Всеми любимый летний народный праздник Иван Купала, берет свои истоки из язычества. Считается, что происхождением праздника Ивана Купала мы обязаны восточным и западным славянам. По старинной традиции, как и в наши дни, праздник Ивана Купалы отмечает практически вся Европа, включая Россию (на старорусском: Колосок, Кресъ, Купала), Белоруссию (Купалье, Иван Ведьмацкий, Иван Колдунский, Праздник Солнца и любви), Украину (Солнцекрес, Первый покос, Варфоломий и Варвара, Иван травник), Прибалтику (Праздник Росы – лит., День Яна, День Водицы, День Духов – болг.) и т.д., даже, несмотря на то, что праздник происходит из язычества. Хотя в настоящее время во многих странах праздник Ивана Купалы является как церковным праздником, так и общенациональным. В старину, еще до прихода христианства, люди, праздник Ивана Купалы связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20-21 июня. С принятием христианства, люди не отвергли праздник Ивана Купалы, а наоборот приурочили этот день, ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю приходится на 24 июня. Но по новому стилю календаря, день Иоанна Крестителя приходится на 7-ое июля. Претерпев изменения через много лет, праздник Ивана Купалы потерял свое истинное астрономическое время, которое приходится изначально на летнее солнцестояние. Само происхождение праздника Ивана Купала неизвестно до сих пор, известно, что праздник имеет народное происхождение. Предположительно, Иван Купала произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния. Позже, с приходом христианства, празднование Ивана Купалы, символизировали с днем Иоанна Крестителя (в переводе с греческого, как погружатель, купатель) – христианским обрядом крещения.
Обряды на праздник Ивана Купалы
В ночь на Ивана Купалы, в старину люди проводили много разнообразных обрядов и ритуалов. Купальская ночь и по сей день является одной из самых «сильных» ночей, которая наполнена целебными и магическими свойствами. Основными силами в эту ночь являются: вода, огонь и травы. Также в ночь на Ивана Купалу было распространено гадание с венками.
Обряды на Ивана Купалы, связанные с водою
В старину, люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени. Самый главный обычай на Купальскую ночь это обязательное купание в воде. Кроме того, в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье. Если рядом с деревней не было открытого водоема, то люди вытапливали бани, в которых от души парились и отмывались от нечисти, а Купальскими вениками пользовались в дальнейшем до следующего дня Ивана Купалы. Также очень популярным в древности было купание в святых источниках в ночь на Ивана Купалы. По народному поверью, именно в это время вода входит в священный союз с огнем, и это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, и по настоящее время разжигаются по берегам озер, рек и водоемов.
Обряды на Ивана Купалы, связанные с огнем
Огонь на Купальскую ночь, как и вода, также обладает большой магической силой. Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство, а именно огонь обладает этими магическими силами. По старинной традиции костры разводились на берегах рек и озер, костры при этом, должны быть не маленькие. Люди водили хороводы, плясали, и конечно, самым любимым занятием молодых парней и девушек в Купальскую ночь – это перепрыгивание через огонь костра. Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Когда молодежь заканчивала свои гулянья с кострами, старшее поколение проводила свою домашнюю скотину между купальскими кострами, для того, чтобы их не постигла смерть и болезнь. Матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, которая была снята с хворых детей, для того, чтобы более болезни не приставали к ребенку. По поверьям древних людей, в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих «темных» мест (лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д.). Самые активные в эту ночь становятся ведьмы, которые могли и молоко у коровы украсть и урожай на полях испортить. И только Купальские костры в эту ночь, могли оберечь людей от всякой нечисти. Также очень популярно было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизирую солнцеворот.
Обряды на Ивана Купалы, связанные с травами
Обрядов связанные с собиранием трав и цветов на Ивана Купалы много, именно в эту ночь, травы и цветы наполняются магической, т.е. целебной и исцеляющей силой. Только собранные до рассвета на Купальную ночь травы и цветы могут иметь магическую силу. Травы и цветы собранные в Иванов день, клали под Купальную росу, затем высушивали их и хранил до необходимого случая. Такие высушенные травы использовались для окуривания помещения и больных людей, помогали бороться с нечистой силой, использовались в различных магических обрядах и просто бытовых нуждах. Но главный цветок на Ивана Купалу был и остается до сего времени Папоротник. По преданию именно с этим цветком, были связаны клады, которые можно было видеть, если в ночь на Ивана Купалу человек мог найти цветок папоротника, который цветет совсем недолго в Купальную ночь.
