Найти тему
Уголок искусства

Интеллектуальная клоунада. Рецензия на спектакль «Эмигранты»

«Эмигранты» Мрожек Славомир

Культурное пространство DKRT

Режиссёр-Андрей Богданов (Санкт-Петербург)

Славомира Мрожека «Эмигранты» была написана почти 50 лет назад, в 1973 году в эмиграции в Париже, и с тех пор обошла театры всего мира. Казалось бы, что нового может показать бывшим выпускник Нижегородского театрального училища им. Евстигнеева, а ныне петербургский режиссёр Андрей Богданов в этой пьесе искушённому зрителю? Однако, 17 ноября 2019 года в культурном пространстве DKRT мы увидели необычную интерпретацию вечных «Эмигрантов».

Спектакль «Эмигранты» — это история двух людей вне времени и пространства. Сложно найти двух более непохожих людей, чем эти герои.Один – молодой, вечно голодный врунишка и фантазер, второй – умудренный опытом флегматик. Один – простой работяга с низменными и простыми инстинктами, приехавший в чужую страну заработать, второй – образованный, политический эмигрант. Что держит их вместе? Зачем они нужны друг другу в этой чужой для них стране? Каждый из них тяготится своим положением, но разорвать эту связь невозможно. И если изначально кажется, что герои абсолютно разные люди, то в ходе жаркого спора они узнают о себе много общего. И главным оказывается то, что оба они заперты в капкан с названием «Эмигранты».

Хочется отметить то, что режиссёр акцентирует их неотличимость друг от друга, используя прием «обмена телами». Каждый из актеров играет две роли – и свою, и своего оппонента, по очереди. Наблюдать за этим чрезвычайно интересно и необычно, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что немного запутался, кто же из них - кто. Тем не менее, у каждого актёра индивидуальный подход к двум ролям. Если интеллигент (АА) в роли Юрия Гуляева выглядит больше высокомерным и надменным, то Никита Васильев играет эту роль мягче и спокойнее, в его представлении АА не должен быть таким резким и грубым. В роли же ХХ, Никита смотрится убедительнее Юрия. Васильеву удаётся передать образ наивного просточка и деревенщины, в роли же Гуляева, ХХ представляет собой чрезмерно глупого работягу.

-2

Стоит отметить ещё один интересный приём Андрея Богданова - «белые лица». Первое, на что обращает внимание зритель, это то, что на сцене появляются два «клоуна» с выбеленными лицами. Именно такими и предстают Юрий Гуляев и Никита Васильев в образе АА и ХХ. С самого начала и до конца спектакля грим остаётся на лицах актёров. Что же этим хотел сказать Андрей Богданов? Может быть он хотел подчеркнуть то, что эта история не имеет привязку и могла произойти где угодно, когда угодно и с кем угодно? Ведь не зря же Славомир Мрожек не даёт своим героям имена, не уточняет где происходят события и в какое время. Или же режиссёр высмеивает героев, выставив их клоунами и тем самым метафорично показывает духовное падение персонажей? Или быть может это ещё один акцент на то, что АА и ХХ неотличимы друг от друга? Варианты могут быть самыми разными. Этим приёмом Андрей Богданов не только вовлекает зрителей, но и открывает целое пространство для раздумий.

Что касается декорация, то они довольно лаконично смотрелись на сцене. Две кровати, стол и умывальник- всё что заполняло сцену. Но ничего другого и не нужно было для этого спектакля. Этих декораций хватило, чтобы зритель ощутил собственное физическое присутствие в месте, где происходит сюжет. Да и в пьесе Мрожек описывает подобную ночлежку.

-3
-4

Если говорить о самой пьесе, как о литературном материале, то для меня, как для читателя и для человека думающего, она когда-то стала откровением. В ней говориться о том, о чем люди обычно молчат. Прежде всего, себе и своему внутреннему миру, это тема и свободы, и семьи. Поэтому эта пьеса проявляет важность внутренних страхов человека, о которых мы порой сами себе боимся признаться.

Многие западные критики увидели в «Эмигрантах» синтез мрачного натурализма в стиле Горьковского "На дне" и реминисценций театра абсурда, прежде всего из "В ожидании Годо" Беккета. Конечно, мрачный натурализм этой пьесе естественно присущ, но в «Эмигрантах» он более актуален и более современен. А вот что касается пьесы Горького «На дне», то она по своему внешнему облику более актуальна в то время. Но эти пьесы объединяет их ТЕМА. Что касается театра абсурда, в котором Мрожек непосредственно писал, то именно этой пьесой «Эмигранты» он заканчивает работать в этом стиле (в этом направлении), в частности он об этом говорил в своих интервью. Не надо забывать о том, что у Мрожека разные периоды, а пьеса «Эмигранты» - это чистого вида психологический театр без абсурда. Режиссёр хотел показать мрачный натурализм современного времени, с сегодняшними взглядами на этот мрачный мир и естественно стиль психологического театра.

Андрей Богданов показывает нам не просто человечных«Эмигрантов», а «людей до мозга костей». Он выполнил свою сверхзадачу как режиссёра - это прежде всего то, что зритель на сцене увидел себя, именно в этой пьесе, и в этом спектакле.

-5

Ещё один важный момент: и режиссер, и актеры люди молодые. Действие пьесы происходит еще до их и до моего рождения, но на удивление, теперь, тема поднятая Мрожеком, тема личной свободы, развития личности в определенных социальных рамках, тема взаимодействия представителей разного социума, не менее актуальна чем в момент первой постановки этой пьесы в России.

Для многих эта пьеса покажется нелегкой - непросто просидеть полтора часа, наблюдая за разговоров двух актеров. Но в этом и вся соль произведения: диалоги на вечные темы - смысл жизни, любовь, дружба, мечты, поиск себя в этом мире. Философские рассуждения разбавляются ироническими и сатирическими вставками - о собачей еде, о походе на вокзал, о женщине с мужем-генералом. Для любителей красочного шоу спектакль не подойдет. Тем, кто хочет и может думать на непростые темы, спектакль обязательно надо посмотреть.

Понравилась статья? Поддержи канал лайком и подпиской.