КТО ХИТРЕЕ – НАЧАЛЬНИК ДИСТАНЦИИ ИЛИ СПОРТСМЕН?
От того, как распорядится начальник дистанции возможностями использования местности, выбранной для соревнования, зависит не только его репутация, класс соревнований, но главное – оценка его работы самими участниками.
Как-то раз зимой я готовил маркированную трассу соревнований в пойме реки Демы. Кругом густое чернолесье из липы, ольхи, вяза да черемухи. Снега выпало много - чуть ли не по пояс. Задача была не из легких: как, используя имеющийся микрорельеф в виде небольших засыпанных снегом муравейников, кочкарников да мелких, едва умещающихся в масштабе карты полянок создать что-то хитрое и необычное. Понятно, лыжню тропили и маркировали мои ребята. Они же очищали ее от сучьев снизу и от свисающих на нее веток сверху.
В принципе трасса напоминала заячьи петли. Именно это позволило мне подвести лыжню к двум КП расположенных на противоположных склонах одного и того же холмика с густым подлеском. Вся «фишка» заключалась в том, что ориентировщики были обязаны сделать отметку нахождения этого КП практически в одной и той же точке карты.
Я прекрасно помню «сыр-бор» касающийся разбора трассы – лишь Алла Стрельникова, о которой я еще не раз буду упоминать, прошла трассу «по нулям» и при разборе трассы по достоинству оценила мою задумку.
Почти аналогично я установил один из КП на летних Всероссийских соревнованиях Поволжья по выбору, проводимых в Улу-Телякском лесу. Над составлением карты для этих соревнований у меня ушло более двух месяцев. Принимали карту ориентировщики-москвичи, тщательно вырисовывая в увеличенном масштабе мелкие детали в районах будущих КП. Эта карта стала первой спортивной картой в Башкирии, исполненной в двух цветах – зеленом (лес) и белом – все остальное.
В те времена на старте ориентировщики в соревнованиях по выбору должны были самостоятельно нанести КП на свою карту с предложенной судейской карты. Для нескольких КП для участников мужских команд мы заранее вывесили легенды о них. В одной из них было сказано, что фонарь КП № 11 расположен в карстовой воронке на склоне холма.
Действительно, КП был сложным, хотя имел несколько точных привязок к местности. Зная это и, предполагая, что будут возможные апелляции к его месту нахождения я сам пошел туда, чтобы лично делать отметки у спортсменов о его прохождении. Как и ожидалось те, кто точно перенес его место на свою карту, те и вышли на него. Я помню ребят из Самары и Свердловска, которые ко мне буквально подползли для отметки этого КП на своей карте.
Я сидел тихо и слышал, как вокруг меня «хороводили» спортсмены. Те из них кто, не привлекая к себе внимания, «по тихому», спускался ко мне, поднимали вверх большой палец и говорили – здорово!
Вечером при разборе дистанции разгорелся сыр-бор. Оценка дистанции была разношерстная, но результаты были утверждены. На следующий день я специально оставил этот КП для женщин на том же месте. Нареканий на него с их стороны не было. Меня поддержали «Гастеловцы»: Алла Стрельникова, Ляля Муратова, Зайнаб Валитова, Нина Дрозденко, Амирханова Зайнаб и другие. В ответ, вчерашние бузотеры-мужики молчали, согласившись с приведенными женщинами доводами.
Команда по ориентированию в моей 93 уфимской школы была разного возраста. Я занимался сразу с тремя возрастными группами. Первая состояла из учеников 4,5 и 6 классов. Вторая из учащихся 7-8 классов, а третья из тех, кто уже прошел спортивный «фильтр», начиная с 5-6 класса.
Старшие ребята во всем помогали младшим, шефствуя над ними, включая даже помощь в учебе. Каждая команда состояла из 8-10 детей, имевших медицинский допуск врача школы (старшая группа допуск спортивного диспансера). Большинство ребят были отличниками или учились без троек.
Со старшей группой тренировки проводились 4 – 6 раз в неделю с обязательным выездом на местность для работы с картами, а в летние каникулы ходили в категорийные пешеходные или водные походы продолжительностью более двух недель.
Огромную помощь в нашей экипировке и подготовке команды к соревнованиям оказывали нам Гастеловцы. На соревнованиях любого ранга – то ли республиканских, то ли Всероссийских и Всесоюзных мы заявлялись, как команда школы № 93 при спортклубе «Гастелло».
Главной среди наших бескорыстных помощниц была Людмила Киселева, курирующая туристов и ориентировщиков спортклуба имени Николая Гастелло. Она помогала нам во всем, вплоть до выбивания финансирования нашей команды для проведения спортивных сборов перед нашим участием во Всероссийских, региональных или Всесоюзных соревнований. На соревнованиях, проводимых на территории республики, наша команда была у Гастелловцев под их надежным крылом. Уходя из лагеря для постановки дистанции, я всегда был уверен в том, что дети будут под надежным присмотром, За эту заботу мы платили им своими достижениями, выступая вместе с ними единой командой.
