Найти тему
Mike Zork

Хвастаемся трофеями по-современному: фотоаппарат на рыбалке

Вопрос выбора фотоаппарата для рыбалки, на первый взгляд, не самый сложный. Ведь можно пообщаться с коллегами, выкладывающими симпатичные фотки, проконсультироваться с продавцом в магазине, посмотреть какие-то обзоры на Ютубе. Но на самом деле рыбацкий фотик штука несколько специфическая, и не факт, что вам удастся разжиться толковыми рекомендациями. Если упрощенно, то речь пойдет о подвиде обычной камеры, но находящейся в заведомо неблагоприятных, репортажных, условиях. Учитывать необходимо высокую влажность, брызги воды, моросящий дождь, пыль, съемки в условиях плохой освещенности. Как ориентир по качеству съемки, к которому нужно тянуться, будем рассматривать профессиональные камеры. Но между ценой профессиональной техники и реальными финансовыми возможностями большинства из нас лежит целая пропасть, так что я попытаюсь показать обходные пути и подсказать нестыдные решения любительского уровня. Поскольку читателями, в большинстве, окажутся люди, не погруженные в тему, некоторые вещи придется разжевывать. Так что заранее извиняюсь за некоторую занудность. Для продвинутого контингента будет несколько полезных лайф-хаков, остальное можно читать по диагонали.

Начать я хочу даже не с требований к фотоаппарату, а с констатации того факта, что для разных типов рыбалки могут понадобиться камеры разных форм-факторов. Я использую две камеры. Первая, зеркалка, используется на большинстве рыбалок. Кроме забродных, для них у меня есть мыльница. Причина простая - даже на небольшой речке при ловле взабродку может приключиться ситуация, когда вам по срочному нужно будет сделать кадр, не выходя на берег. А ваш большой фотик находится в единственно правильном месте при переноске по реке. То есть в верхней части рюкзака, который болтается за спиной. Оценили гемор? Так что под забродную ловлю у меня всегда были только мыльницы, которые можно держать в кармане жилетки пристегнутыми к ретриверу. Можете, конечно, попробовать снимать на смартфон, но имейте в виду, что все, что не пристегнуто, обязательно будет утоплено.

Этот кадр сделан смартфоном Sony. Но на забродной рыбалке более очевидным вариантом будут защищенные мыльницы.
Этот кадр сделан смартфоном Sony. Но на забродной рыбалке более очевидным вариантом будут защищенные мыльницы.

И вот теперь начинаем разбираться с требованиями к фотоаппарату. Некоторые из них неочевидны, некоторые лежат на поверхности. Но удивительное дело, даже очевидные требования, как правило, игнорируются при выборе. Вообще в этом деле всегда присутствует огромная доля субъективизма. Кому-то тупо не нравится слово Canon, кто-то залипает на Sony, а кто-то ищет камеру с классической внешностью. Понятно, что с рациональным подходом в этом случае нет ничего общего.

Если идти в порядке важности, то на первые места я бы поставил качество съемки, эргономику и влагозащиту. Именно так, скопом. Сначала я смотрю на возможности камеры с точки зрения картинки. Затем эргономика. В нашем случае удобный хват и органы управления, расположенные в правильном месте, это еще и подстраховка от утопления камеры. Ведь во многих случаях управляться придется одной рукой, и попытка дотянуться до нужной, но неудобной кнопки может закончиться плачевно. Подстраховать должна влагозащита. У мыльниц герметизируется весь "кирпичик": тушка, крохотный объектив и небольшое количество органов управления. Это недорогое решение. Совсем другое дело большая защищенная камера. Она имеет металлический корпус, "резиновые" прокладки на всех корпусных швах и плотные заглушки на всех разъемах. Только тушка большой камеры может иметь порядка ста уплотнительных прокладок, но ещё герметизируется и сам объектив, и соединение объектива с камерой! Понятно, что это профессиональное решение, стоящее соответствующих денег. Поэтому, могут подлежать рассмотрению и промежуточные варианты, и всякие мелкие лайф-хаки, которые просто должны уберечь камеру от контакта с водой.

