Добрый день читатель, на связи "сборник авиации" и мы начинаем.
Немножко предыстории.
Во время второй мировой войны самолётостроение СССР было на грани краха, опытные образцы реактивных самолётов уже создавались в других странах. Советском конструкторском бюро не было ничего, собирались старые самолёты и ничего нового не производилось. После окончания войны, советские войска стали заполучать разработки СС и после обнаружение налаженных станков и готовых реактивных двигателей забили тревогу.
Только Александр Сергеевич Яковлев понимал всю серьезность сложившейся картины, он в сентябре 1945 года доложил Сталину и Маленкову об отставание реактивного авиастроения.
По этому вопросу в начале сентября 1945 года, ответив, что, если не принять немедленных мер, мы отстанем от Запада по реактивной авиации, я написал два письма одинакового содержания - Сталину и нашему шефу Маленкову. (Источник: книга "Воспоминания о людях и событиях" автор Яковлев Александр Сергеевич)
Упуская конкретику, кратко опишу события, которые произошли дальше. Было объявлено о наращивание советских мощностей в авиастроении, были выданы приказы о начале разработок новых реактивных самолётов 3 ведущим авиаконструкторам: Александр Сергеевич Яковлев, Семён Алексеевич Лавочки и Артём Иванович Микоян.
В связи получением СС-их реактивных двигателей, началось рассмотрение мощного найденного двигателя, это был Jumo 004(Юма-004). Только правительству не нравилось использовать немецкие название, поэтому двигатель в процессе производства был переименован в РД-10.
Разработки ЯК-15
С получением такого двигателя, стояла интересная задача по его расположению. Яковлев горел желанием оставить самолёт быстрым и манёвренным, поэтому отказался об установке пары таких двигателей на крылья самолёта, как пошли другие КБ. Изучая немецкие чертежи, Яковлевым было замечено использование реданной схемы. Это и побудило его использовать такую же концепцию. За основу был взят давно зарекомендовавший себя ЯК-3 с поршневым двигателем. Переоборудовав ЯК-3 в короткий промежуток времени, были разработаны чертежи нового ЯК-15.
Интересный факт
Во время очередной встречи с Микояном, Яковлев поделился своими идеями по поводу использования реданной схемы, тем самым дал толчок для ускорение разработок МиГ-9
Работы по самолёту ЯК-15 велись очень быстро, поэтому опытный образец ЯК-ЮМО был собран к ноябрю 1945 года. К концу декабря самолёт начал совершать манёвры по полосе, но в воздух его никто не отправлял. После долгих испытаний в аэротрубе и достигнув положительных результатов, было принято запустить самолёт в воздух.
Испытания самолёта должны были состоятся 24 апреля 1946 года. Самолёт уже находился на аэродроме и был готов взлетать, как с командного пункта сообщили, что отменяют взлёты всех испытательных образцов. Только смекалка и находчивость Микояна помогла пролезть, через все ограничение и первым отправить свой самолётом МиГ-9 в воздух, он и стал первым реактивным советским самолётом отправившийся в небо, следом за ним полетел и ЯК-15
В августе прошел парад в Тушино, где были показаны самолёты, ЯК-15 и МиГ-9. После завершения парада, Сталин приказал конструкторам Яковлеву и Микояну, построить в кротчайшие сроки ещё по 15 образцов к ноябрю этого года.
Изготовленные ЯК-15 были без какого либо оборудования и с 4 топливным баками установленными в разных местах, в том числе и над двигателямем самолёта. Это было связано с тем, что у самолёта была маленькая дальность полёта, а это хоть как то продлевало полёт. Только вот парад не состоялся, из-за плохой погоды.
Испытания продолжались, а у самолётов обнаруживалось все больше и больше проблем, основная из которых был сам двигатель, ресурс двигатель был очень низким и составлял около 17 часов налёта и поэтому приходилось их менять одним за одним. Также двигатель был очень прожорлив, что не давало ему летать на большие расстояния и составляла от 300 до 500 км.
Конструкторское бюро столкнулось и с другой проблемой, двигатель был расположен внизу фюзеляжа, он оплавлял заднее шасси и хвост самолёта. В зимнее и время и вовсе ухудшал взлётно-посадочную полосу, нагревая ее, впоследствии чего образовывался лёд.
Проблемы хвоста и шасси самолёта быстро решили, установив стальное колесо и укрепив хвост самолёта, поэтому мае 1947 года, самолёт прошёл государственные испытания и получило разрешение на массовое производство уже с орудиями НС-23. Вот только проблема с дальностью полёта оставалась прежней. Так как дальность была не высокой, было решено прекратить его использование в боевых целях и переоборудовать его в учебный реактивный истребитель, для переучивания пилотов с поршневых двигателей.
Хоть и самолёт был переоборудован в учебный, но парад для Сталина был очень важен, поэтому в майском параде 1947 года приняли участие 50 ЯК-15 оборудованных одной пушкой НС-23КМ.
Производство ЯК-15 не прекращалось до 1947 и было произведено в общей сложности 280 моделей. Прогресс не стоял на месте, вытесняя первый реактивный самолёт, поэтому 1950 года, самолёт был полностью снят с вооружения.
Если вам было это полезно и интересно, подписывайтесь, ставьте нравиться, комментируйте.