчета собственных средств (капитала) микрокредитной компании".

Указание учитывает принцип пропорционального регулирования и устанавливает методику определения и форму расчета собственных средств (капитала) МКК на основе упрощенного подхода.

Для микрофинансовых институтов доведены рекомендации в связи с введением на портале госуслуг возможности направления физлицами информации о доходах

<Письмо> Банка России от 10.06.2020 N 44-3-13/1359
"О сервисе на Едином портале государственных и муниципальных услуг"

Внедренный на портале госуслуг сервис позволяет физическим лицам направить в адрес финансовых организаций в электронном виде заверенные ФНС России и ПФР соответственно справки по форме 2-НДФЛ и выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее Справка и Выписка).

Информация, содержащаяся в Справке и Выписке, может быть использована для подтверждения дохода заемщика при предоставлении ему "кредитных каникул" в соответствии с положениями Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ.

МФИ, не представившие в установленные сроки информацию о своих электронных адресах для направления им через портал госуслуг сведений о доходах физлиц, могут дополнительно направить указанную информацию через СРО, членом которой они являются. Форма представления сведений приложена к настоящему письму.

При этом Банк России настоятельно рекомендует провести мероприятия по обеспечению должного уровня безопасности обработки полученной информации, в том числе:

использовать для получения информации выделенный (специальный) адрес электронной почты, домен которой принадлежит МФИ;

реализовывать необходимые для достижения указанной цели обеспечения безопасности получаемых данных организационные и технические меры, предусмотренные действующим законодательством, а также, в частности Национальным стандартом ГОСТ Р 57580.1-2017 "Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Базовый состав организационных и технических мер".

Совет директоров Банка России принял решение о превышении в 2020 году сроков представления отчетности и информации кредитными и некредитными финансовыми организациями

Информационное сообщение Банка России от 11.06.2020
"Банк России изменил порядок и сроки составления и представления отчетности и иной информации финансовыми организациями в 2020 году"

Сообщается, что Совет директоров Банка России в рамках последовательной практики введения регуляторных послаблений в условиях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), 5 июня 2020 года принял решение об установлении порядка и сроков составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами информации кредитными и некредитными финансовыми организациями в 2020 году, превышающих сроки составления и представления соответствующих отчетности и информации, установленные нормативными актами Банка России.

Банк России разъяснил применение кодов ОКВЭД при решении вопроса о предоставлении "кредитных каникул"

Информационное письмо Банка России от 08.06.2020 N ИН-06-59/98
"О предоставлении льготного периода субъектам малого и среднего предпринимательства"

Для реализации права заемщика, относящегося к субъектам МСП, на изменение условий кредитного договора (договора займа) необходимо соблюдение условия об осуществлении заемщиком деятельности в отраслях экономики, определенных Правительством РФ в постановлении от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).

Если в Перечне указан целиком класс или подкласс для одной из отраслей, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень наиболее пострадавших отраслей.

Банк России рекомендует учитывать данное разъяснение при принятии решения о реструктуризации задолженности по кредитным договорам (договорам займа).

Введение в отношении должника моратория означает невозможность предъявления исполнительного документа в банк

<Письмо> Минюста России от 05.06.2020 N 04-63793/20
<О разъяснении правомерности осуществления банками списания денежных средств по исполнительным документам, предъявленным взыскателями, со счетов лиц, попавших под мораторий о возбуждении дел о банкротстве>

На основании Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.

Банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета должника, отнесены к числу лиц, на которых возложено совершение действий по исполнению исполнительных документов.

Таким образом, введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

-3

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

С 1 октября 2021 года брокеры, которые имеют право использовать средства клиентов в своих интересах, должны соблюдать норматив краткосрочной ликвидности - держать запас высоколиквидных активов, покрывающих отток денежных средств в течение месяца

<Информация> Банка России

"Банк России вводит норматив краткосрочной ликвидности для брокеров"

Введение норматива повысит защиту средств инвесторов и обеспечит возможность брокеров возвращать деньги по требованию клиента не позднее следующего рабочего дня. Соблюдать норматив брокеры должны будут ежедневно. Если норматив нарушается по независящим от брокера причинам, например при изменении уровня кредитного рейтинга или при увеличении ставки риска по бумагам, у брокера будет время на устранение такого нарушения. В зависимости от причины этот срок может составлять один или два месяца.

