Найти в Дзене
Индустриальный турист

Самые интересные факты о мостах Обводного канала. Часть 1

Оглавление

В прошлый раз я рассказывал вам о мостах, переброшенных через одну из самых известных рек Санкт-Петербурга - через Фонтанку. Сегодня же темой статьи стал куда менее живописный, но, пожалуй, даже более атмосферный и угрюмый (что сходится с общим настроением Петербурга) Обводный канал.

По традиции, свой рассказ я разделил на две части - чтобы не упустить из виду ни одного моста! В этот раз я решил идти по течению канала: от Невы до Екатерингофки, с востока на запад .

Предупрежу заранее - на Обводном канале мало мостов, красивых с эстетической точки зрения. Да и было бы странно, если бы через Обводный был переброшен мост, подобный Аничкову или Пантелеймоновскому: Обводный канал обладает особенной атмосферой слегка маргинального Петербурга, так что и мосты здесь соответствующие. Однако не торопитесь с выводами - практически каждая переправа на Обводном обладает уникальной историей: здесь вам и первый железнодорожный мост России, и бывший мост-акведук - в общем, много интересного!

Более не смею задерживать - пора начинать.

Шлиссельбургский мост

Дата постройки: 1833 (деревянный), 1928 (современный)
В створе: Проспекта Обуховской Обороны

Первый мост через Обводный находится в месте, где канал берёт начало из реки Невы. Расположен он в створе современного проспекта Обуховской Обороны, который и подарил название мосту. Дело в том, что этот проспект существует практически с самого основания Петербурга. В прошлом он представлял собой дорогу, которая вела из Петербурга в Архангельск, транзитом проходя через Шлиссельбург. Так что и мост носил название сначала Архангельского, потом Шлиссельбургского (могли переименовать мост и в "Обуховской Обороны", но не стали, и это правильно).

Шлиссельбургский мост был построен в то время, когда в районе одноименного тракта был прорыт Обводный канал - в 1833 году (отмечу, что сам Обводный канал существовал и до этого, но его исток был расположен в Лиговском канале, а протекал он немного по другому руслу, но об этом я скажу пару слов чуть позже). И это не удивительно: Шлиссельбургский тракт в те времена был оживлённой дорогой, и перекрыть его каналом было нельзя.

В своём современном виде мост был проложен в 1929 году. Внешне его сложно назвать выдающимся - обычная железобетонная переправа с утилитарными функциями и без лишних украшений.

В наше время состояние моста (во всяком случае, его внешний вид) оставляет желать лучшего
В наше время состояние моста (во всяком случае, его внешний вид) оставляет желать лучшего

Отдельно хочется отметить эстакаду, ведущую с набережной Обводного канала на проспект Обуховской Обороны. Она была открыта в декабре 2017 года и, фактически, её можно назвать переправой через канал.

Такой вид открывается с Шлиссельбургского моста на перспективу Обводного канала - новая эстакада, без сомнения, украсила эти места
Такой вид открывается с Шлиссельбургского моста на перспективу Обводного канала - новая эстакада, без сомнения, украсила эти места

Французский мост

Дата постройки: 2017 год
В створе: Набережной Обводного канала

Да, пускай этот мост перекинут не через Обводный канал в классическом понимании, но внимания он явно заслуживает. Дело в том, что Французский мост расположен параллельно Обводному каналу, так как он переброшен через ответвление Обводного - Французский ковш.

-4

Французский ковш был прорыт в 1840-х годах как водоём, в котором могли останавливаться суда для того, чтобы не создавать так сказать "пробки" в Обводном канале.

Фотография Французского моста со стороны Атаманского моста
Фотография Французского моста со стороны Атаманского моста

Но шли годы, Обводный канал обмельчал и перестал быть судоходным, и надобность во Французском ковше отпала. Но он не был засыпан, и из-за него очень долгое время в этих местах не существовало южной набережной Обводного канала. Эту проблему решило строительство Французского моста в 2017 году - теперь Обводный обладает набережными с обеих сторон на всей своей протяженности.

