В центре внимания врача должен быть человек, а не технологии.
Правда ли, что раковых заболеваний стало больше, а сам рак «помолодел»? Какой вид онкологии самый коварный и распространенный? Есть ли какая-то профилактика? На эти и другие волнующие вопросы о раке отвечает главный врач Омского онкодиспансера Дмитрий Маркелов.
– Дмитрий Анатольевич, расскажите немного о себе, где родились? Когда поняли, что медицина – ваше призвание?
– Начну с того, что не являюсь коренным омичом. Я родился в Тюменской области и там же окончил среднюю школу. В 1996 году поступил в Омскую медицинскую академию и после ее окончании в 2002 году сразу пришел в онкодиспансер. С того момента ни разу не изменял ни своему учреждению, ни своей профессии. Здесь я прошел путь от клинического ординатора до теперь уже главного врача.
– Вы из врачебной семьи?
– Нет. Мои родители не связаны с медициной, но моя тетя работала врачом-педиатром. Я помню, как быстро приходило облегчение, когда она бралась лечить меня или мою сестру. Этот человек оказал большое влияние на меня, а в дальнейшем на выбор профессии.
– Почему именно онкология?
– Онкологию я выбрал по внутреннему своему настрою, потому что видел себя только в большой хирургии. Именно это направление всегда связано с хирургией.
– Расскажите о вашем главном учителе?
– В период моего обучения в медакадемии заведующим кафедрой онкологии был Дмитрий Иванович Демин, который стал моим первым учителем. Он смог показать студенту, что онкохирургия – это сложно, но интересно, и она всегда будет развиваться. Наша работа – это каждодневный кропотливый труд, который отнимает массу времени, но другого для себя я и не представляю.
– Ваша жена тоже врач?
– Да, врач-патологоанатом, кандидат наук. Сейчас она преподает в медицинском университете, доцент кафедры патологической анатомии. У нас сын-подросток, учится в восьмом классе.
– Он тоже мечтает стать врачом?
– Сейчас я ни в коей мере не пытаюсь оказать на него давление, чтобы потом не возникло какого-то отторжения.
– Что такое рак и почему он возникает?
– Рак – группа заболеваний, обусловленных бесконтрольным размножением одной или нескольких клеток, которые, умножаясь в числе, занимают все большее пространство и образуют опухоль. Эти заболевания называют также онкологическими, так как их изучением занимается специальная медико-биологическая наука – онкология (от греч. оnсos – опухоль). Опухоли, или новообразования, бывают доброкачественными и злокачественными. Уже сейчас существует множество различных предположений и гипотез, объясняющих причины возникновения рака, но все они сходятся в одном – в некоторых случаях они возникают по вине самого больного.
– Какие основные причины онкологических заболеваний?
– Их достаточно много. Это и неправильное питание, и ожирение, курение, употребление наркотиков, внешние факторы – воздействие радиации, промышленных выбросов. Немалую роль играют наследственность, вирусы, депрессия.
– Правда, что раковые клетки есть у всех людей?
– Научные исследования показывают, что раковые клетки не приходят извне – это собственные клетки организма, которые до какой-то поры служили органам тела и выполняли задачу обеспечения жизнедеятельности организма. Но в определенный момент они меняют свое мировоззрение и поведение, начинают претворять в жизнь идею отказа от служения органам, активно размножаются, нарушают морфологические границы, устанавливают повсюду свои «опорные пункты» (метастазы) и поедают здоровые клетки.
– А может ли рак возникнуть от злобы и обиды?
– Рак не является психосоматической болезнью. Часто случается, что у очень положительного во всех отношениях человека возникает онкологическое заболевание. Можно быть и верующим (истинно верующим, а не от страха и из под-палки или в угоду моде или начальнику) и все равно – заболеть раком. Никакие эмоции не могут вызвать рак. Причина его кроется в молекулярных механизмах и вероятностях. Но в то же время нельзя отрицать, что душевное или психоэмоциональное состояние человека с онкологическим заболеванием может повлиять на результат терапии. У человека, находящегося в состоянии хронического стресса, может страдать и давать сбой одно из звеньев иммунной системы. И будучи в состоянии депрессии, он перестает уделять должное внимание себе и, соответственно, своему здоровью. Не реагирует на сигналы неблагополучия, подаваемые его организмом, и, как результат, поздно обращается к врачам.
