Найти в Дзене
Cassiopeia

Этому больше не учат в гимназиях и школах

Наше мировоззрение и мироощущение во многом зависит от того багажа знаний, который мы соберем в юношеские годы, пока ум еще гибок, любопытен и восприимчив. Стоит со вниманием относиться к тому, на каких персонажей мы ровняемся, кого цитируем, что читаем, смотрим и слушаем. Для того, чтобы человек мог анализировать окружающий мир, рассуждать и выводить свои умозаключения, очень кстати приходится широкий кругозор и открытое мышление. Научиться правильно мыслить - главная задача любого человека, который хочет считаться образованным. Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить. -Генри Бруэм, английский государственный и политический деятель Светским образование в России стало в XVIII веке. До этого во многом воспитанием детей в школах занималось духовенство. Система светской школы складывалась из трех ступеней: начальной, средней и высшей. Так постепенно ввелись учебная повинность, профессиональное образование, учебные заведения для

Наше мировоззрение и мироощущение во многом зависит от того багажа знаний, который мы соберем в юношеские годы, пока ум еще гибок, любопытен и восприимчив. Стоит со вниманием относиться к тому, на каких персонажей мы ровняемся, кого цитируем, что читаем, смотрим и слушаем. Для того, чтобы человек мог анализировать окружающий мир, рассуждать и выводить свои умозаключения, очень кстати приходится широкий кругозор и открытое мышление. Научиться правильно мыслить - главная задача любого человека, который хочет считаться образованным.

Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить.

-Генри Бруэм, английский государственный и политический деятель

Светским образование в России стало в XVIII веке. До этого во многом воспитанием детей в школах занималось духовенство. Система светской школы складывалась из трех ступеней: начальной, средней и высшей. Так постепенно ввелись учебная повинность, профессиональное образование, учебные заведения для знатных детей. Примечательно, что в учебных заведениях в разное время упор делали на разные дисциплины, кроме этого, учебные программы отличались у юношей и девушек. В целом можно отметить, что многие предметы, которые обязательно присутствовали в учебных программах прошлых столетий, больше не преподаются в современных школах и гимназиях. А может быть зря?

Картина из открытого источника.
Картина из открытого источника.

Итак, что должен был знать образованный человек начиная с XVIII столетия, узнаем ниже!

В Петровскую эпоху юношей начали обучать профильному образованию, что ознаменовалось открытием московской Школы математических и навигационных наук 1701г. На первой образовательной ступени юноши обучались азам грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии, затем можно было поступить на службу. Те, кто имел знатное происхождение, переходили на следующую ступень в 'верхнюю школу', где обучались иностранным языкам, астрономии, географии и знаниям о навигации.

В то же время Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, следовал тенденциям французского Просвещения. Юноши не только осваивали точные науки, военное дело, право и экономику, историю, географию, ораторское искусство, но и уделяли внимание искусству (рисование, танцы, архитектура).

Первый кадетский корпус 1732г. Фото из открытых источников.
Первый кадетский корпус 1732г. Фото из открытых источников.

Образованием девушек в России озадачилась Екатерина II. При ней в 1764 году было открыто первое учебное заведение для благородных девиц, известное как Смольный институт, и также был в такт эпохе Просвещения. На первом курсе девочки из знатных семей изучали богословие, русский и иностранные языки, арифметику, искусство и рукоделие. Становясь чуть старше, девушки постигали историю и географию, физику, архитектуру и даже геральдику, могли заняться ведением хозяйства. На последних курсах шло повторение и закрепление пройденного материала.

Младшие воспитанницы Смоленского института -"кофейницы". Картинка из открытого источника.
Младшие воспитанницы Смоленского института -"кофейницы". Картинка из открытого источника.
Смольный институт. Старшие воспитанницы. Фото из открытых источников.
Смольный институт. Старшие воспитанницы. Фото из открытых источников.

В народных училищах программа была проще, но обязательными также были математика, физика, естественная история и архитектура с черчением, география. Тут уже языки изучали факультативно.

Позже, в XIX веке в гимназиях преподавали конкретно гуманитарные науки. Там появилось новые предметы, такие как философия, мифология, астрономия, психологи и обязательно - иностранные языки (латынь и греческий, а также западноевропейские языки).

Юные гимназисты. Фото из открытых источников.
Юные гимназисты. Фото из открытых источников.

В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. В лицее делался упор на патриотическое воспитание, как делают в современных образовательных программах и сейчас: особое внимание уделялось отечественной истории и русскому языку, литературе.

Пушкин на лицейском экзамене в Царском селе 8 января 1815 г. И. Е. Репин.
Пушкин на лицейском экзамене в Царском селе 8 января 1815 г. И. Е. Репин.

Все население Империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права. Однако земские школы уже не могли похвастаться набором гуманитарных дисциплин гимназий и лицеев. Так, мальчикам и девочкам давали основы чистописания и арифметики, приучали к христианству и церковному пению. В XIX веке продолжали работу церковно-приходские школы.

Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. Художник Н. П. Богданов-Бельский, 1895г.
Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. Художник Н. П. Богданов-Бельский, 1895г.

Таким образом, в образовательных программах прослеживались следующая тенденция: все учащиеся осваивали основные дисциплины (письмо и чтение, математику, историю, географию, физику), но в учебных заведениях уровнем выше было необходимо расширять список гуманитарных предметов, осваивать искусство и обязательно хотя бы один иностранный язык. По моему мнению, именно из факультативов складывается кругозор молодого человека, и именно по нему уже можно в дальнейшем судить о его уровне образованности.

Спасибо за прочтение статьи! Буду рада вашим лайкам и рассуждениям в комментариях!