Почему я акцентирую ваше внимание на влагоустойчивости камеры? Да по очень простой, экономической причине. Мы сейчас уже выжили из того времени, когда электроника чинилась при помощи паяльника. Сейчас большинство "электрических" проблем приходится решать заменой основной платы. А стоимость этой процедуры может оказаться больше 50% от цены тушки! Цифра взята не с потолка, это случай из жизни. У моего знакомого после попытки обновления прошивки накрылся фотик Olympus. Полностью. А гарантия уже вышла. Авторизованный сервис выкатил прайс в 36 тысяч при текущей цене тушки в 55! Справедливости ради нужно сказать, что итоговую стоимость ремонта удалось скостить втрое, но сработало это после циничного и продуманного перевода стрелок на представительство, причем в публичном пространстве соцсетей. В общем, не нужно загонять свою камеру в заведомо рисковые условия съемки. Это очень накладно.

В случае с мыльницей для забродной рыбалки самый очевидный вариант - влагозащищенные камеры типа Olympus серии Tough, Lumix DC-FT7 и DMC-FT30, Nikon Coolpix W300. Защита здесь уже присутствует по определению, поэтому пристально изучаем по обзорам качество картинки и эргономику. Причем к качеству картинки подходим с пониманием. В дешевых компактах (к коим и относятся обсуждаемые защищенные мыльницы) ставят крохотную матрицу и соответствующую по качеству оптику. И на выходе странно будет ждать мягкое изображение с красивым боке и прочими художественными плюшками. Показателем качества съемки для дешевой мыльницы скорее является нарочито красивая, резкая картинка с сочными цветами.

Когда у меня в очередной раз встал вопрос приобретения нового компакта, я часть из этого защищенного ассортимента перепробовал... и забыл. Мне не свезло. Те камеры показались мне не очень удобными в управлении. И плюс к этому, совсем не впечатлила картинка на выходе. Так что я для себя остановился на промежуточном варианте. Меня вполне устраивают обычные мыльницы с убранными под крышки разъемами, а от падения в воду предохраняет тросик ретривера и удобный хват. Моя мыльница Canon SX610 HS выдержала даже кратковременный нырок в воду на лесном ручье. Но есть и камеры, которым вообще не место за пределами города. Я в своё время купил практически вслепую, ориентируясь только на качество картинки, Sony DSC-WX350. По итогу к этой самой картинке ноль претензий, но камера нафарширована кучей вообще никак не прикрытых разъемов. То есть на реальной рыбалке она не жилец, и я скрепя сердце вернул ее в магазин, благо была такая возможность.

Тут бы полагается ещё пройтись по объективам на компактах, но... чем посчитали нужным снабдить производители, то и есть. Вообще, мыльницы на сегодня являются вымирающим типажом. Дешевые уже почти не выпускают, а у относительно дорогих можно нарваться и на взрослую оптику с фиксированным фокусным расстоянием. И вот тут нужно быть повнимательнее. Объективы без возможности зуммирования привычны и любимы профессионалами, но могут серьезно раздражать на начальном уровне. Вплоть до полного неприятия.

С компактами на этом заканчиваем и переходим к "взрослым" камерам. Но сначала немного терминологии.

Сплошь и рядом вам будет попадаться словосочетание "полный кадр". Оно пришло к нам из пленочной эпохи и в цифровую эру обозначает размер матрицы 36х24мм. И этот же термин является ещё и некой опорной точкой, относительно которой обсуждаются другие матрицы и оцениваются свойства объективов.

Помимо полнокадровых в рамках нашей темы имеет смысл обсуждать камеры APSC (матрица которых уменьшена в 1,5-1,6 раз по сравнению с полным кадром) и Micro 4/3 (матрица уменьшена в 2 раза). Таким образом, появляется еще два термина: кроп (для обозначения камер с уменьшенной матрицей) и кроп-фактор (числовое значение, показывающее, во сколько раз диагональ матрицы меньше, чем у полного кадра).

Кропнутая матрица дешевле полнокадровой, но у неё в общем случае и меньше размер пикселя. И соответственно, хуже картинка в условиях недостаточной освещенности. Это общие сведения, которые просто нужно принимать во внимание при выборе камеры, поскольку для обхода недостатков могут прилагаться дополнительные плюшки, типа стабилизации на матрице. На некоторых камерах благодаря внутреннему "стабу" можно снимать с рук с нормальным качеством на выдержках длиннее одной секунды! Также кроп-фактор нужно учитывать при подборе оптики. Например, полнокадровую оптику Canon можно использовать на их же кропнутых камерах. Но картинка при этом будет получаться только с части кадра, который способен выдать объектив. Или другими словами, на кропнутую матрицу попадет свет только с центральной части изображения и картинка будет выглядеть как бы приближенной. И объектив с фокусным расстоянием 200 мм будет выдавать такую же "приближенную" картинку, как и 320 мм на фуллфрейме. То есть дотянуться до условного "дятла" на дальнем дереве можно будет более компактной оптикой.

