Найти тему
Sonic

Как я стал учителем

Хотелось бы кратко рассказать свою историю и постараться передать личный опыт, который мне удалось получить на данный момент в нашей профессии, тем молодым людям, которые только становятся учителями. Поэтому начну рассказ по порядку с моментов, которые считаю основными, требующими серьезного внимания при устройстве на работу в педагогическую сферу деятельности.

В данный момент мне 25 лет, парень. Проживаю в городе, в котором уже полвека существует университет, каждый год выпускающий специалистов различной педагогической направленности. Это и учителя-предметники, учителя начальных классов, педагоги-психологи, воспитатели. В общем, данное учебное заведение готовит специалистов, так или иначе, связанных со сферой образования. Из этого можно сделать вывод, что в моем небольшом городке, работу по профессии «учитель» найти практически не реально, если у тебя нет в данной сфере большого опыта работы, или каких-либо связей. Я, естественно, не имел ни того, не другого. Вариант с переездом в другой город не рассматривал, на то были свои обстоятельства.

С октября того года, когда я окончил университет, решил встать на учет в центр занятости, куда каждые две недели ездил отмечаться. Естественно, я понимал, что работу они мне никакую не предложат, так как вакансия очень редкая для наших мест, учитель физики, и не в какую школу посреди учебного года, когда педагогические составы всех школ уже укомплектованы, требоваться не будет. Только в случае так называемого форс-мажора, но об этом школа вряд ли сразу же оповещает центр занятости, либо дает объявление в Интернет. В любом случае, состоя на учете в ЦЗ, пусть даже совсем не большое, пособие по безработице в этот период я получал.

Чтобы не сидеть без дела всё это время, я стал думать над альтернативными способами заработка. Хотелось придумать что-то такое, что не требовало бы капиталовложений и, так или иначе, было связанно с педагогической деятельностью. Не хотелось терять время и, уже, начать получать хоть какой-то опыт по той профессии, которую я выбрал для своего будущего. Профессии – «учитель». Выбор пал на занятия репетиторством. Сфера – музыка, обучать детей игре на гитаре.

Образования музыкального я не имею, но музыку очень люблю и около десяти лет играю на гитаре. Вот и решил попробовать передать свои знания подрастающему поколению именно в этой сфере. Знал, что «плавать» в данном деле я не буду, потому что музыку, как на теоретическом, так и на практическом уровне знаю не плохо. Собственно из-за сомнений, что по физике пока маловато опыта, что не потяну из-за этого предмет (хотя сейчас понимаю, что потянул бы), репетиторством стал заниматься не по специальности. Мне важно было скорее понять, как же это, преподавать, учить, преподносить предмет интересно (притом не так важно какой), как общаться с детьми и их родителями. Это был колоссальный опыт перед работой в школе и, если сказать вкратце, мне удалось организовать это дело хорошо.

Ходить учиться игре на гитаре, уже к апрелю у меня стало пять учеников. Некоторые по два-три раза в неделю. Денег брал не много, 150 рублей за час занятия, и занимался индивидуально с каждым в разное время. Какая-то копеечка, дополнительно к пособию по безработице. Конечно, не много, но я определил именно эту цену, так как понимал, что не имею музыкального образования, и знаний музыкальной школы детям не даю. Но играть какие-то песни боем, перебором, понимать простейшую музыкальную теорию, связанную с гитарой мне удалось их научить. И самое хорошее, что гитара - это инструмент, который интересен разным возрастам, притом и девочкам, и мальчикам. Ходили заниматься ко мне: один мальчик начальной школы девяти лет, девочка и мальчик средней школы, по тринадцать лет, девочка пятнадцати и мальчик шестнадцати лет. Фактически, удалось поработать с детьми разных возрастов, что меня очень радовало. Поэтому, первый совет, который хотелось бы дать молодым людям, в будущем собирающимся стать учителями, ищите способы получения опыта по своей специальности, если уверены, что дальнейшую деятельность будете связывать с профессией, которую выбрали. Можно начинать заниматься этим делом еще в студенческие годы, естественно, если хватает на это времени, сил и желания. Репетиторство, вполне подходящий для этого вариант подработки, главное перебороть неуверенность (какая была у меня, относительно физики). Но, помните, индивидуальная работа с учеником – это одно и совершенно другое, работа с коллективом.