Норматив будет вводиться поэтапно. С 1 октября 2021 года его значение составит 70% - это означает, что высоколиквидные активы должны будут покрывать 70% чистых ожидаемых оттоков брокера. С 1 октября 2022 года значение норматива составит 80%, а с 1 октября 2023 года - 100%.

С 10 июня 2020 года в Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги

Информационное сообщение Банка России от 10.06.2020
"Совет директоров Банка России принял решение о включении ценных бумаг в Ломбардный список"

Такими бумагами являются, в частности:

биржевые облигации открытого акционерного общества "Российские железные дороги", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-20-65045-D-001P;

биржевые облигации Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго", имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-03-00073-A, 4B02-04-00073-A;

биржевые облигации Публичного акционерного общества "Ростелеком", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-04-00124-A-002P;

биржевые облигации Акционерного общества "Минерально-химическая компания "ЕвроХим", имеющие регистрационный номер выпуска 4B02-08-31153-H-001P.

-4

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В Москве и Нижегородской области будет проводиться дистанционное электронное голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ

Постановление ЦИК России от 04.06.2020 N 251/1851-7
"О перечне субъектов Российской Федерации, в которых на общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации проводится дистанционное электронное голосование"

Руководителям субъектов РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ предложено принять участие в реализации ЦИК России "пилотных" проектов, направленных на совершенствование процедур, предусмотренных законодательством РФ о выборах и референдумах.

В Совет Федерации направлен законопроект об административной ответственности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка

Проект Федерального закона N 466439-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (текст закона, направляемого в Совет Федерации)

Согласно законопроекту, нарушение саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка порядка осуществления контроля деятельности своих членов и применения в отношении них мер воздействия повлечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

За непредставление или нарушение порядка либо сроков представления информации об изменении адреса (места нахождения) саморегулируемой организации, адреса электронной почты, номеров контактных телефонов или адреса официального сайта в сети "Интернет", об изменениях, внесенных в устав, либо о документах, утвержденных (принятых) саморегулируемой организацией и регламентирующих деятельность ее специализированных органов, предусматривается предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Также устанавливается, что административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы при его уплате не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

-5

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Минюстом России предлагается усовершенствовать законодательное регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральный закон "О кредитных историях"

Проектом предлагается установить, в том числе:

новые понятия "автоматизированный интеллектуальный агент ("робот-коллектор")", "профессиональная коллекторская организация" и ряд других;

условия осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц профессиональными коллекторскими организациями и организациями, осуществляющими возврат просроченной задолженности физических лиц в качестве дополнительного вида деятельности;

обязательный досудебный порядок возврата просроченной задолженности, согласно которому требование о возврате такой задолженности может быть подано кредитором в суд только после направления должнику требования с указанием необходимых сведений и получения отказа должника в исполнении требования либо неисполнения требования или неполучения ответа в установленный срок;

право должностных лиц ФССП России по истребованию документов и информации, необходимых для проверки сведений о фактах нарушения требований законодательства, регулирующего деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц;

правило, согласно которому по инициативе кредитора или представителя кредитора не допускается взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности, возникшей из обязательств, по которым по требованию должника (заемщика) предоставлен льготный период в течение всего срока его действия.

Росреестр сообщает об устранении задержек в обработке запросов на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, на официальном сайте

<Письмо> Росреестра от 22.05.2020 N 10-13224/20
<О работе сайта Росреестра>

Сообщается, что в связи с резко увеличившейся нагрузкой на информационные системы Росреестра на официальном сайте Росреестра периодически наблюдались задержки в обработке запросов на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, направляемых посредством доступа к ФГИС ЕГРН.

