Здорово, когда эксперт и продюсер находят друг друга. Когда их работоспособность на одном уровне, взгляды на развитие онлайн-проекта совпадают, и они всей душой радеют за успех мероприятия. Опытные бизнесмены говорят, что вступить в отношения с бизнес-партнёром - посерьёзнее, чем заключить брак. И они не шутят!😃
Но когда дело доходит до финансовой стороны вопроса, взрослые люди обычно страхуют свои риски. И правильно делают! Договор позволяет не только распределить обязанности и закрепить права, но и установить границы ответственности за возможные нарушения. Некоторые юристы даже советуют удостоверять договоренности нотариально☝🏻 Хотя простой письменной формы в данном случае достаточно.
На что обратить внимание, чтобы не прогадать? Как минимизировать риски? Вот некоторые распространённые ошибки, которые допускают продюсеры и эксперты при подготовке и заключении договоров:
1) Установлены обязанности только для одной стороны.
🚫Ошибочная логика: "У нас договор авторского заказа, и здесь пишем только об авторских правах".
✅Выход из ситуации: ст. 421 Гражданского кодекса прямо устанавливает принцип свободы договора и раскрывает этот принцип так: "Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами". Договор авторского заказа вполне удачно комбинируется с договором оказания услуг, и может содержать признаки других договоров.
2) Не установлены сроки.
🚫"Мы только в начале пути, кто ж знает, сколько времени потребуется?"
✅Устанавливайте сроки с запасом. Имея дедлайны, пусть даже весьма расплывчатые, эксперт не будет мучиться месяцами в ожидании сайта, а продюсер - уроков онлайн-курса (примеров, на самом деле, может быть очень много).
3) Не регламентированы условия выхода из проекта.
🚫"У нас такая замечательная команда, разве что-то может случиться?"
✅"Звёздная болезнь", в основном, начинается непредсказуемо и лучше быть застрахованным на этот случай. Да и просто все мы люди, и могут сложиться разные жизненные обстоятельства, когда и без "короны" просто нужно будет уйти. Рекомендую устанавливать максимально комфортный буферный период, которого хватит для поиска нового партнёра или переформатирования проекта. По закону срок предупреждения о расторжении договора - 30 дней. Но его можно увеличить и таким образом подстраховаться от неожиданностей.
4) Нечётко расписаны финансовые условия.
🚫"Ну, и так понятно, что за всё должен/на платить он/а, а прибыль будем делить пополам".
✅Какую прибыль? Чистую? Выручку? Валовую? Какие расходы и кто несёт? Бывает, что эксперт готов вкладывать в проект исключительно свою экспертность. И не для всех продюсеров это приемлемо. Что касается финансов - как и в любом деле - закрепляем очень чётко, скрупулёзно и конкретно.
5) Не решён вопрос с исключительными правами.
🚫"Зачем мне отдавать свои права? Вдруг я захочу в оффлайне продавать этот курс?" или "Что здесь может быть непонятного? Раз договор авторского заказа - понятно, что по нему передаются права"...
✅Для продюсеров: чтобы не остаться у разбитого корыта, желательно предусмотреть переход исключительных прав на произведение к вам.
✅Для экспертов: решите, с правами на какое именно произведение вы готовы расстаться, и смело подписывайте договор. Установите эти рамки для себя сами. Сомнения обычно закрадываются тогда, когда у вас у самих нет чёткого представления о том, какой курс вы хотите продавать именно с этим человеком. Когда такая определенность появится — абсолютно нормально передать исключительные права на данное конкретное произведение. Вы кучу смежных проектов сможете создать, вы же эксперты! А по отношению к партнёру нужно быть честным и передавать то, о чём вы договорились.
6) Ответственность за неисполнение обязательств.
Вот даже примеров писать не нужно! Если за нарушение обязанностей не предусмотрено абсолютно никаких негативных последствий - каков смысл договора?
Всем желаю найти самых лучших партнёров и сделать самые крутые проекты!
Всегда ваша, Елена Федорук, Юрист для онлайн-школ и интернет-проектов.