Найти тему
5 лучших!

Харуки Мураками о 60-х, о времени, музыке и любви

Майлз Дэвис на сцене легендарного джазового клуба "Вилладж Вангард".
Майлз Дэвис на сцене легендарного джазового клуба "Вилладж Вангард".

Когда беседуешь с кем-нибудь о музыке, о музыкальных "десятилетиях", в частности, о 60-х, которые мне так нравятся и которые я считаю творческим пиком прошлого столетия, то хочется услышать не цитаты из "интернет-педий", а истории, выудить личные впечатления, уловить какие-то тонкие переживания, связанные с музыкой, местом и временем. Нечто вроде того, что рассказывает о конце 60-х в своём романе "Охота на овец" страстный коллекционер виниловых пластинок Харуки Мураками:

-2

"...Впервые я встретился с ней осенью 1969 года; мне было двадцать лет, ей – семнадцать. Неподалеку от университета была крохотная кофейня, где собиралась вся наша компания. Заведеньице так себе, но с гарантированным хард-роком – и на редкость паршивым кофе.

Она сидела всегда на одном и том же месте, уперев локти в стол, по уши в своих книгах. В очках, похожих на ортопедический прибор, с костлявыми запястьями – странное чувство близости вызывала она во мне. Ее кофе был вечно остывшим, пепельницы – неизменно полны окурков. Если что и менялось, то только названия книг. Сегодня это мог быть Мики Спиллэйн, завтра – Оэ Кэндзабуро, послезавтра – Аллен Гинзберг... В общем, было бы чтиво, а какое – неважно. Перетекавшая туда-сюда через кофейню студенческая братия то и дело оставляла ей что-нибудь почитать, и она трескала книги, точно жареную кукурузу, – от корки до корки, одну за другой. То были времена, когда люди запросто одалживали книги друг другу, и, думаю, ей ни разу не пришлось кого-то этим стеснить. То были времена «Дорз», «Роллинг Стоунз», «Бердз», «Дип Перпл», «Муди Блюз».

Воздух чуть не дрожал от странного напряжения: казалось, не хватало лишь какого-нибудь пинка, чтобы все покатилось в пропасть. Дни прожигались за дешевым виски, не особо удачным сексом, ничего не менявшими спорами и книжками напрокат. Бестолковые, нескладные шестидесятые со скрипом опускали свой занавес.

...С зимы 69-го до лета 70-го я почти не виделся с ней. Университет то и дело закрывали по разным причинам, да и меня самого порядком закрутило в водовороте неприятностей личного плана.

Когда же осенью 70-го я заглянул наконец в кофейню, то не обнаружил среди посетителей ни одного знакомого лица. Ни единого – кроме нее. Как и прежде, играл хард-рок, но неуловимое напряжение, наполнявшее воздух когда-то, испарилось бесследно".

На первый взгляд может показаться, что здесь слишком мало о музыке, и слишком много о чем угодно. Но не торопитесь с выводами. Попытайтесь уловить это "странное напряжение" конца важного для музыки десятилетия.

"...Так хотелось бы научиться понимать все вокруг – беспристрастно, как можно спокойнее. Чтобы и в облаках не витать, и на лишнее время не тратить... Но все это требует времени.

– Сколько времени?

Я покачал головой.

– Откуда я знаю? Может, год, а может, и десять.

Она отбросила прутик и, поднявшись с земли, стряхнула приставшие к куртке травинки.

– Послушай... А тебе не кажется, что десять лет – это очень похоже на вечность?

– Да, наверное, – ответил я".

The Kinks - Sunny Afternoon (1966 г).

И еще. 60-е "там" и 60-е "здесь" - это разные 60-е.

Мне кажется, легко говорить об этом десятилетии с его размытыми границами, прошедшем "там". Посложнее будет сшить общей музыкой "там" и "здесь". Посложнее, но НЕ невозможно. Тем более, что ещё живы
те, кому довелось жить в то время и слышать, как рок-музыка, рождаясь "там", попадает "сюда" и какое впечатление производит "здесь".

В общем от теорий - к личному! Так интереснее.
Например, вот что пели под гитару, когда, будучи старшеклассниками, ездили "на картошку"...

Юрий Антонов - Не забывай.

***

Ещё немного о 60-х...

Иногда я даже жалею, что не родился раньше! Мог получать с пылу с жару "новинки культуры" той славной эпохи, наблюдать рождение рок-музыки, её самый романтический период... Я метался бы по миру, впитывая, слушая, споря, бунтуя, радуясь!

Ну, допустим... Тут же возникает вопрос: ГДЕ я хотел бы родиться - "там" или "здесь"? Ну-у, уж точно не там. Потому что мои папа и мама родились ЗДЕСЬ. И я не хотел бы писать им писем без надежды когда-нибудь их увидеть и обнять, поговорить... Не хотел бы. А других родителей мне не надо.

Опять же, а когда точно я хотел бы родиться, чтобы наиболее эффективно усваивать создаваемое то там, то сям, но именно сейчас - в 60-е? В тридцатые? В сороковые? - Подумаешь об этом, и оторопь берёт.

Нет уж, поговорим о лучших временах в искусстве двадцатого века, находясь там, где находимся сейчас. В частности, на канале "5 лучших!"

Гений электрогитары Джимми Хендрикс.
Гений электрогитары Джимми Хендрикс.

Хендрикс - это прежде всего индивидуальность. Личность в Музыке. Его выступления нужно именно смотреть. Большой артист должен быть представлен в полный рост.
Сколько их таких? - Хендрикс. Монк. Гульд.

***

1964-й. Gрекрасный джазовый барабанщик Джоу Джонс солирует в "Караване". По сути - джаз, по динамическому диапазону - классика. По факту - классика джаза.

Jo Jones - Caravan


Интерес к 60-ым не иссякает. Например, вчера слушал оригинальный диск 1967-го года
John Mayall – The Blues Alone.

-4
-5

Хорошая пластинка! И практически в "минтовом" состоянии, если бы не какой-то Туула Пеннанен, который красной шариковой ручкой обозначил на тыльной стороне конверта дату (скорее всего) покупки - 12.2.1968.

Но можно посмотреть на этот знак времени и с другой стороны. Ведь, возможно, была такая мода у поклонников рока в конце 60-х - фиксировать моменты пополнения своих коллекций. А может быть это - дата рождения Туулы. Или его сына, маленького Туулыча. Который по прошествии нескольких десятков лет за их финские копейки слил коллекцию своего тяжело больного, прикованного к постели папаши. Что для того стало последним, роковЫм ударом... Кто его знает. Мы же не в 60-х живём. Мы ими просто интересуемся.

И весь вопрос в том, "умеем мы эти 60-е готовить или нет".

John Mayall - Broken Wings (1967 г).

...Хотя мы, безусловно лучше тех меломанов, из 60-х, понятия не имевших о силовых кабелях толщиной в ногу, ни разу не тусовавшихся в соцсетях и пишущих красной шариковой ручкой на конвертах свои имена.

1970-й. Джимми Хендрикс. Последнее фото. - "Бестолковые, нескладные шестидесятые со скрипом опускали свой занавес" (Х. Мураками).
1970-й. Джимми Хендрикс. Последнее фото. - "Бестолковые, нескладные шестидесятые со скрипом опускали свой занавес" (Х. Мураками).

Искренне Ваш , Лев Комов.

Читайте о музыке на канале "5 лучших!":

- Легендарные 60-е: пять лучших альбомов Майлза Дэвиса.

- Моя виниловая коллекция: ревизия драгоценностей.

- Оскар Питерсон: неподражаемый!



С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Книги
3507 интересуются