Для обеспечения стабильной работы сервиса "Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН" официального сайта Росреестра, в условиях массовых запросов роботами-автоматами сайтов, с помощью которых осуществляется перепродажа сведений, содержащихся в ЕГРН, ранее были проведены мероприятия по изменению настроек информационных систем в части применения "Капчи", позволяющей идентифицировать пользователя системы, а также (с апреля 2020 года) - мероприятия в части установления интервала между запросами, направляемыми с использованием сервиса "Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН".

В настоящее время официальный сайт Росреестра функционирует в штатном режиме.

Даны разъяснения о проверке соответствия обозначений, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков, тождественных или сходных до степени смешения с охраняемым в РФ фирменным наименованием или коммерческим обозначением

Информационное сообщение Роспатента
"О проверке соответствия обозначений, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков, требованиям пункта 8 (в части фирменных наименований и коммерческих обозначений) статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации"

В частности, вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 8 статьи 1483 ГК РФ (в части коммерческих обозначений) может быть сделан при наличии совокупности следующих обстоятельств:

исключительное право на коммерческое обозначение возникло ранее даты приоритета заявленного обозначения и сохранило свое действие на момент проведения экспертизы заявленного обозначения;

коммерческое обозначение соответствует требованиям пункта 1 статьи 1539 ГК РФ;

заявленное обозначение тождественно коммерческому обозначению (его отличительной части) или сходно с ним (с ней) до степени смешения;

товары/услуги, в отношении которых заявлено обозначение (часть этих товаров/услуг), однородны видам деятельности, в отношении которых коммерческое обозначение охраняется в силу использования на территории РФ.

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве распространяется на лиц, которые уже находятся в процедурах банкротства

<Письмо> ФНС России от 09.06.2020 N КЧ-4-18/9475@ "О рассмотрении обращения"

Правительством РФ утверждено постановление от 03.04.2020 N 428, в соответствии с которым мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов распространяется в отношении должников, определенных в пункте 1 данного постановления.

Отмечено при этом, что данное постановление не содержит исключений в отношении лиц, включенных в перечни, которые уже находятся в процедурах банкротства.

Введение в отношении должника моратория означает невозможность предъявления исполнительного документа в банк

<Письмо> Минюста России от 05.06.2020 N 04-63793/20
<О разъяснении правомерности осуществления банками списания денежных средств по исполнительным документам, предъявленным взыскателями, со счетов лиц, попавших под мораторий о возбуждении дел о банкротстве>

На основании Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.

Банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета должника, отнесены к числу лиц, на которых возложено совершение действий по исполнению исполнительных документов.

Таким образом, введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

-6

ПРАВОСУДИЕ

Лица, в отношении которых введены меры ограничительного характера, смогут найти защиту своих прав в российских судах

Федеральный закон от 08.06.2020 N 171-ФЗ
"О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза"

К лицам, в отношении которых применяются меры ограничительного характера, относятся:

граждане РФ, российские юридические лица, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера;

иностранные юридические лица, в отношении которых применяются меры ограничительного характера, основанием для которых являются ограничительные меры, введенные в отношении граждан РФ и российских юридических лиц.

Указанные лица вправе обратиться за разрешением спора в арбитражный суд субъекта РФ по месту своего нахождения или месту жительства при условии, что в производстве иностранного суда или международного коммерческого арбитража, находящихся за пределами территории РФ, отсутствует спор между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Кроме того, лицо, в отношении которого инициировано разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ, вправе обратиться в арбитражный суд субъекта РФ по месту своего нахождения или месту жительства с заявлением о запрете инициировать или продолжать такое разбирательство.

Заявление рассматривается судьей единолично по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции. Арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения заявления.

В определении о запрете или об отказе в запрете стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ, должны содержаться:

наименования заявителя и лица, в отношении которого выносится запрет;

сведения о требованиях, которые могут быть предъявлены в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ, либо сведения о конкретном разбирательстве, в отношении которых устанавливается запрет;

указание на удовлетворение заявления о запрете лицу инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ, либо на отказ в удовлетворении такого заявления.