Ещё один нужный нам оптический термин - угол зрения. Если в эпоху расцвета мыльниц все, что нужно было знать потребителю, умудрялись описывать термином "зум", то при общении с большими камерами и их оптикой важно понимать, что же скрывается за этим самым углом. Например, в описании у объектива с фокусным расстоянием 24-70мм может значиться, что его угол поля зрения по горизонтали изменяется в пределах 74-29 градусов. Это означает, что при изменении фокусного расстояния до 70мм угол зрения минимален, и составляет всего 29 градусов. То есть объектив выхватывает только центральную часть картинки, расположенной перед камерой, и отправляет на всю площадь матрицы. А мы по итогу видим "увеличенное" изображение. И если бы подобная оптика стояла на мыльнице, то в её описании написали бы, что зум равен 3 (70 разделить на 24 это чуть меньше 3).

Договорившись о терминологии, возвращаемся непосредственно к теме выбора. Начинаем с оценки качества картинки. Здесь нужно сразу уяснить себе две вещи. Первая - если уж вы собираетесь вложиться в серьезную камеру, то к качеству картинки нужно относиться соответствующе, с пристрастием. И вторая - вклад в это самое качество будет присутствовать не только со стороны тушки и объектива. Для непосвященных может показаться иррациональным, но на итоговый результат мощный отпечаток накладывает сам бренд камеры. Поясню. На выходе в большинстве случаев вы можете получать кадры двух форматов: RAW и JPEG. Если упрощенно, то RAW-файл, это запись необработанного сигнала с матрицы фотоаппарата. А JPEG - это файл со сжатием. И с фирменной принудительной обработкой. Вот, казалось бы, вы берете RAW-файл, преобразуете его в фотошопе в JPEG безо всякой обработки, и на выходе получаете копию камерного джипега. А не тут-то было! Налицо две большие разницы, и камерный выкидыш может вам показаться на порядок интереснее. Просто потому, что даже вариант "по умолчанию" все-таки содержит фирменную обработку от производителя, о которой он скромно умалчивает. То есть если вы не собираетесь "фотошопить", то стоит присмотреться к особенностям "фирменной" картинки. В реальности есть фанаты стиля Fuji, Canon, Nikon. А кому-то, прости господи, нравится джипег от Sony. Многие профи вообще будут вам рассказывать, что снимать нужно так, чтобы про обработку даже мысли в голову не приходили. Но при этом они почему-то не распространяются о том, что в их команду все равно входят специально обученные специалисты по Фотошопу. А снимают они в студии и с профессиональным светом.

При любительской съемке на улице, когда в арсенале гарантированно нет дополнительных прибамбасов в виде внешних вспышек, отражателей и прочего подобного добра есть вероятность того, что правильный с точки зрения экспозиции кадр в принципе сделать не возможно. И отсюда два вывода. Первый - нужно хорошо знать технические возможности своей камеры, чтобы снять хотя бы полуфабрикат. И второй - нужно вникать в обработку, пусть и на минимальном уровне. Кстати, если вам в лом вникать в фотошопное волшебство, то на такой случай производители бесплатно снабжают свои камеры не сложным родным софтом для проявки RAW-файлов, который позволяет выполнять базовую обработку.