– Почему рак возникает у детей?
– Хотя детский рак изучается достаточно активно в наше время, с точностью никто не может сказать о причинах его возникновения. На данный момент существуют две основные гипотезы происхождения недуга.
Первая – вирусная – базируется на том, что вирус, попадая в организм, настолько изменяет процесс деления клеток и активирует их скрытую мутагенную способность, что становится невозможной остановка этой реакции, и организм продолжает воспроизводить «нездоровые» клетки вновь и вновь. При этом иммунитет не распознает их как чужеродные, так как по своей природе они являются изначально нормальными клетками, а значит, и не убивает их, что позволяет усугубляться этому состоянию.
Вторая – химическая – свидетельствует в пользу влияния окружающих факторов на нашу внутреннюю среду и способность их вызывать мутационные процессы. Нельзя сказать достоверно, что тот или иной фактор вызвал онкологию, но можно попытаться понять, каковы же причины рака у детей. Большинство ученых придерживаются мнения, что детская онкология в большинстве случаев – генетическая предрасположенность.
При этом не стоит думать, что раковые частицы передаются по наследству. Если у вас и ваших предков был установлен подобный диагноз, совсем не обязательно, что и у вашего ребенка он тоже будет. Так, какой-то совсем небольшой ген или его участок может нести в себе фактор, который впоследствии спровоцирует аномальное деление клеток. Но вот проявится он или нет – неизвестно. Также нельзя упускать из виду и окружающие нас условия жизни.
– Можно ли выявить болезнь на ранних стадиях?
– Выявить рак на ранней стадии вполне возможно – для этого необходимо лишь внимательно относиться к собственному здоровью и ежегодно проходить всестороннее диагностическое обследование. Особо пристальное внимание необходимо уделять людям, относящимся к подгруппе риска по онкопатологии: злоупотребляющим табачной, алкогольной продукцией, наркотическими средствами; лицам, чьи ближайшие кровные родственники уже страдают от различных раковых поражений; подвергавшимся ранее радиационному излучению; трудящимся на производствах с особо вредными условиями труда.
– Какие виды рака чаще встречаются у омичей?
– На первом месте – рак кожи. Затем идут онкологические заболевания трахеи, бронхов и легкого. Колоректальный рак на третьем месте. Потом идут рак молочной железы, рак предстательной железы и злокачественные новообразования желудка. Вот такая печальная статистика.
– Сколько людей ежегодно заболевает раком в Омске? И какой самый распространенный вид онкологии в нашем регионе?
– В Омской области в последние пять лет наблюдается неуклонный рост количества онкозаболеваний. Наш регион занимает одно из ведущих мест в стране: ежегодно в Омске и районах области регистрируется порядка 10 тысяч новых случаев злокачественных опухолей. Чаще всего в Омской области у мужчин выявляется рак легких, а у женщин – рак молочной железы. Далее идут рак прямой кишки и рак шейки матки.
– Расскажите, как вы сообщаете пациентам об этом страшном диагнозе?
– Врач должен корректно информировать пациента о заболевании. Сообщение о болезни не должно звучать как приговор. Например, начать можно с такой фразы: «У вас обнаружены недоброкачественные клетки, и заболевание требует длительного лечения». Врач-онколог на приеме – это прежде всего психолог. И разговаривать с пациентом нужно всегда доброжелательно, проявляя участие и заинтересованность в достижении благоприятного результата лечения.
– Что происходит с теми, кого нельзя вылечить?