Гадания на Ивана Купалу
Одним из самых распространенных гаданий на Купальную ночь было и останется гадание при помощи венков, которые вились из лопуха, медвежьего ушка, богородской травы или ивана-да-марьи. В сплетенные венки из трав вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки, после чего, венки спускали на воду. Каждый внимательно следит за своим венком:
- если венок начинал быстро отплывать от берега, то это означало счастливую и долгую жизнь, или хорошее замужество;
- если венок заплывал дальше других, то это означало, то тот человек, будет счастливее других;
- если свечка или лучинка в венке, прогорит дольше других, то это означало, что человек проживет, очень долгую жизнь;
- если венок тонул, то это означало, что замуж в этом году девица не пойдет, или суженый разлюбит ее.
Народные поверья на Ивана Купалу
В Купальную ночь, ведьмы становились очень активные, и поэтому наносили очень много вреда людям, домашнему скоту, а также посевам на полях. Люди в ночь на Иванов день оберегали себя от ведьминых посягательств крапивой, которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках.
Особенно были в эту ночь уязвимы лошади, за ними ведьмы охотились, для того, чтобы поехать на них на Лысую Гору, но которой лошади уже не возвращались живыми. Люди всегда запирали в Купальскую ночь своих лошадей.
В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.
Сорванный в ночь Купальную цветов иван-да-марья, необходимо было вложить во все углы своей избы, считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме. По преданию цветок иван-да-марья, это брат и сестра, которые полюбили себя, и были наказаны за это и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, это и спугнет воров.
В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.
Русский народный праздник Ивана Купала. Купальские обряды с водой, огнем, травой.
С давних эпох постоянно люди всего мира отмечали в первую неделю июля триумф зенита летнего сезона. На Руси таким празднеством по праву является сегодня Иван Купала, который практически во всей Европе называют Иванов день. В ночку с 6 на 7 июля абсолютно все подряд справляют названный мистический, таинственный, но в тоже время бесшабашный, а также развеселый и беззаботный праздник, наполненный обрядовыми деяниями, правилами, а также запрещениями, песнями, приговорами, многообразными приметами, гаданиями, сказаниями, суевериями. Это самое почитаемое разгульное торжество в году. Россиянами строго исполняются все его обряды. А как веселиться молодежь весь день и всю ночь. Праздничные все дни относящиеся к летнему солнцестоянию: и русальная неделя перед солнцеворотом — Купалой и зелеными Святками. Как и для зимних, так и для зеленых Святок характерен сложный распорядок обрядов, магических действий, но летний ритуал, уже связан, прежде всего, с внимательностью к предстоящему урожаю. Для торжества характерны ночные ритуалы, в основе которых обряды с водой, огнем и травой.
Об истории праздника
Еще начиная с эпохи идолопоклонничества у древнейших русичей обитал бог Купало, одухотворяющий летнюю плодоносность. Для его почтения по вечерам и пели песенки, и скакали над огнищем. Все эти ритуалы перевоплотились в годичное отмечание дня солнцестояния, перемешивая в себе языческие и раннехристианские обычаи. Иваном божество Купало начало зваться после завершения крещения Руси, в то время, когда его сменил не кто иной, как Иоанн Креститель (правильнее — его праведный образ), крестивший непосредственно Христа и чье рождение праздновалось 7 июля. Для многих стран он церковный праздник, но православной церковью он не признается и относится к языческим. Церковью в Иванов день отмечается Рождество Иоанна Предтечи.
Купальские обряды
Обряд очищения огнем
На Руси с целью зажжения купальского костра использовалась природная искра. Почтенное старшее поколение через трение высохших веток добывало пламя, и покуда тянулась такое занятие, сгрудившаяся рядом гурьба хранила безмолвье. С данного церемониала развивалось первое сумеречное представление. Через затеплившийся жар возжигали абсолютно все прочие святые огнища.
