"Я был в духе в день Господень, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный” (Отк. 1:10; Синодальная Библия, исправленное издание).
В Израиле был день памяти избавления от египетского рабства. А у христиан есть особый день памяти избавления от рабства греха? Должны ли христиане собираться в субботу, день покоя Израиля, или же у них есть собственный особый день, когда они вспоминают Избавившего их посредством Своей смерти и воскресения?
Свидетельства о том дне, когда христиане должны собираться вместе, базируются на (1) новозаветном учении, (2) смысле выражения "день Господень", как его употребляла ранняя церковь, и (3) исторических фактах, содержащихся в ранних писаниях христиан и нехристиан. Если ранняя церковь и собиралась в седьмой день, то для иной цели, нежели та, которую преследовали иудейские собрания в субботу.
При жизни Иисуса на земле иудейский народ собирался в субботу. Это было удобное время, поскольку в этот день люди не работали. “Главное назначение синагоги было не в публичном богослужении, а в наставлении из Святого Писания” (Дуглас).
НОВОЗАВЕТНЫЕ СТИХИ
Христиане в субботу не собирались. Они собирались на следующий после субботы день, чтобы вспоминать смерть и воскресение Иисуса. Единственная ссылка на собрание христиан в особый день находится в Деян. 20:7:
«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться на следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20:7).
Хотя Павел и торопился, чтобы успеть в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (Деян. 20:16), он, тем не менее, провел в Троаде целую неделю (Деян. 20:6), чтобы встретиться с христианами в день их собрания, первый день недели. Когда они собрались для преломления хлеба, он воспользовался случаем, чтобы проповедовать им. Ф. Брюс пишет:
«Утверждение, что в Троаде путешественники и жившие в том порту их друзья-христиане собрались для преломления хлеба “в первый день недели", является самым ранним недвусмысленным свидетельством о христианской практике собираться для поклонения именно в этот день».
Саймон Кистмейкер высказывает ту же мысль: «“В первый же день недели" (т.е. в воскресенье; это первая новозаветная ссылка на воскресное богослужение) христиане собрались на Господню вечерю, за которой следовала общая трапеза, “вечеря любви”. В Деяниях выражение “преломлять хлеб” означает совершать причастие...»
Вилли Рордорф пишет: “Несомненно, что под преломлением хлеба в Деян. 20:7 подразумевается не что иное, как «Господня вечеря»”.
Дж. Макгарви верно отмечает: «Этот стих показывает, что первый день недели был тем днем, в который ученики преломляли хлеб, и что соблюдение этого установления и было главной целью их собрания в тот день. Проповедь Павла в тот раз была неглавной. При изначальном установлении Господней вечери ничего не было сказано о том, как часто ее нужно соблюдать. Вот слова Господа: “Это совершайте, когда только будете пить в Мое воспоминание" [1 Кор. 11:25]. Если бы ничего больше вообще сказано не было, тогда каждой общине верующих самой для себя пришлось бы определять частоту ее соблюдения. Однако апостолы были позже наставлены Святым Духом как в этом, так и в других вопросах, которые в личном учении Господа остались неясными, и их пример является для нас руководством. На эту тему сказано мало, но и это малое решительно говорит в пользу еженедельного соблюдения данного установления».
Деян. 20:7 ясно показывает, что христиане собирались в воскресенье для особого преломления хлеба, иными словами, на Господню вечерю. Для поклонения они собирались и в другие дни, но воскресенье было особым днем, днем их Господа.
Есть еще одно место в Новом Завете, в котором подразумевается, что христиане собирались в воскресенье: “При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть откладывает у себя и сберегает сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду” (1 Кор. 16:1, 2).
Из этих слов можно сделать четыре вывода:
(1) Практика, которую устанавливал Павел, была не только для коринфской церкви, но и для других церквей.
(2) Сборы для нуждавшихся следовало делать в первый день каждой недели, чтобы Павлу, когда он придет, не нужно было обходить всех ради того, чтобы собрать средства.
(3) Воскресенье было выбрано потому, что в этот день христиане приходили в общее для всех место. Собравшись вместе, они могли уделять в зависимости от своего состояния.
(4) Первый день недели должен был иметь особое значение, чтобы на этот день было назначено общее собрание; иначе был бы выбран другой день.
ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ
Выражение "день Господень", которое Иоанн употребил в Отк. 1:10 [см. Восстановительный Перевод, Славянское Евангельское Общество, Слово Жизни], предполагает, что у ранней церкви был особый день, в который она прославляла Иисуса. Выражение “день Господень" (греч. тей кириакей хеймера) в Откровении 1:10 надо отличать от "дня Господня” (греч. те хеймера кириу) во 2 Пет. 3:10; последнее употребляется, когда речь идет о любом дне, в который Бог изливает Свой гнев, совершая возмездие и посылая разрушение.