Теперь про защищенность. В силу традиции большие камеры обладают более крепким исполнением, потому как никто и не предполагает, что подобный фотик будет жить внутри дамской сумочки. И с удобством хвата тут принято заморачиваться гораздо сильнее, чем в случае мыльниц. Поэтому для здоровья большой камеры угроз поменьше. Но это, если соблюдать разумные меры предосторожности. На пеших переходах она у меня живет либо в сумке "треуголке", переведенной в положение на животе, либо в рюкзаке, но опять-таки, будучи еще и внутри сумки. Если намечается переход речки вброд, фотосумка укладывается в верхнюю часть рюкзака. Если он (рюкзак) изготовлен из прорезиненной ткани, то это не должно расхолаживать. Как правило, такая тряпочка позволяет производителю намекать на некую влагозащиту, но это, скорее всего, небольшой обман, ибо швы обычно все равно не проклеивают. Так что если вы при переходе через речку зайдете в воду по самое не могу, то то, что находится в нижней части рюкзака, может оказаться замоченным. Если вкратце подбить эту часть, то основной совет можно сформулировать так: фотоаппарат должен находиться в руках только в момент съемки. Все остальное время его место в сумке или в рюкзаке. И естественно, фотоаппарат не должен бесконтрольно болтаться по лодке. Что касается разъемов, то на больших фотоаппаратах заглушки являются признаком хорошего тона. Хотя про некоторые камеры и ползут слухи про отваливающиеся крышки. Во всяком случае, перед покупкой такого масштаба все равно нужно тщательно погуглить отзывы.

Еще немного про настоящую влагозащиту. Если вы зайдете на сайт продвинутого фотомагазина, то там будет возможность отфильтровать большие камеры по этому признаку. Джентльменский набор этого добра в подобном лабазе будет состоять из топчика от Canon, Nikon, Pentax, Sony, Fuji, Olympus и Panasonic. Входной билет во всепогодный клуб на сегодня стоит примерно от 50 тысяч за тушку (несвежие модели), верхняя граница уходит сильно за 200. Ну и для состояния полной защищенности придется докупить соответствующий объектив. Причем родная оптика такого уровня от китов индустрии (Canon, Nikon, Sony) стоить будет совсем не гуманно. Самый доступный защищенный объектив от Canon стоит на сегодня около 40 тысяч, а наиболее востребованные живут в диапазоне 60-170 тысяч. Чуть более лайтово выглядят цены на оптику к камерам Olympus и Panasonic, использующим уменьшенный формат матрицы Micro 4/3. Там что-то защищенное и востребованное можно будет найти тысяч от 30.

Теперь пройдемся по тому моменту, который обычно начисто выпадает из рекомендаций. Это фокусное расстояние оптики. В эпоху расцвета мыльниц с этим все было предельно просто. Их оснащали зум-объективами, и чем шире был диапазон зуммирования, тем легче продавалась камера. И этот самый диапазон перекрывал все осмысленные рыбацкие потребности. Надо сфотографировать рыбу в руке - максимально "отъехал" от объекта съемки. Надо сфотографировать конкурентов в лодочке на горизонте - максимально "наехал" на объект съемки. И результат этого "максимально наехал" зачастую получался довольно качественным. Уже помянутый Sony DSC-WX350 оснащен объективом с 20-ти кратным зумом и на максимальном приближении (а это, пардон, эквивалент 500мм для полнокадрового формата) выдал мне вот такую картинку:

С большой камерой так не получится. Поскольку её проектируют ради максимального качества изображения, то из объектива производитель тоже выжимает по максимуму. А сделать супер-зум так, чтобы он выдавал безупречную картинку во всем диапазоне фокусных расстояний технически не возможно. Шикарный пример на эту тему недавно подкинул Canon. По мере развития беззеркальной системы EOS R стала появляться и новая оптика. При её создании фирма сделала упор не на компактность, а на новый уровень оптического качества. И вот тут появляется на сцене объектив RF 28-70mm f/2 L USM. Вес 1430 грамм, цена 220 тысяч. Зум всего 2,5. Занавес! Кстати говоря, еще один пример на эту тему я подслушал на фото-тусовке. Успешный коммерческий фотограф (девушка) в качестве одной из главных причин перехода с полного кадра на Micro 4/3 назвала боли в спине, которые она заработала, таская в руке фуллфреймы с телевиками. И я в это верю. Однажды мне пришлось около часа продержать такой кирпич в полусогнутой руке. Результат - свело вполне себе тренированные спортзалом мышцы предплечья.

В магазине большинство обсуждаемых камер представлены в 2-х видах: голая тушка и комплект с так называемым китовым объективом. Дорогой аппарат может быть укомплектован очень приличным объективом, дешевый - чисто номинальной оптикой минимальной цены. Для примера, очень популярная профессиональная камера Canon EOS 5D Mark IV может идти в комплекте с объективом EF 24-70mm f/2.8L II USM. Цена комплекта на сегодня 323 тысячи. Если же эту оптику покупать отдельно, то она обойдется на 26 тысяч дороже. Короче говоря, дорогой кит может оказаться выгодной покупкой. Дешевый кит лучше без самообмана расценивать как стартовый комплект. Опять же, для примера, начальные зеркалки Canon часто комплектуют объективом EF-S 18-55mm f/4-5.6 IS STM. В большинстве случаев, по мере освоения техники, такой оптике очень быстро начинают искать замену. И она либо изредка продолжает использоваться для съемки видео, либо совсем перекочевывает пылиться в чулан.