Непосредственно по себе «ярилино пламя» обязано было оказать содействие светилу овладеть вершиной небосклона — это было признаком грандиозной победы света над тьмой. Разжигая пламя, а также сохраняя его вплоть до утреннего рассвета, народ будто приветствовал обновление небесного светила
Костры размещались на свободных от посевов полях, в области берегов водоёмов, главным образом на буграх, а также на возвышениях либо на местечках, в которых чаще всего развлекалось юношество, на «ярилиной опушке».
Русское крестьянство стремилось раззадорить огнище как следует выше. В соответствии с этим удачным поводом почти всегда устраивались соревнования среди селений. Как закон, множество дворов хуторов собирались к единому кострищу, рядышком с которым старая гвардия и юношество соучаствовали в организации и приготовлении большущего церемониального костра.
Сжигались бочки, коряги, пучки соломы и колеса, нацепленные сверху на шесты, именно они олицетворяли небесное светило. Как только лишь появлялись языки пламени, народ оживлялся и затягивал песню. Девы в торжественных уборах, обвязанные чернобыльником и запашистой муравой, с цветочными веночками на красивых головушках, и неженатые удальцы хватались по двое за руки и прыгали чрез огнище. Надеялись, что пламя огня очищает, усиливает и испытывает на крепость любовь. Еще считали, что если языки огня не тронули скачущего, такой окажется необыкновенно везучим и счастливым, иначе говоря, проворно отыщет собственную 2-ю половинку. Юноши прыгали через гигантские огнища во славу богов Ярилы или Перуна, с намерением продемонстрировать свою лихость, силу и неустрашимость.
Молодое племя, наскакавшись через костры, организовывало гулкие развеселые бесстыдные зрелища, борьбу, бег наперегонки. Несомненно, забавлялись и в горелки.
В представленные сутки крестьяне опоясывались поясами из цветков, на головушку набрасывали венки из трав-мурав. Водились в хороводах. Заливались песенками.
В песнях, которые раньше распевались в деревеньках, Купалу величали сердечным, честным, радостным и праздничным. Девицы кудрявили березки, плели огромные венки из трав и цветов, которые к вечеру опускали на водную поверхность речек, присматривая, как и в какое место, они доплывут. Если вдруг веночек утопает — это означает, что жених остыл, разлюбил и замуж за него отнюдь не выйти.
Обряд очищения водой
В ядре, всех без исключения ритуалов купальского дня и ночи, располагается поклонение воде, а также солнцу.
Ивановы сутки заполнены ритуалами воды, их в совокупности и именуют чистоплотными. На зорьке такой ночи стало традицией купаться и обмываться, веря, что такое купание наделено целительной силой. Такой же целительностью обладала и купальская роса. Ею мыли лица и руки, преследуя цель расправиться с всевозможными болезнями, да и затем чтобы на коже личика не водилось ни угрей, ни прыщиков. Умывание росою вплоть до наших времен находят эффективным способом для сохранения красы и молодости. Росою вспрыскивали в жилищах спальные места и стены для устранения клопов и тараканов.
Важным из популярных обычаев являлось поливание любого встречного грязевой водой. Полагали, чем больше люди мчатся окунаться, тем невиннее станут их души. Сельские юноши облачались в нечистое белье и двигались с огромными кувшинами и ведрами к водоемам, в которых заполняли их водой с тиною и илом, а то и просто жидкой грязью. Они вышагивали по селу, обливая каждого, за исключением дедушек и бабушек, а также малолетних детишек. Но зато охотнее всего обливали девиц. Парнишки вторгались порой в жилища, вытаскивали против воли девушек во двор и там окатывали грязевой водичкой. Девицы в отместку молодым людям неслись на реку за водой и грязью. Завершалось все тем, что молодежь дружно и сообща мчалась к озерам и рекам, на которых плескались совместно. Впрочем, далеко не во всех ареалах России позволялось окунаться в озёра. В отдельных уездах Ярослава крестьянство признавало такие сутки именинами водяного, которому никак не нравилось, если вторгались в его собственную «аква зону» и он после волнений тащил на дно первого попавшегося опрометчивого.
В небольших русских регионах было известно, что исключительно после завершения Ивановского дня чистоплотные христиане имеют возможность плескаться в реках, озерах и прудах, так как Иванка освящает их, да и подавляет абсолютно всю водяную нелюдь.
Бытовало немало очистительных обрядов водой. Многие из них стали традицией и выполняются в нынешнее время.