Указанное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в арбитражный суд округа в течение одного месяца со дня его вынесения.

Также установлено, что арбитражный суд по требованию заявителя вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с лица, в отношении которого вынесен запрет инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ, на случай неисполнения им судебного акта. Размер подлежащей взысканию арбитражным судом денежной суммы не должен превышать размера предъявленных исковых требований и понесенных судебных расходов.

Президиум Верховного Суда РФ представил первый обзор судебной практики в 2020 году

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

В Обзоре приведены следующие правовые позиции, в том числе:

при назначении наказания лицу, признанному вердиктом присяжных заседателей заслуживающим снисхождения, отягчающие обстоятельства не учитываются;

в случае, если умысел на хищение имущества потерпевшего возник после убийства, совершенного на почве личных неприязненных отношений, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений;

для признания договора дарения денежных средств заключенным в устной форме необходимо установить наличие реального факта передачи указанных денежных средств, а также наличие воли у дарителя на передачу денежных средств именно в дар;

приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего;

индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющие как единый налог на вмененный доход, так и общую систему налогообложения по различным видам своей предпринимательской деятельности, имеют право на исчисление страховых взносов со своего дохода по той части деятельности, по которой применяется общая система налогообложения.

-7

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Регламентирован порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на приобретение статуса адвоката

"Положение о порядке прохождения стажировки"
(утв. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 27.05.2020, протокол N 14)

Стажировка представляет собой прохождение лицом, имеющим намерение приобрести статус адвоката, курса целевой практикоориентированной подготовки, включающей изучение теоретических вопросов и приобретение практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной адвокатской деятельности. Срок прохождения стажировки составляет от одного года до двух лет.

Стажировка проводится на основании срочного трудового договора, заключаемого стажером с адвокатским образованием.

Стажер не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью, то есть самостоятельно заключать договоры с доверителями.

Стажер вправе по поручению адвоката-куратора и при наличии согласия доверителя самостоятельно участвовать в судебных делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции (за исключением уголовных дел) и арбитражными судами; готовить проекты документов правового характера; предоставлять устные и письменные правовые консультации. При этом ответственность перед доверителем за надлежащее оказание ему квалифицированной юридической помощи несет адвокат-куратор.

Адвокатская палата субъекта РФ:

- ведет Реестр стажеров адвокатов адвокатской палаты субъекта РФ;

- выдает стажерам удостоверения;

- организовывает изучение стажерами курса "Введение в профессию адвоката";

- взаимодействует с Федеральной палатой адвокатов РФ по вопросам подготовки стажеров, сообщая информацию о нормативном регулировании стажировки, количестве стажеров и иные сведения, связанные с организацией стажировки.

В приложении приводится:

порядок ведения реестра стажеров адвокатов адвокатской палаты субъекта РФ;

примерный трудовой договор со стажером адвоката;

типовая программа прохождения стажировки в адвокатской палате;

форма удостоверения стажера адвоката.

-8

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

В Трудовом кодексе РФ предлагается закрепить положения о юридически значимых сообщениях

Проект Федерального закона N 967986-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Согласно пояснительной записке к законопроекту, юридически значимыми сообщениями являются любые акты взаимодействия между сторонами трудового договора, совершаемые ими в целях передачи определенной юридически значимой информации. Передача одной стороной трудового договора другой стороне сообщения любого содержания (заявление, уведомление, обращение, разрешение, требование и т.д.) влечет соответствующее юридическое последствие, предусмотренное трудовым законодательством. Отсутствие в ТК РФ правил, определяющих порядок доставки юридически значимых сообщений, в том числе в случаях, когда такие сообщения направляются не в виде бумажного документа, создает неопределенность в трудовых правоотношениях.

Законопроектом предлагается дополнить ТК РФ новыми статьями 15.1 - 15.3 ТК РФ, которыми закрепляются общие положения о юридически значимых сообщениях.

