Найти в Дзене

Оцифровка винила

Как качественно оцифровать винил в компьютер, если имеется рабочий "вертак" советского производства? Такой вопрос мне задали читатели.

Не ошибусь, если скажу, что у вертака есть линейный выход - "советский пятиштырьковый", как его неправильно называют, потому что это немецкий стандарт DIN, до сих пор использующийся в интерфейсе MIDI. Лет пятнадцать назад я бы вспомнил распайку этого разъёма без подсказок; сейчас уже забыл, но вы, конечно, найдёте её в интернете. Впрочем, иногда даже продаются переходники DIN-RCA (тюльпаны), а то и DIN-mini-jack (3.5mm TRS), последний подойдёт прямо в линейный вход звуковой карты компьютера.

когда-то, у меня был такой вертак :)
когда-то, у меня был такой вертак :)

В общем, решить проблему с подключением вертака в комп довольно легко - нужно только найти (спаять) шнур, электрической "несовместимости" вертака и звуковухи быть не должно. Желательно воспользоваться профессиональной звуковой картой, но если таковой нет - вполне сойдёт и "набортная" на материнской плате, поскольку частотные характеристики винила не столь изысканны, чтобы заморачиваться на "точную передачу воздуха верхов". Но, безусловно, чем качественнее будет звуковуха - тем больше впоследствии можно извлечь из оцифровки.

Оцифрованное с винила довольно легко поддаётся очистке от кликов (глитчей) - главной проблемы винила. Алгоритмы удаления некрупных кликов с записи довольно просты и эффективны. С крупными, возможно, придётся смириться; если настроить алгоритм удаления слишком "забористо", начнёт пропадать и полезная информация в звуке (глитчи превратятся в "провалы"). Практически любой звуковой редактор (SoundForge, например) имеет на борту "примочки" для работы с винилом. Обычно, эти примочки несложны в применении. В настройках удаления кликов - чувствительность. В фильтрации низкочастотного шума (50/60Гц) - коэффициент. Возможно, имеет смысл приподнять эквалайзером ВЧ и принизить НЧ - но это по характеру записи. Применять к оцифровке с винила компрессию или "максимайзер" не стоит, поскольку при записи на винил звук и так подвергался схожим алгоритмам ужатия динамического диапазона, чтобы "втиснуться" в убогий диапазон пластинки.

Ещё статей по теме звука на saanvi.ru