– Даже неизлечимо больные люди не обречены на мучения в конце жизни. Современная медицина способна не только продлевать в некоторых сложных случаях жизнь на месяцы, но и делать эти месяцы достойными для человека, без боли и мучений. Есть специальная отрасль – паллиативная медицина. Благодаря ей, пациенты даже с неизлечимой болезнью продолжает жить нормальной жизнью. Да, опухоль останется, но можно убрать боль, избавить от осложнений, дать пациенту время завершить дела, побыть с близкими и уйти без мучений, достойно.
– Какие достижения в лечении онкологии произошли за последнее десятилетие? Что уже работает? Что ожидается в будущем?
– За последние десятилетия многое сделано и в диагностике, и в терапии. Хотя онкологи, конечно, самые осторожные врачи в плане прогнозов. Уже нередки случаи успешной терапии последней стадии меланомы, когда у пациента исчезает и опухоль, и метастазы, и спустя 10 лет он жив и все еще полностью здоров – это прорыв. Это иммуноонкология – самые перспективные исследования сейчас именно здесь. Мы научились распознавать опухоли, научились бить «прицельно» – появилась таргетная терапия, которая воздействует на клетки опухоли и гораздо меньше вредит здоровым тканям, чем обычная химиотерапия.
Огромный пласт информации дает сегодня генетика: благодаря молекулярно-генетическим исследованиям возможно не только определить предрасположенность человека к определенным видам рака, но и прочитать геном опухоли, чтобы подобрать лечение, эффективное конкретно против нее.
Последние исследования свидетельствуют, что будущее за комбинированной терапией, когда комплекс химиотерапия + таргетная + иммунотерапия показывает очень обнадеживающие результаты.
В онкологии появился ряд инновационных решений: принципиально новые лекарственные препараты и медицинское оборудование, которое позволяет врачам применять уникальные методики лечения. Что касается лекарственных подходов, то это, без сомнения, широкое внедрение так называемой биотерапии опухолей и начало осознанной, адресной иммунотерапии.
– Если медицина делает успехи, то откуда ощущение, что онкология с каждым годом встречается чаще?
– Во-первых, люди теперь живут дольше. Чем старше организм, тем больше вероятность возникновения в клетках критических поломок. Раньше многие просто не доживали. Во-вторых, число заболевших растет из-за ранней диагностики. Больные, выявленные на I–II стадии, имеют хороший прогноз – успешно лечатся и живут без рецидивов десятки лет. А в-третьих, плохие новости всегда разносятся громче.
– Почему в нашей стране люди доходят до врача уже на последней стадии рака?
– Некоторые злокачественные новообразования весьма успешно лечатся при своевременной постановке диагноза, особенно если это рак первой стадии. Но, несмотря на предупреждения врачей, постоянные беседы на эту тему в средствах массовой информации, люди часто не обращают внимания на те или иные патологические изменения в организме. Оставляют все на самотек. Лишь когда симптомы болезни очевидные, обращаются за медицинской помощью. Зачастую это происходит поздно, и болезнь приобретает масштабное распространение по всему организму. По статистике, в 80% случаев онкозаболеваний больные обращаются впервые к специалистам уже на последней стадии рака. А изменения, как правило, на данном этапе являются необратимыми и не поддающимися терапии.
– Есть множество народных средств лечения онкологии – от йода до болиголова. Многие верят, что они действительно работают. Так ли это?
– Народные средства от рака часто используются наряду с медикаментозным лечением. Чаще всего это отвары или настои трав, но есть и другие, не менее эффективные средства. Важно понимать, что данные рецепты собраны из различных книг по травничеству, газет по здоровому образу жизни или газет по народной медицине. Прежде чем начать применять данные рецепты, ОБЯЗАТЕЛЬНО посетите врача-онколога! Только после этого, не отказываясь от лечения, прописанного лечащим врачом, вы можете параллельно попробовать данные рецепты и удвоить лечебный эффект.
– Достаточно ли проверяться каждый год или, скажем, каждые полгода, чтобы воспитать в себе привычку доходить до врача вовремя?