В частности, предлагается установить, что обмен сообщениями может быть произведен не только в личном присутствии в одном месте работника и работодателя или при направлении сообщения стороне трудового договора в виде бумажного документа с использованием почтовой связи, но также и с использованием электронных или иных технических средств. При этом требования к указанным средствам будут определяться Правительством РФ, если иное не предусмотрено трудовым договором, локальным нормативным актом, коллективным договором или соглашением.

На работодателя возлагается обязанность обеспечить хранение всех поступивших от работника юридически значимых сообщений и копий направленных работнику юридически значимых сообщений в порядке, предусмотренном локальным актом.

Также предусматривается, что правила о юридически значимых сообщениях, содержащиеся в трудовом договоре (а равно и в локальном нормативном акте, коллективном договоре или соглашении), не должны ухудшать положение работника по сравнению с правилами, установленными ТК РФ.

Устанавливается, что юридически значимые сообщения, с которыми трудовое законодательство или трудовой договор связывают возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, влекут такие последствия для получателя соответствующего сообщения с момента его доставки.

Сообщение будет считаться доставленным и в тех случаях, если оно поступило стороне трудового договора, которой оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от нее, не было ей вручено или сторона трудового договора не ознакомилась с ним.

Для установления стороны трудового договора, отправившей сообщение, может быть использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, отправившее сообщение, в том числе простая электронная подпись или усиленная электронная подпись.

В случае, если в трудовом договоре или локальном нормативном акте содержится условие об обмене сообщениями с помощью электронных либо иных технических средств, работник имеет право на отказ от такого условия в любой момент после заключения трудового договора.

Работник вправе заявить отказ от условия об обмене сообщениями с помощью электронных либо иных технических средств в любое время путем направления работодателю сообщения с помощью почтовых отправлений или с помощью отправки информации по сети электросвязи, в том числе по электронной почте, а равно путем личной подачи сообщения об отказе в месте нахождения работодателя.

Реализация работником указанного права не будет влиять на действительность остальных положений трудового договора и не может служить основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Вступление в силу законопроекта предполагается в силу с 1 октября 2020 года.

В Трудовом кодексе РФ предлагается закрепить положения о взаимодействии работника и работодателя в электронном виде посредством обмена юридически значимыми сообщениями

<Информация> ГД ФС РФ "Внесена новая версия проекта о требованиях к дистанционному общению работодателя и работника"

Юридически значимые сообщения в трудовых отношениях - это любые акты взаимодействия между сторонами трудового договора, совершаемые в целях передачи определенной юридически значимой информации.

Законопроектом предлагается новая статья 15.1 ТК РФ, закрепляющая общие положения о юридически значимых сообщениях, в том числе об их форме. Обмен такими сообщениями может быть произведен не только в личном присутствии или при направлении сообщения почтой в виде бумажного документа, но и с использованием электронных или иных технических средств.

Требования к указанным средствам будут определяться Правительством РФ, если иное не предусмотрено трудовым договором, локальным нормативным актом, коллективным договором или соглашением.

Работодатель будет обязан обеспечить хранение всех поступивших от работника юридически значимых сообщений, а также копии направленных работнику юридически значимых сообщений в порядке, предусмотренном локальным актом.

Предусматривается, что момент доставки сообщения адресату будет считаться точкой отсчета, с которого юридически значимое сообщение влечет юридические последствия.

Предлагается предоставить работнику возможность в любой момент после заключения трудового договора в одностороннем порядке отказаться от условия об обмене юридически значимыми сообщениями в электронной форме.

Также сообщается о предлагаемых поправках в статью 67 ТК РФ, согласно которым трудовой договор может быть заключен в том числе путем обмена документами и информацией посредством электронных и других технических средств.

Устанавливается, что при взаимодействии работодателя и дистанционного работника (заключившего трудовой договор о дистанционной работе) путем обмена электронными документами могут использоваться любые способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение. При этом каждая из сторон обязана направлять подтверждение получения электронного документа от другой стороны в срок, предусмотренный трудовым договором о дистанционной работе.

Объявление 24 июня нерабочим днем на зарплате работников не отражается

<Информация> Роструда
"Выходные в июне: как отдыхаем и как оплачивается"

Месячная зарплата работников также не снижается.

