Во втором классе начальной школы на собрании учительница поставила перед родителями задачу помочь ребятам с исследовательской работой. Дети тоже были ознакомлены, что это за такой «зверь».
Надо отметить, что класс был очень хороший и дружный, и дети, и родители всегда отзывались на все инициативы и все работы делались исправно. Начиная с домашних заданий, и заканчивая внеурочной деятельностью, практически не было такого, чтобы кто-то чего-то не сделал или не выполнил. Большая заслуга в этом была нашей учительницы, ну и мы, родители и ученики старались изо всех сил. Были и у нас лодыри и лоботрясы, но и они тянулись и довольно успешно справлялись со всем необходимым. На спортивных мероприятиях наши ребята победили именно слаженностью, умением работать «в команде».
И вот – исследование.
Самое сложное в этом – правильно выбрать тему. От этого зависит все: и как будет в итоге оформлена работа (возможно ли сделать фото и вставить в слайды), можно ли физически наблюдать и делать записи изменений – собственно исследование, будет ли это интересно ребенку и как итог – интересно жюри.
Второй подводный камень – оформление.
Не все родители, тем более дети это могут. Скажу сразу, даже мне, опытной, пришлось помучиться. Дети во втором классе без поддержки родителя вообще не могут сделать работу.
Моральный момент. Или зачем вообще мы в это ввязались?
Сама размышляю над этим. 1)Дочь очень ответственная – учитель сказал НАДО!!! 2)Я в принципе это умела – уже делала для старшей дочери. 3)На тот момент моя работа позволяла «творчество» - я работала фотографом и имела компьютер, время между клиентами и душа требовала «чего-то такого»…4) мой подход – если я много требую от дочери по учебе, и она имеет право обратиться ко мне за помощью и поддержкой. 5) желание, чтобы ребенок умел выступать, «прокачивал» этот навык. 6)желание выпендриться, получить призовое место (плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом?!!!)
Вот тема выбрана (по окр миру, мы фиксируем на фотоаппарат изменения по теме , я придумываю вопросы по анкете, анкетируем одноклассников. Все оформляем в Повер Поинт – программе по презентациям. Сильно подробно на этом останавливаться не буду, возможно в следующий раз. Показано учителю. Проверено и исправлено (учитель тоже очень много поработал). Ребенок зубрит. Одноклассница тоже, она перематывает кадры на компе и тоже участвует.
Поскольку из школы из 3-х классов (примерно 90 человек) мы оказались единственные, автоматом первое место (оно же единственное) по школе мы получили. Следующий этап был городской конкурс. Крови он нам попил. Девушка, которая скидывала работы на комп, на флешке, нечаянно перетащила нашу работу неизвестно куда на нашей же флешке, не скинув на свой комп. Через поиск по файлу найти не удалось. Ситуация осложнялась цейтнотом времени и отсутствием других компов. А время конкурса настало))) Сейчас смешно, а тогда у меня тряслись руки…
Ребенок столько готовился, и все испортить!!!!
Я попросила передвинуть нас поближе к концу выступающих и понеслась к секретарю. Попутно звоня сменщику на работу. Благо, на рабочем столе у меня была копия. В итоге все удалось. Ребенок выступил, и почти не волновался (в отличие от мамы с «языком на плече» и трясущимися руками). Ребята выступили, работы были разные, от очень интересных до таких, на которых откровенно хотелось спать. По замечаниям жюри – были очень долгие работы (хотя по правилам выступать должны 6-7 минут). Никого не останавливали, всех дослушали. Были очень заумные работы – например, мальчик 2-3 класса рассказывал, почему самолеты летают. По-моему, были даже формулы. Жюри спросило, сделал ли он макет самолета. На что было сказано, что делал бумажные самолетики. Работа девочки по теме «Почему путешествия по свету помогают в учебе и жизни» с демонстрацией ее фоток из разных стран вызвала лично у меня грусть. Просто в нашем провинциальном городе далеко не у всех есть такие возможности. Увы… Были очень интересные работы, которые больше напоминали доклады. И жюри это отмечало. Т.е. формат исследования подразумевает именно исследования. Хотя бы анкетное, если иное невозможно.
После жюри сказало, что будет проверять работы на авторство и вообще проверять. О результатах сообщат.
Где-то через недели две на сайте я нашла информацию. Мы заняли 1 место по городу!!! Все радовались. Ребенок ждал, а когда наградят? Наградили ее очень не скоро, что смазало всю радость победы. Где-то через 2,5- 3 месяца. Из награды ей дали билеты в кино на 2-х человек (сертификат на 300 руб в кино). Учителю, кроме устной благодарности директора, ничего. Все выступающие, не занявшие призовые места, не получили даже бланка участника. Что на мой взгляд тоже неправильно.
Дочь еще раз выступала уже перед учителями (где-то через месяц) все было очень строго, даже строгая проверяющая заставила снять крестик, чтоб не портила красная веревочка вид. На репетиции выступления все было хорошо (хотя от проверяющей у меня нервно дергался глаз). На самом выступлении папка с листами у ребенка выпала из рук, все листы разлетелись. Мне было уже все равно, хотя улыбнуло. Папку ей помог держать парень, ведущий. Хотя она все знала наизусть, файлы были за спиной, смотреть на них строгая проверяющая не разрешала. « А когда будет награда? - робко спросила дочь. – «Наверное, сейчас» - задумчиво ответила я. ( Ага, разбежались). Если выступали мы в конце февраля, перед учителями – в марте, наградили нас при окончании школы в мае. Ребенок уже отчаялся и не ждал.
Надо ли это было? Не знаю… На вопрос, будет ли она еще делать исследовательские работы, дочь очень задумалась. Сказала, что скорее всего нет...
С другой стороны, при переходе в другую, очень престижную школу, этот момент сыграл свою роль. Положительную.
Народ, я начинающий автор!!!! Очень хочется обратной связи, нужна ли я вообще тут и стоит ли мне вообще заниматься этим делом!!!!!!!!! Короче, если не жалко пары слов, черканите!!!!
Вот ссылки на другие мои статьи, если будет интересно:
Копилка секретов для школы - мои удачные "находки"
Жизнь на чемоданах? В ожидании переезда в другую страну.
Дом детского творчества - в нашем детстве и сейчас - есть ли разница?
Проверяем желудок - советы от врача