– Воспитать хорошую привычку – это вообще непросто. Это только плохие привычки у нас хорошо воспитываются... Любая женщина знает, что время от времени она должна ходить к гинекологу. Стоматолога нужно посещать регулярно и т.д. Но посещать необходимо ведь не только врача-гинеколога. Есть ведь еще и другие органы у человека. Необходимо обращать внимание на весь организм или уж хотя бы на те органы, где опухоли развиваются чаще всего. Существует метод раннего определения опухолей. Практически любую опухоль можно излечить на первой стадии. По крайней мере все самые частые. Например, рак легкого, желудка, толстой кишки, молочной железы, шейки матки, предстательной железы. Есть и те опухоли, которые диагностировать на ранней стадии очень сложно. Скажем, рак поджелудочной железы. Он, к сожалению, еще и плохо лечится. Если говорить об опухолях кроветворной ткани, то их диагностика на ранней стадии вообще отсутствует. Но зато они очень хорошо лечатся. Даже на распространенных стадиях. В принципе, более ответственное отношение человека к своему здоровью и регулярные обследования, даже когда никаких симптомов нет, позволили бы существенно изменить ситуацию.
– А вы пациентов жалеете? Это ведь трудно – каждого эмоционально в себя впустить.
– Каждый врач должен уметь сочувствовать пациентам и понимать, какие страдания испытывают больные. Но вот испытывать жалость – это не совсем профессионально. Жалость может сыграть плохую шутку как с доктором, так и с пациентом. К примеру, доктор вынужден оперировать ребенка, придется причинить ему боль, ребенок и его родители испытывают страх. Жалостливый врач будет тянуть время, рассуждать, нужна или нет операция, время будет упущено, наступят необратимые изменения. В работе врача главное – профессионализм, умение принять верное решение, поставить точный диагноз и подобрать адекватное лечение. Но и врач, который ведет себя как робот, автомат и бездушный сухарь, не может быть настоящим врачом.
Человеческое, заинтересованное отношение к больному – это показатель любого хорошего доктора. Ведь у больного, как правило, нервы обнажены до предела, ему нужны сочувствие и понимание. Пациент должен быть уверен, что врач сделает все возможное, чтобы помочь и облегчить страдания без вреда для больного.
– Какие черты характера должны отличать хирурга-онколога?
– Упорство, настойчивость в достижении цели, человеколюбие и тактичность. Нашего человека мы определяем по огоньку в глазах, который мы видим и друг у друга. Как правило, приходят в отделение молодыми и остаются здесь работать на всю жизнь.
– И последний вопрос: вы сами боитесь рака?
– Страх призван мобилизовать защитные силы человека. В годы войны он помогал солдатам защищаться. Страх не дает людям прыгать с обрывов, купаться в реке с крокодилами. Он оберегает. Его функция – защитная. Но сегодня мы живем в мирное время. Это для человечества в новинку. И страх принял извращенную форму: опасности больше нет, а инстинкт остался. Человек инстинктивно начинает искать причину и находит. Мы выбираем самые страшные сценарии и начинаем жутко бояться того, что сами себе придумали. Чаще всего – это страх заболеть смертельной болезнью и умереть. Есть целые категории людей, которые давно перестали нормально жить: они ищут у себя симптомы страшных, неизлечимых болезней. Что у нас сегодня не лечится? ВИЧ, рак, запущенные формы других заболеваний. Страшно ли подхватить СПИД? А раком заболеть? Что, внутри все сжимается от этих мыслей? Нет, не страшно. Не страшнее, чем заболеть гриппом и умереть от него. Ведь рак дает от нескольких месяцев до многих лет жизни, как и СПИД, а его ранняя версия ВИЧ позволяет человеку жить до преклонных лет. А грипп – коварный враг, который забирает человека за неделю. Был – и нет. Давайте и его бояться. Прививки делать. Только если вы подхватите не тот вирус, от которого были привиты, все равно можете умереть. Даже при соответствующем лечении. Думаю что надо не паниковать, а уважительно относиться к своему организму.
Беседовал Сергей Михневич.
Еще больше материалов на нашем MedicMap