Работникам, оплачиваемым сдельно, за указанный нерабочий день выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя.

Поскольку 24 июня является нерабочим днем с сохранением заработной платы, то 23 июня предпраздничным не считается, и его продолжительность на час не сокращается.

В то же время, в связи с празднованием 12 июня Дня России, продолжительность рабочего дня 11 июня сокращается на 1 час в связи с тем, что он является предпраздничным.

Президент РФ поручил увеличить с 1 мая 2020 г. на три месяца минимальный размер пособия по безработице до 4 500 рублей

"Перечень поручений по итогам совещания о ситуации на рынке труда"
(утв. Президентом РФ 07.06.2020 N Пр-930)

Правительству РФ также надлежит, в числе прочего:

обеспечить продление периода выплаты либо возобновление выплаты пособия по безработице на три месяца гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в качестве безработных и утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты после 1 марта 2020 г., предусмотрев срок действия указанной меры до 1 октября 2020 г.;

распространить на граждан, признанных в установленном порядке безработными и являющихся родителями, приемными родителями, усыновителями либо опекунами (попечителями) несовершеннолетних детей, право на доплату к пособию по безработице в размере 3 000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю);

установить для индивидуальных предпринимателей, прекративших в соответствии с законодательством РФ свою деятельность после 1 марта 2020 г. и зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, на три месяца максимальный размер пособия по безработице, предусмотрев срок действия указанной меры до 1 октября 2020 г.

Кроме того, должны быть проработаны вопросы, касающиеся, в том числе:

создания в сети "Интернет" единой информационной платформы, обеспечивающей для граждан и организаций возможность размещения и поиска предложений в сфере занятости (в том числе о работе временного характера) и оформления соответствующих правоотношений;

возможности увеличения установленного законодательством РФ о налогах и сборах срока, исчисляемого со дня создания территории опережающего социально-экономического развития, в течение которого налогоплательщик должен получить статус резидента соответствующей территории, в целях последующего получения права на применение пониженных тарифов страховых взносов;

внесения в трудовое законодательство РФ изменений, направленных на совершенствование дистанционных форм труда работников, а также на внедрение цифровых технологий при оформлении трудовых отношений.

Работникам и зарегистрированным лицам предлагается предоставить право обратиться в органы ПФ РФ с заявлением о включении в ИЛС сведений о трудовой деятельности, содержащихся в трудовой книжке за периоды до 1 января 2020 года

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Проект разработан в связи с принятием Федеральных законов от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" и от 16.12.2019 N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", направленных на ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде за периоды с 1 января 2020 г., в целях предоставления гражданам права обратиться в органы ПФР для включения в их индивидуальный лицевой счет всех сведений о трудовой деятельности, содержащихся в трудовой книжке за периоды до 1 января 2020 г.

-9

КОРОНАВИРУС

Банк России информирует о внедрении дистанционных форм оказания финансовых услуг и взаимодействия с клиентами

<Письмо> Банка России от 11.06.2020 N 44-3-13/1377
"О развитии дистанционных каналов оказания микрофинансовых услуг"

В частности, на портале госуслуг реализована возможность направления физическими лицами в адрес финансовых организаций надлежащим образом заверенных ФНС России и ПФ РФ соответственно справки по форме 2-НДФЛ и выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Данный сервис реализован с учетом необходимости в сложившейся эпидемиологической ситуации обеспечить потребителей возможностью дистанционно подтвердить свой доход и при наличии оснований получить льготный период по договорам займа.

Следующим этапом развития рассматриваемого сервиса станет создание на базе ЕСИА и портала госуслуг инфраструктуры цифрового профиля гражданина, которая позволит гражданам управлять своими данными (сведения и документы), имеющимися в распоряжении госорганов, а организациям получать необходимые для оказания услуг сведения и документы о гражданине с его согласия.