Подготовив резюме, продолжая получать пособие по безработице и подрабатывая репетитором музыки, спустя шесть месяцев, в апреле я поехал по школам своего города. Именно в это время, с апреля по июнь, если вы ищите работу учителем, лучше всего ходить на собеседования в школы. В данный период, в большинстве подобных общеобразовательных учреждений идет комплектация педагогических составов, и определяется часовая нагрузка учителям на будущий год, разумеется, пока предварительно. Я, решил лично отдавать свое резюме директорам в руки, и общаться с ними с глазу на глаз, естественно стараясь произвести хорошее впечатление. Посетил я около десяти школ, в течение нескольких дней, пообщался с директорами, но вариантов работы для меня не нашлось. Некоторые директора говорили, что если освободится место, то мне позвонят. Сидеть ждать звонка и ничего не делать было глупо. Наступал уже май. Мне посоветовали проехаться по поселкам, находящимся не далеко от моего города. Там тоже были школы, в некоторых даже по две. Так я и поступил. И интересный вариант нашелся. В одной из школ, в которой я работаю уже год, по сегодняшний день, директор предложила работу, с сентября нового учебного года. Но не совсем по моей специальности, не учителем физики. Она предложила преподавать математику в 5-7 классах. Школе не хватало учителя именно по данному предмету.

Так как физика и математика родственные друг другу науки, посоветовавшись со своей семьей, я дал школе положительный ответ и начал процесс устройства на работу. Школа находится в двадцати километрах от моего города, но я имею автомобиль, и проблемы в этом большой не видел, главное что нашлось подходящее для меня место.

Наступило лето. Репетиторскую деятельность, разумеется, прекращать я не стал, а вот в центр занятости больше не ездил. Оформлял летом бумаги, проходил мед комиссию, делал справку об отсутствии судимостей. Стандартные процедуры для всех учителей, кто устраивается в школу. Так незаметно пришло 28 августа, и мне позвонила заместитель директора по воспитательной работе, по поводу каких-то документов, попросили приехать. Тогда же мне сказали явиться 30 августа на, так называемый, «стартовый» педагогический совет. Так же я узнал слегка шокирующую новость о том, что мне дают классное руководство в шестом классе. Даже сначала не поверил, потому что думал, что с первого года работы в школе молодым учителям, а тем более мужчине, классное руководство давать не станут, но как оказалось, ошибался.

Тут я хотел бы дать еще один совет, тем, кто только начинает педагогическую деятельность. Всеми силами старайтесь в первый год от классного руководства отказаться. Не то, чтобы в этом мало приятного, конечно нет. Но это категорически сильно отвлекает от предмета, от более углубленной подготовки к нему. Колоссальное количество бумажек, подписей, ученических билетов, дневников, планы воспитательной работы, родительские собрания и так далее. Да, согласен, по сути работа учителем - это «бумажки», к чему тоже нужно быть готовым. Но с классным руководством этого в три раза больше. Естественно плюсы тоже есть, в первую очередь это огромный опыт работы управленцем, пусть даже и руководящим детьми. Большое количество общения с различными категориями людей, совершенно из разных сфер жизни, посещение и организация различных тематических мероприятий, согласно воспитательного плана работы, умение вести различного рода документацию.

Конечно классное руководство, это и колоссальное нервное напряжение, множество неприятных ситуаций, в особенности связанных с разборками между детьми, ну и еще много всяких деталей. В общем, если у вас есть возможность выбора, в первый год не берите классное руководство, оно может отбить все дальнейшее желание работать в школе. На мой взгляд, данную отрасль педагогической деятельности можно давать тем учителям, которые работают в образовательной сфере хотя бы год. Но не с самого начала.

Первый мой педагогический совет проходил около четырех с половиной часов. Конечно же тогда я не ожидал, что это затянется так на долго. Какие вопросы на нем только не обсуждались. И как директор не уставала столько говорить, ругаться, хвалить, поздравлять, шутить, я даже не представляю. Но быть в роли слушателя, явно утомляет. Тогда я не подозревал, что такие «планерки» будут проходить фактически каждую неделю, по два - три часа. На них досконально обсуждаются вопросы финансирования школы, поведения и успеваемости детей, качество работы учителей, в особенности классных руководителей, благополучия семей, много говорится о детях так называемой «группы риска». Очень большое количество критики от директора достается классным руководителям. Так же много информации, которая обсуждается и дается на педсовете, приходится записывать в блокнот, чтобы не забыть всех поручений, рекомендаций, приказов и советов по работе с детьми от директора, и управления образованием.

