Найти тему
Василий Канашенок

В коммуне остановка...

-2
-3

"Наш паровоз, вперёд лети!

В коммуне остановка.

Иного нет у нас пути..."

Около 95 лет назад в киевском депо появилась русская народная песня (до сих пор не установлено авторство) с такими строчками припева. В детстве мне почему-то слышалось "кому ни остановка". И только позже, благодаря чёткой артикуляции следователя Максима Петровича Подберёзовикова, уяснил правильную вторую строфу😉

("Откуда ты такой взялся?! Мама такая хорошая, про паровоз поёт...")

Сейчас всё это просто вспомнилось - в связи с датой открытия Малого кольца Московской железной дороги 111 лет назад - летом 1908 года. Точнее, первого участка МКЖД - тогда первые поезда прошли между узловой станцией "Канатчиково" и полустанком "Воробьёвы горы" через Москва-реку по временному деревянному мосту длиной 278 метров (на первом фото; вдали виднеется Новодевичий монастырь).

Сначала этот самый первый мост МКЖД назвали Сергиевским - в память о великом князе Сергее Александровиче (Романове) - генерал-губернаторе Москвы. В 1905 году он погиб от бомбы, брошенной 27-летним социал-революционером (эсером) Каляевым.

При новой власти в честь Ивана Платоновича был открыт (как потом выяснилось, временный) памятник в Александровском саду, а Новослободская улица была переименована в Каляевскую (с 1994 года - Долгоруковская, каковой и была названной в честь генерал-губернатора Москвы князя Владимира Андреевича Долгорукова до 1877 года).

Вскоре на этом месте был выстроен постоянный мост (прослужил до 1999 года). После Февральской революции он был переименован в Андреевский - по имени монастыря (впоследствии закрытого), расположенного на высоком правом берегу. А весной 1917-го "Малое кольцо" стало официальной границей Москвы.

До 1934 года по МКЖД осуществлялись и пассажирские перевозки. А в 1937-м, в связи с реализацией Генплана по реконструкции Москвы, береговые устои были отремонтированы и добавлен ещё один боковой пролёт со стороны Фрунзенской набережной (левый берег).

Всего на "Малом кольце" было сооружено ещё три больших моста через Москва-реку - Краснолужский (однотипный с Сергиевским), Дорогомиловский и Даниловский, и по одному среднему мосту - через Яузу и Лихоборку.

В 1999 году Андреевский мост перетащили на 1,5 км ниже по течению, сделав пешеходный Пушкинский мост (его ещё по старинке кличут "Андреевским"). А в 2001-м Краснолужский также перетащили - вверх по течению на 2 км, соорудив пешеходный мост Богдана Хмельницкого. На старых местах были возведены новоделы - Андреевский и Бережковский мосты ТТК с сохранением железнодорожного движения.

А недавно новая городская власть зачем-то переменовала исторически привычное МКЖД в МЦК. Причём управляющей компанией стало ОАО "МКЖД"😎