Роспотребнадзор объясняет, какие виды тестов помогают выявлять коронавирусную инфекцию

<Информация> Роспотребнадзора
"О видах исследований на новую коронавирусную инфекцию COVID-19"

Молекулярная диагностика

Этот тест предназначен для диагностики коронавирусной инфекции и проводится тем, у кого есть симптомы респираторного заболевания или тем, кто имел контакты с возможным источником инфекции. Для этого берется мазок из носа и ротоглотки. Отсутствие генетического материала возбудителя означает, что человек не инфицирован на момент взятия анализа. Для подтверждения или исключения наличия инфекции тест выполняется повторно через 10 дней после первичного взятия мазка. Также повторное тестирование необходимо при выписке больных COVID-19 из стационара - для этого необходимо получение двух отрицательных результатов с промежутком не менее суток.

Применяемые сегодня тест-системы отличаются высокой точностью. Однако возможны и отрицательные ответы (даже при наличии симптомов, схожих с COVID-19). Причины этому могут быть следующие: небольшая вирусная нагрузка (малое количество вируса в биоматериале), поздние стадии заболевания (вирус уже "спустился" в легкие из верхних дыхательных путей), человеческий фактор (нарушения при заборе биологического материала).

Анализ на антитела (IgM и IgG)

IgM и IgG - это иммунные клетки, которые вырабатываются в организме человека в результате его контакта с вирусом. IgM вырабатываются в самом начале заболевания и свидетельствуют о продолжающемся остром заболевании - текущей инфекции. IgG появляются когда человек преодолел инфекцию, и остаются достаточно долго после болезни. Принято считать, что их наличие говорит о перенесенном заболевании и о формирующемся иммунитете.

Полученные результаты могут служить не только для определения антительного иммунного ответа у конкретного человека, но и для оценки количества переболевших в разных группах населения.

Анализ на вирусные антигены

Вирусные антигены - это белки, входящие в состав вируса, которые распознаются иммунной системой. Этот тест выявляет вирусные антигены в мазке из носа.

Отсутствие вирусных антигенов означает отсутствие у человека инфекции. Однако результат актуален лишь на момент сдачи анализа и не гарантирует, что человек не мог заразиться позже, уже после проведения исследования. Тест на антигены достаточно прост, может быть проведен непосредственно на приеме у врача.

С 9 июня 2020 г. в Москве отменяются самоизоляция и пропускной режим, а также график прогулок

Пресс-релиз Мэра Москвы от 08.06.2020 "Возвращение к нормальной жизни. Отмена самоизоляции и пропусков"

Жители города, включая москвичей старше 65 лет и граждан, страдающих хроническими заболеваниями, могут без ограничений выходить на улицу, ездить по своим делам и посещать общественные места.

Вновь заработают социальные карты, и льготники смогут воспользоваться правом бесплатного проезда в общественном транспорте. Восстановить срок действия неиспользованных проездных билетов на общественный транспорт можно будет начиная с 12 июня.

Также с 9 июня могут возобновить работу парикмахерские, салоны красоты, фотоателье, ветеринарные клиники и агентства по трудоустройству.

Отменяются ограничения на работу каршеринга.

К своей обычной деятельности могут вернуться общественные организации, киностудии, студии звукозаписи и научные институты.

Театры, концертные организации и цирки могут проводить репетиции творческих коллективов.

Отменяются ограничения на посещение городских кладбищ.

С 16 июня 2020 г. будут сняты ограничения на оказание плановой помощи в стоматологических клиниках.

Смогут возобновить работу библиотеки, риэлтерские конторы, службы проката, рекламные, консалтинговые и другие агентства, предоставляющие услуги гражданам и бизнесу.

Откроют свои двери музеи, выставочные залы и зоопарки. Посетить их можно будет по электронным билетам. Разрешается посещать и спортивные мероприятия, но пока при условии, что трибуны будут заполнены не более чем на 10%.

С 16 июня в городе заработают летние веранды, а еще через неделю - стационарные заведения общепита.

С 23 июня 2020 г. будут отменены ограничения на работу спортивной индустрии - фитнес-клубы, бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы.

Будет возобновлена пассажирская навигация по Москве-реке.