Теперь конкретно про востребованное фокусное расстояние оптики. Мы уже выяснили, что все жизненные ситуации закрыть одним универсальным зум-объективом не получиться. То есть нужно как то приспосабливаться. Возьмем, к примеру, самую жесткую ситуацию. Вы в маленькой лодке с напарником. И вам приспичило сделать фото на память.

-6

Этот кадр сделан объективом с фиксированным фокусным расстоянием 35мм. Камера Canon имеет кроп-фактор 1,6, что в пересчете на полный кадр даёт 56мм. А 50мм считаются минимальными для портретного объектива. Эта конкретно задача была решена вполне корректным способом. Соответственно, для подобного случая нужен объектив, у которого в пересчете на полный кадр должно быть фокусное расстояние порядка 50мм, плюс-минус. У большинства востребованных зум-объективов (18-55, 24-70, 24-105) "полтос" попадает внутрь рабочего диапазона. Для кропнутых камер эта же задача выполнима более короткофокусными зумами, типа 16-35 или 17-40мм.

Таким образом, проблема базовой для нас съемки может быть решена несколькими способами. Это может быть один объектив с фиксированным фокусным расстоянием порядка 50мм. Кстати говоря, эти полтинники могут быть весьма недорогими. А Кэноновский EF 50mm f/1.8 STM вообще можно считать шедевральным устройством по соотношению цена/качество. И это может быть зум-объектив, перекрывающий диапазон хотелок от пейзажного кадра до портрета. Кстати говоря, большой плюс зумов - возможность правильного кадрирования в стесненных обстоятельствах. А это опять-таки уменьшает нужду в пост-обработке. Если же вас еще параллельно интересуют цветочки-бабочки-птички, то в общем случае придется таскать с собой дополнительную оптику. Для некоторых систем существуют удачные объективы и с более широким диапазоном фокусных расстояний, но чудес не бывает, и в этом случае все равно придется несколько поступиться качеством.

Теперь чуть-чуть про энергопотребление. Этот вопрос лучше изучить заранее, чтобы не вляпаться на выездной рыбалке. Есть камеры, потребляющие весьма умеренно, и есть электрические проглоты. Причем запасной акум выручает не всегда. Он ведь тоже когда-нибудь сядет, а вы вдруг обнаружите, что ваша камера не поддерживает зарядку через USB. Или у вас оказались аккумуляторы двух поколений. Соответственно, новый зарядить удастся, а старый тут же превращается в балласт. Короче говоря, тут масса нюансов, требующих тщательного изучения.

Ну и напоследок несколько конкретных замечаний по типам, моделям и брендам. Не от эксперта, который по роду работы тестирует это добро, а от продвинутого пользователя, который успел набить определенное количество шишек при личном выборе фототехники.

На мой взгляд, самым рациональным выбором для новичка были бы недорогие зеркалки Canon, Nikon, Pentax. Их конструкция отработана как автомат Калашникова. И за очень небольшие деньги реально получить надежную камеру, возможности которой будут ограничены, в основном, только мастерством снимающего. Но сейчас это так не работает. Огромный информационный шум в стиле "зеркалки-вчерашний день" или "а где видео в 4K со всей площади матрицы" сходу уводит часть народа в сторону беззеркалок.

Следующий уровень - зеркалки полупрофессионального и профессионального уровня. Если денег хватает - бог в помощь. Тут пока возразить вообще не чего. Эти камеры на сегодня хорошо сбалансированы по своим характеристикам и возможностям. И как показывают последние телодвижения со стороны Canon и Nikon данный сегмент никто не собирается списывать со счетов. Новая кропнутая камера Canon EOS 90D так и вообще именно то, что доктор прописал для съемки любой движухи на природе. И за некосмические деньги.