Вообще, первые дни работы в школе кажется, что не справишься с таким количеством информации, которую приходится держать в голове. Кажется, что ведро за ведром тебе на голову ее выливают как воду, присыпая различной документацией и бумагами. Я вел свой блокнот-ежедневник. Если есть какое-то дело, которое посоветовали выполнить, записал, поставил черточку возле него. Выполнил - нарисовал рядом с черточкой галочку. Сказали срочно сделать, делаешь сразу, но все равно записываешь, что именно делал. Так я веду блокнот и по сей день. Что-то забыл, блокнот обязательно напомнит. Лучше записывать дату на каждый день, то есть какие дела планируешь сделать на работе. Например 4 сентября: «спросить у учителя физкультуры моего класса, по каким дням дополнительные тренировки по баскетболу», «продиктовать детям, чтобы записали данную информацию в дневники», «подписать у психолога характеристики на опекаемых детей» и тому подобные.

Что касательно учебного процесса, тут я долго разглагольствовать не буду. Скажу лишь, что по моему наблюдению, лучше всего план - конспекты на уроки писать от руки, самостоятельно, а не скачивать, к примеру, готовые с Интернета. Да, это занимает не мало времени, но ты точно уверен в своей подготовки к уроку, в том, что тебе хватит запланированного материала. Да и сам в теме не «плаваешь», от корки до корки ее знаешь и всегда можешь ответить на любой вопрос, поставленный ребенком на уроке, относительно изучаемого материала.

Еще несколько слов о классном. Вместе со всеми проблемами связанными с данной работой, присутствует и много положительных моментов. Это достаточно творческая, и в этом плане, очень интересная деятельность. Ты - руководитель, учишься управлять детьми, совершенствовать их, воспитывать, пытаешься раскрыть их положительные качества. У кого-то это успехи в спорте, кто-то хорошо поет, рисует. Пытаешься в каждом ребенке это разглядеть и применить в школьной деятельности их таланты. Это очень интересно, наблюдать за тем, как из детей вырастают личности. Осознаешь, что ты помогаешь этому росту.

Об общении с родителями тоже немного расскажу. Я понял, что они ценят когда видят, что тебе действительно на их детей не все равно. Когда понимают, что ты стараешься помочь им, вникаешь в их проблемы и пытаешься решить их, если это в твоих силах, интересуешься, переживаешь. Общаться с родителями нужно максимально уважительно и честно. В разговоре о каких-то плохих сторонах ребенка, например о плохом поведении, не только ругать его и говорить плохое. Обязательно нужно назвать и хорошие стороны, которые есть, и за что-нибудь похвалить. Но естественно, акцент делать на проблеме, по поводу которой вы вызвали родителей в школу, либо ведете диалог по телефону, чтобы они приняли меры. Как правило, это работает хорошо. Если же вы будете только ругать, родитель может и не принять это во внимание. (Как же это может быть, что мой ребенок все время «такой плохой», а остальные «хорошие»? Видимо учитель, просто заточил зуб на моего дитя). Тонкий психологический момент, но все из личных наблюдений. Поэтому, не забывайте хвалить, это всегда немного разрядит напряженный разговор.

По поводу неприятных разборок между детьми, тоже пару слов. Самое главное, если возникают конфликтные ситуации, нужно выслушивать точки зрения обоих конфликтующих сторон. Чтобы дети обязательно говорили друг перед другом, и выносить справедливый вердикт, выслушав обе стороны. Как правило, тогда конфликтную ситуацию удается решить максимально справедливо.

Важно понимать, что работа учителем это не легко. Несмотря на то, что это интересная творческая деятельность, по большей степени это так же и постоянное переживание, большая ответственность, накапливаемая усталость. Но мне кажется, не на одной работе, разве что, только в театральной сфере актером, вам не удастся примерить на себя столько ролей. Вы постоянно совершенствуетесь, развиваетесь как личность, как руководитель, как оратор. Учитесь держать удар, раскрепощаетесь. Вы не играете, а фактически живете в своей роли наставника, тренера, воспитателя или психолога. Работа учителем - это действительно образ жизни. Если не живешь этим делом, сильным специалистом не станешь никогда.

Ну и последнее, что хотелось бы сказать. Самая большая мотивация для работы педагогом, это любовь детей, которые обязательно ее проявят, если ты делаешь свое дело с душой.