Данные из книги "Военно-географическое и статистическое описание Кавказского военного округа. Военно-статистический очерк. Административное устройство и население. Кавказско-Персидский район . Тифлис : тип. Штаба Кавказ. воен. округа, 1908. "
В книге были рассмотрены народы региона с точки зрения их пользы или опасности в случае начала войны. Среди прочего отмечалась степень их вооруженности, физические и нравственные качества, обычаи.
Здесь мы приведем сведения, относящиеся к татарам Закавказья (азербайджанцам).
1. "Склонны к занятию контрабандаю"
В очерке отмечалось, что татары составляли в Закавказье более половины населения (700 000 чел.), были мусульманами и говорили на одном "общем испорченом азербайджанском наречии". Часть из них жила в городе, переродившись из завоевателей края в "изнеженных иранцев", а другая часть вела кочевой образ жизни с "грубостью нравов" и "страстью к воровству и разбоям". При этом грабя, они почти никогда не убивали. В отчете отмечено, что "татары обладают смелостью и предприимчивостью", поэтому "склонны к занятию контрабандаю".
Разбоиники-кочевники, собиравшиеся в шайки до 100 чел., тяготели к нагорной части, граничащей с Персией. Здесь местные феодалы-беки укрывали их, в горах можно было прятаться и затем быстро скрыться за границу. Грабили в основном весной и летом: нападали на села, на путников проезжающих по лесам, делали засады на пограничную стражу. Зимой когда переходы через границы были завалены снегом, разбойники разбивались на небольшие отряды и уходили в Персию, где охраняли караваны с контрабандой.
Пограничная стража не знала местных "непроходимых чащ" и в очерке отмечалось, что настигнуть разбойников, имевших в лесах информаторов в лице доросеков и угольщиков для нее "не по силам". Кроме того, их укрывало местное население. Застигнуть разбойников можно было при переходе границы, когда они нападали на села и уводили пленных и скот. Тогда между бандитами и пограничниками разворачивались настоящие сражения "местного значения".
Разбойничеству потворствовала и покровительствовала местная элита. Отмечалось, что "наиболее подозрительные фамилии, находящиеся на примете у администрации - Фарзалибековы и Амирастанбековы".
Однако, видимо военная администрация региона не считала разбойников слишком большой проблемой. В отчете заключается, что "за исключением склонности к грабежам, все татарское население совершеннос покойно; татары безпрекословно повинуются распоряжениям местного начальства"
2. "Несомненно ... имеется большое количество винтовок"
Рассматривая вопрос о количестве оружия, имеющегося у "туземцев", в очерке отмечено, что официально в селах для отражения разбойников винтовки выданы только старшинам их помошникам и 10 "надежным" жителям. Остальным нужно было получать специальное разрешение. "Всякий имеющий при себе огнестрельное оружие без письменного разрешения признается разбойником", поэтому оно тщательно скрывалось и не подлежало учету.
Не смотря на это, скрытно татары имели "большое количество огнестрельного оружия, до 3-х линейных винтовок включительно". Пограничная стража постоянно изымала винтовки, по преимуществу систем Пибоди и Бердана. Только в 1901 г. было изъято 800 ружей.
3. "В минуту испытания положиться нельзя"
В заключении оценивалась возможность перехода татар Закавказья к противнику во время войны: "Не смотря на отсутствие вражды татар к русским ... можно прийти к заключению, что благодаря тесным родственным связям, существующим между ближайшим к границе нашим и персидским населением, а отчасти благодаря общности религии ... на татар в минуту испытания положиться нельзя. Однако, ... на открытое восстание в случае войны с Персией или Турцией, вряд ли оно отважиться без особо благоприятных условий, только полная наша неудача на границе может послужить поводом к восстанию"
Читайте: "Почему люди плохо рубят?": идеальная шашка в описании русского офицера