8 июня 2020 года, президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 168-ФЗ “О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации”.
Несмотря на тот факт, что в регистрах органов государственной власти РФ имеется общая информация о гражданах РФ, иностранных гражданах, проживающих на территории РФ, лицах без гражданства. Возникает вполне банальный и резонный вопрос: «Для чего создается эта база: для удобства людей или контроля над ними?»
Зачем это?
Власти уверяют: создание Единого федерального информационного регистра (ЕФИР) существенно упростит жизнь гражданам. Теперь не нужно каждый раз носить с собой кипы одних и тех же документов при обращении в различные ведомства, сотрудник просто подключится к базе и получит всю информацию из нее. Меньше бумажек, меньше ксерокопий, одно сплошное удобство.
Закон гласит, что с 2023 года федеральный регистр станет обязательным для всех органов власти, а к 2025 году заработает в полную силу.
Кроме того, единый сбор данных о россиянах (и проживающих в России иностранцах тоже) позволит анализировать информацию и получать достоверную и актуальную статистику, чтобы рассчитывать программы долгосрочного развития и понимать, что вообще в стране происходит.
Одни ли исключительно благие намерения?
Кто будет собирать данные?
Сведения в этот самый реестр будут собираться из нескольких источников: МВД, Пенсионного фонда, Фонда ОМС, органов ЗАГС, Рособрнадзора и других. В единую базу попадут не все сведения, а только самые основные. То есть, биометрические данные и медицинская информация в реестр включены не будут.
Также в единый реестр не попадут данные о выписанных штрафах, сведения об имеющейся собственности или начисленные и уплаченные налоги. Предполагается, что сами граждане или их законные представители смогут сами посмотреть свой профайл через портал Госуслуг и при необходимости внести изменения.
Все хорошо, только…
Государству известно практически все о своих гражданах. Пусть даже информация в каждом ведомстве о гражданах может свободно хранится и обрабатываться и это не всегда удобно в связи с расслоившейся бюрократической сетью структур и организаций. Однако, как всегда существует несколько вопросов, на которые необходимы конкретные и исчерпывающие ответы:
1. Безопасность данных для хранения. В нынешнее время этот вопрос наделен особой актуальностью, поскольку очень часто происходит утечка баз личных данных россиян. Данные миллионов паспортов, сведения о кредитах, иная информация, касающаяся личных неимущественных прав, что в итоге может стать достоянием общественности и принести моральный ущерб личности.
На словах:
«Регистр будет протестирован уполномоченными органами – ФСБ и Федеральной службой охраны – по максимальному уровню режима секретности», – заверил Александр Хинштейн, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи. А глава налоговой службы Даниил Егоров добавил, что массив данных будет храниться на разных дата-серверах.
На деле… Время покажет.
2. Противоречивость закона положениям Конституции РФ и ограничения прав и свобод.
Можно привести массу примеров, как и в случае с недавними нововведениями понятий, не закрепленных на федеральном конституционном уровне. (Не будем говорить про самоизоляцию, режим повышенной готовности, масочные режимы в регионах, а насчет действия именно Конституции РФ от 12.12.1993 г. – вообще отдельная и сложная тема, но будем считать, что она действует, она необходима для сравнения).
Возьмем, к примеру, п. 2 статьи 7 закона:
2. В федеральный регистр сведений о населении включаются:
1) сведения о физическом лице:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения иные фамилия, имя и отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) дата смерти;
г) место рождения;
д) место смерти;
е) пол и в случае его изменения иной пол;
ж) сведения о семейном положении физического лица, в том числе о записях актов о заключении и расторжении брака;
з) гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств;
и) сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
к) сведения об обращении гражданина Российской Федерации в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
2) идентификаторы:
а) записи акта о рождении;
б) записи акта о смерти;
в) документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
г) документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
д) сведений о регистрационном учете гражданина Российской Федерации и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации;
е) сведений о принятом решении по вопросам гражданства Российской Федерации;
ж) сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
з) сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
и) сведений о постановке на воинский учет граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете;
к) сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
л) сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
м) документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, присвоении, лишении, восстановлении ученого звания;
н) учетной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации);
о) записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.
Большинство из вышеприведенных сведений противоречит правовому содержанию статей Конституции:
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В Статье 3 закона указано, что за основу берутся принципы законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а как же быть, если нарушаются личные неимущественные права по Конституции, обладающей высшей юридической силой чем федеральный закон?
Статья 3. Принципы функционирования и ведения федерального регистра сведений о населении
Организация функционирования федерального регистра сведений о населении основывается на принципах:
1) законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, применения организационных и технических мер по обеспечению безопасности содержащихся в федеральном регистре сведений о населении персональных данных;
2) непрерывности ведения федерального регистра сведений о населении;
3) полноты, актуальности и достоверности сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении;
4) применения унифицированного формата записи в федеральном регистре сведений о населении при его формировании, ведении и предоставлении сведений из федерального регистра сведений о населении.
Если говорить о целях, то они исключительно благие:
Статья 4. Цели формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, использования содержащихся в нем сведений
1. Целью формирования и ведения федерального регистра сведений о населении является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.
2. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, используются в целях:
1) совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций, в том числе в электронной форме;
2) реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3) обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, содержащих сведения о населении Российской Федерации (за исключением информационных ресурсов, сведения которых используются в соответствии с настоящим Федеральным законом для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении) (далее - иные государственные и муниципальные информационные ресурсы), и обеспечения возможности выявления изменений содержащихся в них сведений о населении Российской Федерации путем приведения указанных сведений в соответствие со сведениями, содержащимися в федеральном регистре сведений о населении;
4) официального статистического учета населения;
5) реализации полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и по предметам ведения субъектов Российской Федерации, полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации, а также полномочий органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
6) составления и реализации государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и в иных целях государственного и муниципального управления;
7) осуществления полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;
8) совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Вести базу будет ФНС?
Вот тут следует хорошо призадуматься! Цифровые механизмы будут подвластны налоговой и вся картина расходов и доходов россиян, в том числе самозанятых и безработных. Хорошо, если это поможет вычислить коррупционеров и иных преступников, уклоняющихся от уплаты налогов, однако вопрос стоит рассматривать с видимых сторон.Вполне логично, что многомиллионный русский народ будет как на ладони и проще «пасти людей», чем ловить коррупционеров, которых гораздо сложнее выявить. Да и удобнее предъявить: «Где ты взял эти 3-4 тысячи на новый смартфон, который купил за наличные, зарплата твоя меньше! Предъяви чеки и доказывай что не верблюд».
Нынешний премьер-министр РФ Владимир Мишустин, если вы вдруг забыли, ранее возглавлял именно налоговую. И немало сил приложил к тому, чтобы повысить уровень налогового администрирования. Проще говоря, вывести из тени всех, кого можно, будь то чиновник, живущий на «откаты», или частный репетитор, не оформленный как самозанятый и не платящий налогов.
Весьма примечательно в этом смысле прошлогоднее высказывание Дмитрия Медведева – что на основе нового регистра можно будет запустить систему адресной поддержки жителей России. Переводим на русский язык: расходы и доходы все же будут учитываться. Пока в законе об этом ни слова, но это – пока. Система будет учитывать родственные связи россиян, а это значит, что на какие-то выплаты от государства вы не сможете рассчитывать, имея близкого родственника, ездящего на дорогущем автомобиле.
Поскольку закон уже принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом, остается ожидать в будущем: сбора очередных штрафов и поборов с населения, введения крепостного права в лучших реалиях 21 века под вуалью демократических перемен или же перспективного и инновационного будущего для граждан? А как считаете Вы?