Также будут сняты ограничения на работу детских садов, включая негосударственные учреждения.

В обычный режим работы вернутся учреждения социальной защиты населения.

С 23 июня будут сняты ограничения на использование элементов общественной инфраструктуры, в том числе, детские и спортивные площадки.

Решение о снятии оставшихся ограничений будет принято дополнительно.

С 9 июня 2020 г. в Москве начинается снятие ограничений, введенных в целях недопущения распространения коронавируса.

Указ Мэра Москвы N 68-УМ от 08.06.2020 "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности"

С 9 июня 2020 года:

- отменяются ограничения для граждан, в том числе граждан в возрасте старше 65 лет, на покидание мест проживания (пребывания) в любых целях, включая прогулки и занятия физической культурой и спортом;

- возобновляется доступ посетителей и работников в здания, строения, сооружения (помещения в них), на территории:

-салонов красоты, косметических салонов, организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих фотоуслуги;

-многофункционального миграционного центра города Москвы;

-организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих ветеринарные услуги (в полном объеме);

-общественных организаций, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по трудоустройству и подбору персонала;

-городских кладбищ;

- возобновляется доступ работников в театральные и концертные организации, цирки, в целях проведения без участия зрителей репетиций творческих коллективов;

- организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство кинофильмов, видеофильмов, издание звукозаписей и нот, деятельность профессиональную, научную и техническую;

- возобновляется деятельность образовательных организаций;

- возобновляется оказание услуг по краткосрочной аренде автомобилей (услуг каршеринга), услуг по перевозке пассажиров по заказу, такси (в полном объеме);

- отменяется требование об оформлении цифрового пропуска, буквенно-числового кода для передвижения с использованием транспортных средств;

- возобновляется проведение официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти.

С 16 июня 2020 года:

- возобновляется работа сезонных летних кафе при стационарных предприятиях общественного питания;

- возобновляется работа учреждений библиотечной, музеев, выставочных залов и зоопарков при условии посещения по электронным билетам и соблюдения ограничения по одновременному количеству посетителей;

- возобновляется работа медицинских организаций для оказания стоматологических услуг (в полном объеме);

- возобновляется работа организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, деятельность в области аренды, лизинга, права, бухгалтерского учета, консультирования по вопросам управления, рекламы, исследований конъюнктуры рынка, технической инвентаризации недвижимого имущества;

- возобновляется посещение спортивных мероприятий с количеством посетителей не более 10 процентов от общей вместимости спортивного сооружения.

С 23 июня 2020 года:

- возобновляется доступ посетителей и работников в физкультурно-оздоровительных комплексы, фитнес-клубы, бассейны;

- возобновляется работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, в том числе в парках культуры и отдыха, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун;

- возобновляется деятельность водного транспорта;

- возобновляется возможность использования объектов городской инфраструктуры, в том числе детских, спортивных площадок, скамеек, беседок и иных объектов, предметов и оборудования, с которыми могли контактировать иные лица;

- возобновляется работа образовательных организаций, предоставляющих дошкольное образование, в полном объеме;

- возобновляется работа учреждений социальной защиты населения по оказанию социальных услуг и адресной помощи в обычном режиме.

Сроки снятия ограничений могут быть изменены в соответствии со складывающейся эпидемиологической ситуацией.

В Москве началась поэтапная отмена режима повышенной готовности

Указ Мэра Москвы N 69-УМ от 08.06.2020 "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ"

В частности, отменяется режим самоизоляции граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих хронические заболевания, отменяется запрет на проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, разрешается работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, услуг каршеринга, возобновляется деятельность профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, возобновляется действие проездных билетов ГУП "Московский метрополитен", ГУП "Мосгортранс", и прочее.

Кроме того, отменяется приостановление деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих, в частности, организацию питания, производство кинофильмов, видеофильмов, издание звукозаписей и нот, операции с недвижимым имуществом, исследование конъюнктуры рынка, аренду и лизинг, трудоустройство и подбор персонала, образовательную деятельность, предоставляющих туристские услуги.