В первом случае кириакей — это не существительное в притяжательном падеже со значением “чей?”, а прилагательное, указывающее на то, что этот день был установлен в честь Господа. "День Господень" в этом смысле — это особый день, установленный в честь Господа и в Его воспоминание. Это не такой день, как суббота у иудеев, когда нужно пребывать в покое и вспоминать избавление от египетского рабства.
Прилагательное кириакей в Новом Завете встречается еще только один раз, когда речь идет об ужине в честь и в память Господа (1 Кор. 11:20-26). Этот ужин, или вечерю, соблюдали в особый день, установленный в Его честь.
Выражение тей кириакей хеймера вне Нового Завета употребляется только в значении воскресенья, первого дня недели. Это говорит в пользу того факта, что Иоанн в Отк. 1:10 был в духе в воскресенье, первый день недели. Это именно тот день недели, когда воскрес Иисус (Мф. 28:1; Mк. 16:1, 2; Лк. 24:1) и когда собирались христиане.
РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Большинство ученых приходят к выводу, что "день Господень" (как тей кириакей хеймера) — это воскресенье. Такой вывод основан на частом употреблении этой фразы в литературе II в. по отношению к воскресенью (Уотерман). Например, Евангелие от Петра, написанное около 180 г., содержит следующее высказывание: “Рано утром в день Господень Мария Магдалина, ученица Господа... пришла ко гробу” (12:50). Около 190 г. Климент Александрийский писал: “Он исполняет заповедь согласно Евангелию и соблюдает день Господень всякий раз, когда отбрасывает греховные мысли... славя в себе Господне воскресение".
День, следовавший за субботой, был особым днем, что видно также в явлениях Иисуса после Его воскресения. Дж. Уотерман пишет:
«Шесть из восьми записанных в евангелиях явлений воскресшего Христа произошли в воскресенье: (1) Марии Магдалине (Ин. 20:11-18); (2) женщине, принесшей благовония, чтобы умастить Его тело (Мф. 28:7-10); (3) двум ученикам на дороге в Эммаус (Лк. 24:13-33); (4) Симону Петру (Лк. 24:34); (5) десяти ученикам в отсутствие Фомы (Ин. 20:19-23; ср. Лк. 24:36-49) и (6) одиннадцати ученикам, включая Фому (Ин. 20:24-29)».
В воскресенье произошли и другие важные события. В этот день после праздника Пасхи воскрес Иисус (Мф. 28:1). Через пятьдесят дней после этого начался праздник Пятидесятницы (Лев. 23:15, 16), из чего следует, что установление церкви и излитие Духа на Пятидесятницу также произошло в воскресенье (Деян. 2:1-4).
Это свидетельства весомо указывает на то, что у христиан были основания особо выделять "день Господень" как день собрания в честь и в воспоминание Иисуса. Это выражение употреблялось ранними писателями по отношению к воскресенью, первому дню недели.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Писания, датируемые временем, непосредственно примыкавшим ко времени апостолов, подтверждают, что ранняя церковь поклонялась в воскресенье, первый день недели, считая его особым днем собрания. Вот свидетельство писателей II века (101-200 гг.):
«(1) Игнатий пишет о тех, кто "обрел новую надежду, больше не соблюдая субботы [буквально “не субботничая”], но живя в соответствии с днем Господним [греч. кириакей, без слова “день"], в который наша жизнь пробудилась через него и его смерть" (Магн. 9.1). Представляется, что кириакей здесь — сокращенная форма выражения из Отк. 1:10, и этот факт вместе с контекстом заставляет в переводе этого отрывка использовать слово "день". В этом контексте Игнатий не говорит конкретно о поклонении. (2) В Дид. 14:1, где речь идет о христианском поклонении, употреблено странное выражение кириакей кириу, “Господень [день] Господа", но это событие не противопоставляется субботе. (3) Подобным образом и Плиний в своем известном письме Траяну (Посл. х.96) говорит, что христиане встречаются в установленный день, чтобы петь гимны (или декламировать речения), но не уточняет, что это за день. (4) В Варн. 15:9 говорится о важности первого дня (называемого восьмым днем ветхого сотворения), но термин кириакей не употребляется. Только если эти отрывки собрать вместе, они позволяют сказать, что для поклонения ранние христиане собирались в первый день недели, день Воскресения Христова» (Бромили).