Одним из минусов продукции Canon/Nikon является закрытый протокол обмена между тушкой и объективом. То есть на оптике от стороннего производителя экономить тут сложно. Я еще не встретил ни одного Tamron или Sigma, который мог бы соперничать с родными объективами по точности работы автофокуса. Остальные камероделы более лояльно относятся к сторонним производителям оптики. И это их заметный плюс.

Теперь про беззеркалки. Основной генератор активности в этом сегменте - Sony. Именно после вывода на рынок их беззеркальных фуллфреймов до всех вдруг дошло, что рынок камер бесповоротно меняется. Добавьте сюда тот факт, что в большинстве современных фотоаппаратов стоят матрицы от Sony, и тогда точно получается, что их продукт нужно воспринимать на полном серьезе. Но это будет дорогое решение. И на уровне тушки, и на уровне родной оптики. В модельном ряду Sony есть кропнутые камеры, и есть фуллфреймы, которые в значительной степени вообще диктуют моду в беззеркальном секторе. Часть из них заточена под видео, часть под фото. Репортажные Sony a9 и a9 II чудо, как хороши. Но цена вопроса сходу вгоняет в уныние.

Помимо цены у Sony есть еще один существенный минус - слегка безумная система управления. Создается впечатление, что при её создании маркетологи выдали железное целеуказание: лишь бы не как у Canon! Пример. На фототусовках, проходящих в Питере, всегда есть уголок у Sony. А это возможность потрогать новые камеры. Поскольку это не родная для меня система, задал какой-то практический вопрос, типа "как поменять точку фокусировки" или что-то в этом роде. Так вот на всю команду нашелся только один человек, досконально знающий матчасть. А это показатель. Еще один пример - откидные экраны. Вот, казалось бы, что мешает сделать нормальный откидной и поворотный (как у Canon, кстати)? Это ведь дико удобно. Нет, упирались до последнего. И только в 2020-м случилось чудо, и камеру для видеоблогинга ZV-1 таки оснастили "правильным" экраном.

Отступление про поворотные экраны. Лет 10 назад одним из основных требований к камере лично для меня было отсутствие поворотного экрана. Типа так надежнее. Но в какой-то момент альтернативы не стало, и я обзавелся зеркалкой Canon с поворотным экраном. И с той поры другие варианты я просто не воспринимаю. Поскольку помимо фиксации трофеев меня интересует все происходящее вокруг, то возникает необходимость съемки с необычных ракурсов. Типа на вытянутых руках сверху, или же, наоборот, с уровня земли. Вот вообразите себе колоритный лесной грибочек, который попался вам по дороге на озеро. Съемка сверху или сверху-сбоку будет самым простым и самым скучным вариантом, который только можно придумать. Но вот съемка с уровня земли в корне все меняет. А без поворотного экрана её придется осуществлять в положении "по-пластунски". Оно вам надо? Ну или съемка видео со штатива и без оператора. Без нормального экранчика это превращается в борьбу с абсолютно лишними трудностями.

Хотите снимать с подобных ракурсов без откидного экрана? Занимайтесь йогой!
Хотите снимать с подобных ракурсов без откидного экрана? Занимайтесь йогой!

Купил бы я что-то из Sony лично для себя? Да, даже при наличии некоторых неудобств. Ибо результирующая картинка окупает все недочеты.

Далее про камеры Микро 4:3 (Micro Four Thirds system) от Panasonic и Olympus. Многие считают этот стандарт несерьезным и сильно проигрывающим фуллфрейму по качеству картинки. В теории это действительно так. Но посмотрите на уличные фотографии Александра Петросяна! Да, там просматривается много обработки, и внутрикамерной, и фотошопной. Но кто сейчас делает "продукт" без обработки? У меня нет личного опыта длительной эксплуатации подобных камер, только несколько съемок предметки и впечатления от тестирования на фототусовках. И они говорят о том, что "МикрЕ" критически важен хороший свет. Вообще, в этом стандарте есть много камер, потенциально пригодных для нашего рыболовного дела. Небольшие габариты и вес, много защищенных, и при этом не ядерно дорогих моделей, компактная оптика. У Olympus я бы смотрел на OM-D E-M5 Mark II и Mark III, OM-D E-M1 Mark II и Mark III. Плюсы - хорошая картинка, матричная стабилизация, компактные размеры. Минусы - сложная система управления и... компактность. Когда мы выбирали Olympus моему товарищу, вместе с камерой тут же была приобретена батарейная ручка, чтобы сделать хват более "хватким".