В те времена обязательным условием клубных первенств города и республики было участие в составе их команды юниоров. Мы с честью выступали за этот клуб.
Я уверен, что ветераны-гастелловцы помнят, как мы, чтобы выручить их клуб выступали на многих соревнованиях, заявляя сразу три команды юниоров. Этим самым мы обеспечивали гастелловцам высокое общекомандное место и давали преимущество перед теми командами, у которых не было столь сильной юношеской команды.
Дело в том, что женская команда «Гастелло» была сильнейшей в республике и никому не уступала своего первенства. Мужская команда на их фоне была слабее. Самой же сильной мужской командой в то время являлась команда УАИ, современного УГАТУ. Поэтому чтобы поддержать мужскую команду гастелловцев мы выступали сразу двумя – тремя практически равноценными по силе командами, занимая призовые с 1 по 3 места. Этим создавали отрыв от других команд сразу на 3 очка. Поэтому мужчины по сумме набранных своих и наших мест редко не входили в тройку призеров.
Среди команд школ города и республики, начиная с 1966 по 1972 год нам не было равных. В те годы среди школ, показывающих хорошие результаты в ориентировании, можно было отметить лишь уфимские школы № 93, 114, 23 и школы Демского района.
Среди уфимских спортивных клубов выделялись «Гастелло» УМПО, «Рассвет» завода «Гидравлика», СК «Нефтяник» заводов УМЗ и УНПЗ, «Салават Юлаев» приборостроительного завода УПЗ, с ведущей в то время мастером спорта СССР Любовью Золиной.
С конца шестидесятых годов конкурентами их стали ориентировщики пединститута города Бирска и чуть позже спортсмены из городов Октябрьский и Стерлитамак, студенты УНИ, БМИ И БГУ.
Известно, что без опыта участия в соревнованиях не добиться желаемых результатов. Поэтому наша школьная команда принимала участие, чуть ли не во всех соревнованиях, проводимых уфимскими клубами, не говоря уж о соревнованиях школьников.
Руководители школьных команд меня спрашивали – почему ваши ребята по приезде на стартовую поляну соревнований не играют в футбол или другие подвижные игры? - Зачем я буду рисковать их здоровьем? Вдруг кто-то подвернет ногу или получит какую-нибудь травму. После соревнований если у них останутся силы пусть играют, - отвечал я им.
Чтобы получить спортивный результат тренер команды должен быть справедлив, грамотен, любить детей и постоянно заботиться о них.
Зная, что наша команда значительно сильнее остальных детских команд я перед каждым стартом давал каждому из ребят установку на его результат, зная его физические возможности и мыслительную реакцию в возможной сложившейся ситуации на дистанции. После соревнований делался разбор дистанции.
Как-то осенью 1968 года Гастелловцами проводились цеховые соревнования по ориентированию на кубок УМПО. Традиционным местом их был выбран лес в районе деревни Карашиды. Нам нужен был соревновательный опыт т.к. стало известно, что в зимние каникулы наша команда будет представлять сборную Башкирии на зональных соревнованиях школьников в городе Прибрежный близ города Тольятти.
Местность проведения соревнований УМПО. напоминала пойму реки Демы. Тоже чернолесье, кочкарник увитый ежевикой, высокая пожухлая трава. Предложенный вид соревнований – по выбору КП. Здесь не разбежишься. Дистанцию ставил не известный мне молодой ориентировщик - гастеловец. А это значит, что возможно будут ошибки при установки КП. Что впоследствии и подтвердилось. Команда наша состояла из ребят восьмиклассников.
Перед стартом ко мне с просьбой дать полную свободу выбора КП на дистанции подошли друзья Евгений Гусев – самый одаренный ученик нашей школы и Александр Лосев, будущий член сборной России.
- Ты, Женя побежишь, как хочешь, а ты Саша будешь бежать так, как я тебе скажу. Ты, Женя займешь среди ребят нашей команды последнее место, а ты, Саша первое.
Если к тебе как тренеру, есть полное доверие и полное подчинение предложенной твоей стратегии, то результат будет обеспечен. В данном конкретном случае я был уверен в том, что Гусев с его бойцовским характером, мощным интеллектом, топографической грамотностью чтения карты местности и скоростью мышления выложится полностью. Он постарается найти наибольшее количество КП, но… Вот в этом «но» и «зарыта собака».
Я был уверен, что 2-3 КП будут установлены не там, где они указаны на карте и Женя, со своей грамотной подготовкой будет «рыть землю» чтобы их найти. Так и случилось - Лосев стал первым, также как Ольга Мараховская, бежавшие так, как я им велел. Гусев был последним.
После финиша он, реально измотанный и без сил, выдал: все, Вадим Александрович, я получил хороший урок. Буду делать то, что вы советуете. Командные соревнования эти мы выиграли, и нам был вручен кубок, который, в числе 38 других кубков, выигранных командой на соревнованиях самого разного ранга, красуются в краеведческом музее школы, ныне уфимской гимназии № 93.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