Найти в Дзене
Kipitilnic Blog

Про фэтбайк

Немного мыслей и воспоминаний моего отца.

Мой первый велосипед назывался "Ветерок", его колеса были очень похожи на колеса современного шоссейного велосипеда, такие же узкие, такие же жесткие. Накачивать колеса
необходимости не было, так же на этом велосипеде ни разу не случалось проколов - поверх спицованного обода была одета цельнорезиновая шина.

-2

"Ветерок" обладал прямой односкоростной цепной передачей усилия с педалей на задний мост. Да, именно так, задний мост: велосипед мог быть собран по двух и по трехколесной схеме. Таким образом это был
полноценный детский фиксер, именно на нем и началось мое двухколесное путешествие по жизни.

В годы моего детства фатбайков не было, но брату моему повезло больше, его первый велосипед уже обладал свободным ходом заднего колеса, ручным тормозом и колесами с пневматическими шинами высокого профиля. Велосипед назывался "Бабочка", и как и положено фатбайку при энергичном педалировании он "прыгал".

Для Бабочки я уже был великоват и попробовать фатбайк смог только спустя сорок лет. Наверное детский нереализованный интерес сидел в моей голове все эти годы и упрямо ждал своего часа, поэтому возможность потестировать подросшую и окрепшую "Бабочку" я встретил как давно ожидаемый подарок.

-3

Интерес несомненно был родом из детства, но видимо, по пути он оброс большим количеством более взрослых и практических вопросов. Прокатиться и ощутить силу объема жирных колес стало явно недостаточно, требовалось ответить на взрослые вопросы, главный из которых:

- В чем смысл фатбайка?

Было решено провести ряд тестов в разных погодных,
дорожных, климатических условиях. Ну и конечно без сравнения никаких выводов не получить: в тех же условиях что и фатбайк должен ехать другой, скажем так "обычный велосипед".
Поездок по снегу было не много, в общей сложности шесть или семь, от 15 до 60км.
Именно зимние условия являются наиболее проблемными для "обычного велосипеда" и преимущество фатбайка разумно было ожидать там. Другая половина тестов проводилась по различным влажным грунтам. Тестирование по сухим грунтам не проводилось ввиду предсказуемости результата и схожести условий сухого грунта с асфальтовым покрытием.
*ездить по ним все же приходилось, и позитива в такое езде можно найти лишь в высокой спортивности данных упражнений.

У нас участвуют: Mongoos Argus 2017 со стороны толстоногих, и Author Solution 2007 со стороны "обычных".


"Толстый" обут в kenda juggernaut 4.5 спереди и chao yang big daddy 4.9 сзади.
Весит 16,4кг,

"обычный" топчется в Schwalbe 2,1 Rapid Rob - спереди, SmartSam 2.23- сзади.
вес - 15кг.

-4

По асфальту фатбайк едет только с хорошо накачанными колесами, и все равно проигрывает по всем статьям: ускорение вялое, накат почти отсутствует, очень шумно.

Фатбайк на шоссе выглядит странно, как танк на гоночной
трассе F1, не его это среда, может ему в К.К. ?

В лесу, на переменном рельефе, на сложной рулежке, на камнях, кочках и корнях "Толстый" снова проигрывает "обычному велу":
жесткая вилка в сочетании с хорошим давлением в колесах скачет по корням и кочкам то и дело теряя контакт с поверхностью, а
значит велом управляет уже не велосипедист, а случай.

Может нужно давление в колесах сбросить? Но тогда он ехать перестает и в повороты входит как пьяный. Отдельного упоминания заслуживает гироскопический момент возникающий из учебника физики на оси
вращающегося колеса. Вы поворачиваете вправо, в ответ на это гироскопический момент силится наклонить велосипед влево - это
неожиданно, вы парируете силу мешающую повороту еще большим поворотом руля и более сильным наклоном велосипеда в сторону
поворота, у "обычного" это тоже есть, но гораздо слабее из-за меньшей массы колеса.

-5

Будем искать область применения фатбайка на раскисших грунтовках, в дичайших бездорожьях, зыбучих песках, и болотах.

Только давление в колесах нужно сбросить, сильно. Если грунт липнет к колесам, то оба вела далеко не уедут, колеса блокируются налипшей грязью как у "Толстого", так и у "обычного", а вот если грунт сырой настолько, что грязь уже не липнет, то
против вязнущего "обычного", "Толстый" начинает выигрывать. И по большому количеству песка (бывают такие места: вроде по лесу
едешь, а вроде и по пляжу) "Толстый" выезжает гораздо увереннее. Это вовсе не означает, что фатбайк по песку и по болоту катит
как "обычный" по хорошей дороге, ехать трудно, передачи медленные, но тем не менее едет. Еще по пашне можно прямо через поле,
но тяжело.

-6

На снегу сравнение похожее: до какого-то момента "обычный" справляется со снегом, но если переднее колесо начинает во время
движения проваливаться в сырой, зернистый или просто достаточно глубокий снег, то это явный признак того, что пора переходить
на лыжи или пересаживаться на фатбайк.

Выводы.
Вот среда обитания "Толстого": распутица, снежная целина, болото, в крайнем случае лесной фрирайд.

Фатбайк - это вездеход среди велосипедов, со свойственными вездеходу чертами: медлительность, энергоемкость, специфическая управляемость.

-7
Это на самом деле великолепно: стереотипы рушатся - больше нет непроходимых мест; границы дозволенного расширяются аж до
самого океана и на протяжении всего года.... но нужно ли это?

За сверхпроходимость приходится платить избыточным расходом
калорий всю дорогу до любимого болота. И катание зимой не каждому в удовольствие, у меня например зимой всегда мерзнут пальцы
на ногах, даже при том, что всё остальное горячее как самовар. Кстати, на льду фатбайк вовсе не так хорош, как на снегу, срывается он гораздо менее предсказуемо чем "обычный вел". Песчанников в наших краях не много, может на Валдае или Средней Азии пескоходность фатбайка стала бы легендой, но не у нас.

-8
"Толстый" оказался весьма забавным, необычным, запоминающимся велом, с ним интересно экспериментировать, раскрывая его потенциал, но для дальних поездок я бы его не выбрал, для повседневных разъездов - тоже не он, даже зимой. Смысл фатбайка, как я его понял - это развлечение. Он не практичен, но его хочется иметь в своей коллекции, для удовольствия.
-9

P.s. Ка я писал раньше, у фэта управляемость очень специфичная, за счет огромных колес он может почти не падать и позволять выполнять маневры на околонулевой скорости, если вам хватит сил и навыков (трек стенд).
Отец же не смог до конца проникнутся фэтом, размолвки начались после нескольких падений в грязную лужу.
Там где обычный вел может зацепится и прогрызть скользкую колею фэт скользит или, что хуже может просто отпрыгнуть от бровки на которую вы хотите заехать. (если не менять манеру езды)
А еще у него есть забавная скорость неопределенности, я не могу назвать точную цифру но если вы едете быстрее переднее колесо стабилизируется практически в любых условиях, но если ваша скорость падает вас начинает мотать по всей тропке. Где то 10-17 км/ч .
В защиту байка скажу, что чаше всего на тропе наблюдается неглубокая, но выраженная колея от авто, и мотание вызвано тем что колесо заезжает на невысокие стенки и скатывается с них.
На узких колесах или высокой скорости это не работает, не совсем понимаю почему.