Атаманский мост

Дата постройки: 1850е годы, 1975 год (современный мост)
В створе: Кременчугской улицы, Глухоозерского шоссе

-6

На приличном расстоянии от предыдущей переправы находится Атаманский мост, хранящий в своём названии историю располагавшихся неподалёку казарм Атаманского полка. Этот полк прославился своим участием в нескольких Русско-Турецких войнах, Отечественной войне 1812 года и в Первой Мировой войне. Собственно, эти казармы вы можете наблюдать и в наши дни: они находятся на северном берегу Обводного канала и их видно с набережной.

Удивительно, но и сам мост имеет интересную историю. Дело в том, что изначально переправу назвали "Американским мостом", потому что она обладала металлическими фермами, построенными по системе американского инженера Уильяма Гау. К слову, сейчас это название носят другие мосты на Обводном канале, построенные по той же системе.

-8

В дальнейшем Атаманский мост несколько раз перестраивался и вполне логично, что он утратил своё первоначальное название. В современном виде переправа существует с 1975 года, и выделить в нём какие-либо уникальные черты сложно, так что перейдём к следующим, куда более интересным мостам!

Американские железнодорожные мосты

Дата постройки: 1840-е годы (деревянные), 1869 (металлический), 1906-1916 (пристройка нескольких соседних мостов)

Эти мосты знакомы всем, кто хоть раз ездил из Петербурга в Москву или наоборот. Лично для меня эти переправы стали символом возвращения домой: если видишь в окно фермы этих мостов и Обводный канал, значит, что через десять минут ты уже выйдешь из поезда на перрон Московского вокзала!

-9

Первый американский мост был построен в 1840х годах по уже упомянутой ранее системе инженера Гау, которая представляет собой совмещение деревянных (основа фермы) и металлических (пересекающиеся стяжки) конструкций. В 1869 году деревянные элементы заменили на металлические для надёжности и долговечности моста. Собственно, в таком виде он просуществовал до 21 века.

Так выглядел Американский мост после перестройки 1869 года. Фото взято с сайта https://pastvu.com
Так выглядел Американский мост после перестройки 1869 года. Фото взято с сайта https://pastvu.com

С 1906 по 1916 год американский мост пополнился несколькими "близнецами": ещё четыре моста были построены по тому же проекту с двух сторон от уже существующей переправы. И такое расширение не удивительно: железные дороги в России на тот момент стремительно развивались, так ещё и рядом с Американскими мостами было открыто множество технических путей, ведущих, в том числе, и к расположенному по соседству веерному депо (его и в наши дни видно с набережной Обводного канала).

-11

К сожалению, в 2012 году, после глобальной реконструкции (основной её причиной был пуск по этому направлению скоростных поездов "Сапсан"), мосты лишились своего исторического облика, и вместо квадратных ферм по системе Гау, в наше время вы можете наблюдать современные арочные фермы.

-12

От себя хочу добавить, что Американские мосты - это своеобразная достопримечательность Обводного канала: даже после реконструкции они все ещё остаются красивыми и прекрасно дополняют промышленный пейзаж Обводного канала.

Каретный мост

Дата постройки: 2011 год
В створе: Днепропетровской улицы

Каретный мост - это самый молодой мост через Обводный канал. Он был построен с нуля в 2011 году, так что ни о какой его истории не может идти и речи.

-13

Проектное название моста было "Днепропетровский" - по названию улицы, в створе которой он расположен. Однако, в итоге к его названию отнеслись с бо́льшим вниманием, и назвали его в честь располагавшейся в этих местах каретной ямской части (в 19 веке район Лиговского проспекта был обильно заселен ямщиками).