Ивановские травы
Простой народ веровал и надеялся, что абсолютно все волшебные и животворные травы распускаются лишь однажды в ночь на Ивана Купалу. Это период роскошного расцвета флоры: в изобилии ягоды, грибы, да и сочок в муравках.
Именно поэтому предвидящие и опытные крестьяне, а в особенности сельские знахари и колдуньи, ни под каким предлогом не упускали возможностей Ивановой ночи и запасались целебными корешками и травами на круглый год.
Люди неоднократно испытали, что абсолютно все чудотворные и живительные травы набирают силу как раз к Купальской зорьке, особенно если их заготовить до того как на них пообсохнут росы.
Множество трав имеют особые поразительные свойства.
Петров-крест — «крест» располагается в корне, на большой глубине 2-х аршин, и ограждает от нечистой силы.
Разрыв-трава — почиталось, что если вдруг намазать ею булат, то он рассечёт и крепчайшую сталь и гранит.
Чертогон — ее клали в расселину над калиткой либо прямо под кровлю для оберегания от демонов.
Зяблица — приходит на выручку от плача младенцев, для умножения ее влияния ее пропитывали молоком.
Расперстьице — просушивали, дробили в присыпку и припудривали ею порезы, гнойники, припухлости.
Плакун-трава. Сила в её корне. Прогоняет злых духов, хозяин же его вызывает у находящихся вокруг трепет и ужас.
Терлыч-зелень применялась с целью приворота парней. Девицы носили её около груди за пазухой.
Огромный авторитет имели богородские травы — для окуривания вновь отелившихся буренок, кровоостанавливающая пастушья сумка. Страдающие ревматическими болями засушивали много жгучей крапивы. Заячьею капустой заживляли раны, ожоги. От простуд, кашля каждая имела мать-мачеху, душицу, багульник. Как украшение и символика были дары флоры — цветы Иван-да-Марья, представляющие солнце и воду.
Папоротник
Главный символ праздника — это царь цвет — папоротник, окруженный колдовскими чарами.
Ходили кривотолки, что полуночью на Купалу раскрывается папоротник. Упоительный и дивный цвета пламени цветок способный определить счастливчику местопребывание всех без исключения кладов, как бы их глубоко не запрятали. Близ полуночи на просторных и размашистых листьях папоротника зарождается бутон, который подымается все значительнее и значительнее. Вслед за тем он болтается, перелистывается и затевает «подскакивать». Точно в полуночь развившийся и сформировавшийся бутон с треском распахивается и из него показывается кроваво-багряный цветок-огонек. Никто сорвать его никак не сумеет, а вот ежели в этот момент будет рядом, абсолютно все его просьбы осуществятся.
Купальские венки
Венки — атрибуты неописуемо красивых обрядов. Важность их невозможно просчитать. Им причисляли защитную мощь. Модель их — это лазурная символика кольца, освещающего вечность. История их началась в давние времена. Несколько эпох тому назад в Египте и Элладе лавровые венки имели возможность надевать лишь величественные особы, из-за того что венец представлялся знаком роскошности.
На Ивана Купала любая девушка плела венки из дивных полевых и лесных растений почти всегда по 12, но подчас и по 16 зрелищных вариантов. К вечеру после заката палящего солнца ворожили, кидая их в речку либо озерцо. Такая церемония получила название «безмолвная вода». Уповали на любовь, продолжительность срока жизни и везение. Почти всегда незамысловато загадывали желание. При условии, что венок удалялся вдаль не утонув, знали — оно сбудется. Если он тонул — это вызывало плохое предчувствие: Ах, веночек утонул, значит, миленок обманул.
Но наиболее восхитительная и древнейшая традиция, достигнувшая вплоть до современности — это плывущие венцы вместе с пылающей лучинкой либо свечой по центру. И ясное дело, что всегда эта красота была сопровождаема песнями и приговорами. Пламя светилось дольше к долгой-предолгой жизни!
Ивану Купале крестьяне приписывали дивные и ошеломляющие вещи. В эту ночь воспрещается засыпать и даже дремать, так как воскресала и делалась слишком деятельной и энергичной вся нелюдь: фурии и ведьмы, оборотни, вампиры, ундины… Значилось, что в Иванов день ведьмы также собирают собственный праздник, во время которого проявляют рвение как можно больше доставить лиха человечеству.