Назвать “фильмом не для всех” можно, на самом деле, почти любое кино. “Мстители” - фильм для многих, но не для всех, “Любовь и голуби” - тоже. “Бегущий по лезвию”, например, вместе с сиквелом - для немногих.
А “Primer” 2004 года - совсем для единиц. Это можно понять, взглянув на его страницу на “Википедии”: одна из ключевых иллюстраций - тяжеловесная схема, объясняющая, что происходит в фильме.
16 лет назад американский математик Шейн Кэррут снял за 7 тысяч долларов фантастический фильм про путешествия во времени. Шейн написал сценарий и сам поставил кино, сыграл главную роль, сочинил музыку и монтировал картину почти два года. В итоге “Primer” выиграл гран-при фестиваля “Санденс”, оставив позади успешную “Страну Садов” Зака Браффа, который её сам написал и поставил, сыграл главную роль, а потом лично составил саундтрек.
“Primer” рассказывает про двух друзей-инженеров, которые во время работы над прибором, уменьшающим массу предметов, нечаянно собрали машину времени. Ребята понимают, что могут извлечь из этого выгоду и начинают стандартные для жанра движения: играют на бирже, вернувшись в прошлое. Дальше, конечно же, все идет не по плану.
Когда ты видишь фразу “всё идет не по плану” в описании фильма про путешествия во времени, легко себе представляешь, что именно могло произойти в сюжете и, если ты особенно искушен в жанре, даже заочно заскучать, поняв, к чему там скорее всего сценарий вырулит.
Но “Primer” удивляет. Потому что это “не по плану” касается не персонажей, а зрителя. Ровно после того, как герои начинают использовать машину времени, ты, скорее всего, перестанешь понимать, что в этом фильме происходит. А для того, чтобы не переставать понимать, тебе придется невероятно внимательно, изо всех сил внимательно смотреть это кино, чтобы не упустить ни одной мелкой детали.
Нет, не подумайте, что это фильм-загадка. Самое сложное в нем - это понимание принципа работы машины времени. Просто Шейн Кэррут нисколько не щадит своего зрителя и работает как будто бы не для него: наиважнейшие для понимания сюжета вещи могут быть вброшены ненадолго между делом, критически важные герои представлены мельком, а пояснения происходящего будут обсуждаться героями в сложных терминах и в рваном монтаже.
“Primer” - неоправданно тяжелый для восприятия фильм. С этим связаны несколько вопросов. Первый: Шейн Кэррут сделал это намеренно или он просто не знает, как делать правильно? Без сомнений, критики с “Санденса” решили, что первое. Но мне кажется, что Шейну просто очень повезло. Второй вопрос: а стоит ли оно того - очень-очень внимательно смотреть фильм?
Нет. Это стандартная история про тайм-тревел. В ней нет ничего примечательного, кроме необычной формы инди-картины, не щадящей своего зрителя.
“Primer” - это кино для тех, для кого поиск ответов интереснее ответов. Фильм для единиц.
Несмотря на то, что на создателя “Primer” обратили внимание такие люди, как Стивен Содерберг, в историю успеха для математика Кэррута это не вылилось. Шейн не смог сработаться с людьми в Голливуде, поэтому следующий его проект не состоялся, а еще через какое-то время он снял фильм “Примесь”, который принес ему победу в номинации “Лучший режиссер” на “Санденсе” в 2013 году. С тех пор о Кэрруте мало что слышно. А ведь Содерберг называл его наследником Линча и Кэмерона.
Больше про кино - в нашем телеграм-канале: teleg.run/zrelish