Предтеченский мост

Дата постройки: 1887 (деревянный), 1962-1963
В створе: Тамбовской и Черняховской улиц

Этот симпатичный мост с арочным пролётом тоже, как ни странно, было построен в советское время, а если быть точным, то в 1963 году. Удивительно то, что до этого с 1887 года мост был деревянным (правда в 1914 году его перестроили, но он всё ещё был выполнен в дереве). В таком виде он "пережил" блокаду и его реконструкцией занялись аж в 60-х годах. Лично мне сложно представить деревянный автомобильный мост в Ленинграде того времени, но всё было именно так.

-14

Любопытно и название моста: он именуется по улице Черняховского, которая в прошлом тоже была Предтеченской. Своё название эти объекты получили в честь Иоанно-Предтеченской церкви, ныне именуемой Крестовоздвиженский собором. Ничего удивительного, что в советское время от неугодного (по тем временам) церковного названия улицы избавились - удивительно, что не переименовали мост!

Ново-Каменный мост

Дата постройки: 1821 год (деревянный акведук), 1848 (кирпичный акведук), 1970
В створе: Лиговского проспекта

Ново-Каменный мост в своём современном виде не так уж и интересен, зато какой историей он обладает! Дело в том, что в прежние времена (а если быть точным, то до 1895 года) на месте Лиговского проспекта протекал одноименный канал. При этом Лиговский канал гораздо старше Обводного - он был прорыт для обеспечения фонтанов Летнего сада водой ещё в 1720-х годах, тогда как Обводный канал до этих мест добрался лишь в начале 19 века!

На заднем плане вы можете видеть доходный дом Дурдина - прекрасный образец архитектуры модерна, служащий украшением Лиговского проспекта и Обводного канала
На заднем плане вы можете видеть доходный дом Дурдина - прекрасный образец архитектуры модерна, служащий украшением Лиговского проспекта и Обводного канала

Каналы решили не пересекать и провести их на разном уровне: так Обводный канал прошёл ниже Лиговского на несколько метров (собственно, в наше время эта разница сохранилась - поэтому в этом месте у Обводного канала двойная набережная: верхняя и нижняя). Так что инженерами было принято необычное решение: они построили мост-акведук, по которому один канал (Лиговский) протекал над другим каналом (Обводным) - выглядело это очень необычно! Этот акведук и стал прародителем современного Ново-Каменного моста (само название "Ново-Каменный" появилось тогда же).

Так выглядел Ново-Каменный мост в начале 20 века. Фото взято с сайта pastvu.com, автор Карл Булла
Так выглядел Ново-Каменный мост в начале 20 века. Фото взято с сайта pastvu.com, автор Карл Булла

Но, как я уже сказал ранее, Лиговский канал со временем был засыпан, а на его месте образовался широкий проспект. Долгое время мост функционировал в прежнем виде (просто по нему больше не протекал канал), но в 1979 году было принято решение перестроить его в связи с увеличением транспортного потока по Лиговскому проспекту. Так мост приобрёл свой современный вид. К слову, подземный участок северной набережной Обводного канала был создан тогда же.

Боровой мост

Дата постройки: 1882 (деревянный), 1961
В створе: Боровой улицы

Ещё один типовой мост, построенный в 1960-х годах. Рассказывать о нём особо нечего, так что заострю внимание на истории его названия. Топоним "Боровой" связан с располагавшимся в этих местах в 18 веке (севернее Обводного канала, вдоль Боровой улицы) густым бором. Этот лес давно вырубили, но упоминание о нём хранится и в названии улицы, и в названии моста.

К слову, чуть южнее Борового моста расположена площадка для забора воды для тушения пожаров. Изначально я думал, что эта площадка является устоем бывшего моста, но в комментариях меня поправили - никакой переправы на этом месте раньше не было!