Panasonic. Вообще Панасы сейчас ассоциируются, в первую очередь, со съемкой видео. Но под уличную фотосъемку можно посмотреть старенькую камеру G80 и более свежую G90. А G9 вообще из разряда "must have". Очень вменяемый и гармоничный аппарат.

Но еще раз, если вы решитесь на покупку "МикрЫ", будте готовы вникать по полной в технические тонкости работы с камерой и фотошоп вам в помощь!

Беззеркалки Canon/Nikon. Тут все самое интересное еще впереди. Обе фирмы сделали по нескольку подходов к беззеркальному сегменту. Первая долгое время топталась на уровне любительской системы EOS M, вторая успела вообще профукать серию Nikon 1. Но конкуренты поджимали, и требовалась ответочка, достойная лидеров рынка. То есть нужно было выпустить не просто еще одну камеру, а нечто такое, чтобы поставить на место конкурентов-выскочек. Готовились долго. Первым новьё выкатил Nikon в лице сразу двух камер Z6 и Z7. Но боюсь, это было не то, что ожидала заинтересованная общественность. Все испортили карты памяти XQD. Новый уровень качества фирма заявила, но, я так думаю, что многие из потенциальных покупателей продолжили зависать в режиме ожидания. Ибо карты памяти по цене начальной зеркалки - это явно не массовый сегмент. И уже сильно после появилась более доступная камера Z50, которая может быть интересна для широкой публики и уличной съемки.

Интерес публики к беззеркалкам Nikon Z6 и Z7 в момент их выхода вполне можно описать словом "ажиотаж"
Интерес публики к беззеркалкам Nikon Z6 и Z7 в момент их выхода вполне можно описать словом "ажиотаж"

Сразу вслед за основным конкурентом Canon представил свою первую полнокадровую беззеркалку EOS R. И то же не обошлось без ложки дегтя. Упор был сделан на те возможности, который предостовляет новый байонет RF. Но саму камеру (довольно дорогую) производитель постеснялся отнести к про-уровню. То есть получилось нечто странное за большие деньги и с урезанными возможностями. И без главной плюшки, которую ожидала общественность. Матричного стаба в EOS R нет! И только сейчас, летом 20-го года, должен произойти анонс новой камеры R5, в которой ожидается и стабилизация, и супер-пупер видео, и две карты памяти, и джойстик, и куча прочих плюшек, которые обещают превратить эту камеру в настоящую бомбу. С соответствующим, бомбическим ценником. Но для нашего дела это может иметь побочный положительный эффект - неизбежно должна пойти вниз цена на EOS R, и именно тогда эта камера может превратиться в осмысленную покупку для продвинутых фотоэнтузиастов.

Ну и последний бренд, который я, к сожалению, могу зацепить только вскользь - это Fuji. Лично у меня нет опыта общения с их беззеркалками, поэтому могу только сослаться на опыт нескольких знакомых, которые используют их совсем не для фото съемки, а для видео. Но мне попадались обзоры, в которых некоторые модели Fuji рекомендовались именно как тревел-камеры. В общем, если вы стильный пацан... Я, к примеру, знаю одного рыболовного блогера, любящего сниматься в костюме а-ля английский джентльмен из первой половины 20-го века. Вот ему точно пойдет носить камеру Fuji! Короче говоря, если вам нравятся камеры, выполненные в ретро-стиле - Гугл в помощь! Вполне возможно, у Фуджей что-то и найдется полезного для нашего дела.

Ну и последний момент. Очень хорошим способом сбора нужной информации является посещения всяческих фото-фестов. Карантин закончится и эта движуха неизбежно восстановиться. А там всегда есть тач-энд-трай зоны, где можно потестить технику и пообщаться со специалистами. Еще один способ добывания информации, это специализированные фотомагазины, в которых зачастую работают очень грамотные консультанты. У нас в Питере, к примеру, функционирует одна широкая сеть, походы в магазины которой могут оказаться даже информативнее общения со специалистами производителя. И во вменяемом магазине вам никогда не откажут в том, чтобы поснимать внутри магазина на вашу флешку. Дома спокойно посмотрите результат и сделаете собственные выводы.

В общем, тот, кто ищет - всегда найдет. А способов добывания полезной информации по камерам - вагон и маленькая тележка!