Помимо площадки, на этой фотографии вы можете видеть деловой центр "Нептун". Это необычное бруталистское здание было построено на рубеже 1980-1990-х годов. Не знаю как вам, а мне оно всегда казалось очень интересным и идеально подходящим для Обводного канала по стилистике
Помимо площадки, на этой фотографии вы можете видеть деловой центр "Нептун". Это необычное бруталистское здание было построено на рубеже 1980-1990-х годов. Не знаю как вам, а мне оно всегда казалось очень интересным и идеально подходящим для Обводного канала по стилистике

Не могу не заметить ещё один очень важный момент - в районе площадки для забора воды, изображённой на фотографии выше, Обводный канал делает характерный изгиб. В прежние времена, до 1820-х годов, Обводный канал не имел этого поворота, так как исток канала находился в районе современной станции метро "Лиговский проспект" (изначально Обводный шёл не напрямую из Невы, как сейчас, а из Лиговского канала).

Другими словами, если до этого мы с вами шли по промежутку канала, прорытому в 1820-1830-х годах, то сейчас мы выходим на его основное русло, созданное почти за 40 лет до этого! Думаю, что не многие знают о таких тонкостях истории Обводного - я и сам узнал об этом лишь при подготовке статьи!

Ладно, вернёмся к теме публикации - к мостам.

Ипподромный мост

Дата постройки: 1904 (деревянный), 1985

Некоторых Петербуржцев может удивить название этого моста - откуда это в Санкт-Петербурге взялся ипподром? А я вам отвечу - в северной столице в прошлом действительно существовал большой ипподром: располагался он на месте современного театра юного зрителя (ТЮЗ).

-19

У вас может возникнуть ещё один вопрос - а что в самом центре города делало сооружение, предназначенное для конных скачек? Тут тоже всё просто: раньше в этих местах квартировался Семёновский полк, а его казармы и главный плац занимали обширное пространство от Загородного проспекта до Обводного канала. Но в 1889 году Семёновский полк освободил эту местность, и на ней было возведено множество построек, одной из которых и стал ипподром. Увы, он сгорел во время блокады, а после неё смысла в его восстановлении особо не было - конные скачки в любом случае утратили свою актуальность.

Вот видите - сколько истории может хранить в себе одно лишь название моста! Ну а кроме истории этот мост ничем особо и не примечателен - обычная пешеходная переправа.

Царскосельский железнодорожный мост

Дата постройки: 1837 (деревянный), 1904

Вот мы и добрались до самого интересного, по-моему мнению, моста в этой статье. Дело в том, Царскосельский мост является первым железнодорожным мостом в истории нашей страны! Именно по этому мосту была переброшена первая в России железная дорога: из Санкт-Петербурга (от Витебского вокзала) в Царское Село.

-20

Конечно, с тех времён мост хоть и был перестроен, но даже в своём современном виде он существует уже очень долго - аж с 1904 года! На самом деле, это уникальная для Петербурга история: столь древняя переправа (по меркам нашего города, разумеется) сохранилась до наших дней без глобальных реконструкций.

Очень надеюсь, что Царскосельский мост продолжит существовать в таком виде и дальше - это же настоящий памятник русскому мостостроению! Да и внешний вид моста очень радует - арочные железные конструкции в нижней части переправы придают особенную индустриальную атмосферу Обводному каналу на этом участке!

-22

Рузовский мост

Дата постройки: 1905 (деревянный), 1985
В створе: Рузовской улицы

Ну и последней переправой на сегодня станет Рузовский мост. Он получил своё название по одноименной улице, которая, в свою очередь, была названа так в честь города Руза (все улицы в этом районе были названы по городам Московской области: Верейская, Серпуховская и т.д.).

-23

К слову, Рузовский мост - это ещё одна переправа, которая просуществовала в деревянном виде долгое время - аж до 1985 года! Впрочем, Рузовская улица и в наше время не пользуется особой популярностью у автомобилистов, так что деревянный мост без особых трудностей справлялся с поставленными перед ним задачами!

Вид на Рузовский и Царскосельский (на заднем плане) мосты
Вид на Рузовский и Царскосельский (на заднем плане) мосты

На этом я заканчиваю первую часть моего рассказа, но не завершаю свою прогулку по Обводному каналу. В следующей части мы рассмотрим мосты от Можайского до Степана Разина. Ознакомиться с ней вы можете по этой ссылке.

Спасибо за внимание!