Игнатий, епископ Антиохийский и, возможно, ученик апостола Иоанна, является автором Послания к магнезийцам. Плиний Младший не был христианином, но, будучи римским проконсулом в Понте и Вифинии при императоре Траяне, знал о деятельности христиан. В самом начале II в. он написал Траяну письмо о христианах. Этот документ является источником цитаты, на которую мы ссылались ранее: “У них был обычай встречаться в установленный день до рассвета".
Дидахе, или Учение двенадцати апостолов, написанное приблизительно в то же время, наставляет: "А в день Господень собирайтесь вместе, и преломляйте хлеб, и благодарите, сначала исповедуя свои прегрешения, чтобы жертва ваша была чистой".
Апокрифическое Послание Варнавы тоже было написано в самом начале II в. В нем есть такие слова: “Почему и мы храним восьмой день для радости, в который и Иисус воскрес из мертвых...” Христианин Иустин Мученик поясняет, почему этот день называют восьмым: “Ибо первый день недели, хотя он и является первым из всех дней, все же, согласно числу дней в цикле, называется восьмым (оставаясь при этом первым)”.
Около середины II в. Иустин писал о христианских собраниях: «А в день, называемый воскресеньем, собираются в одно место все, кто живет в городе или в сельской местности. Читаются воспоминания апостолов или писания пророков, сколько позволяет время. Но воскресенье — тот день, когда мы проводим наше общее собрание, потому что это первый день, в который Бог, произведя изменение во мраке и материи, сотворил мир; а Иисус Христос, наш Спаситель, в этот же день воскрес из мертвых».
Он также писал, что в этот день они давали “кто сколько хочет” — указание на то, что христиане не только не поклонялись в субботу, но и не отдавали десятины, как предписывалось Ветхим Заветом.
Фраза Иустина “сколько позволяет время” указывает на то, что христиане были ограничены временем, встречаясь до рассвета, чтобы после собрания пойти на работу. Если бы они поклонялись в иудейскую субботу, то они бы не работали и могли бы целый день посвятить поклонению без всяких ограничений во времени.
В Диалоге с Трифоном Иустин писал: “Вам больше не за что упрекнуть нас, друзья мои, кроме как за это. За то, что мы не живем согласно закону, не обрезаем крайнюю плоть, как ваши праотцы, и не соблюдаем субботу, как вы".
Дионисий, епископ Коринфский, в письме к римской церкви писал в 170 г.: “Сегодня у нас был святой день Господень, в который мы читали ваше послание".
Ириней, епископ Лионский, писал около 178 г. епископу Римскому о долге "праздновать тайну воскресения нашего Господа только в день Господень". Уотерман делает вывод:
«Эти свидетельства показывают, что на протяжении всего [II века] воскресенье соблюдалось как день поклонения христиан в память о Воскресении Христа. Нет никаких указаний на то, что в этот период времени воскресенье было выходным днем или что его соблюдение было каким бы то ни было образом связано с иудейской субботой».
Убедительные свидетельства III века (201-300) показывают, что христиане встречались по воскресеньям, в первый день недели.
Тертуллиан в 201 г. писал: "Другие... полагают, что бог христиан — солнце, ибо всем известно, что... мы делаем воскресенье праздничным днем”. Он также говорил: “Суббота нам чужда".
Около 200 г. Вардесан писал: “В один из дней, первый день недели, мы собираемся вместе...”
Учение апостолов, написанное в конце III в., приводит следующее наставление: «Далее апостолы постановили: в первый день недели пусть будет служба, чтение Святых Писаний и причащение [вкушение причастия], потому что в первый день недели наш Господь воскрес из мертвых, в первый день недели Он вознесся на небеса, и в первый день недели Он явится, наконец, с ангелами небесными».
Киприан, епископ Карфагенский считал, что прообразом поклонения в “восьмой день" было ветхозаветное обрезание, которое осуществлялось на восьмой день после рождения мальчика. В своем соборном послании с III Карфагенского собора в 253 г. он писал:
«Поскольку именно в восьмой день... надлежало Господу воскреснуть... и дать нам обрезание духа, восьмой день... день Господень, и был нам дан прежде в прообразе».
Эти разрозненные свидетельства показывают, что христиане с самого начала поклонялись в воскресенье. Все процитированные ссылки написаны до того, как Константин стал во главе Римской империи в 306-337 гг. Те, кто говорит, что он изменил день поклонения христиан с субботы на воскресенье, делают это вопреки убедительным свидетельствам, утверждающим обратное. Он не поменял день поклонения христиан с субботы на воскресенье; но он, однако, в 321 г. издал указ, согласно которому день, в который христиане уже поклонялись, становился официальным всеобщим выходным днем и днем поклонения для всех религиозных групп во всей империи.
Процитировав раннецерковных авторов, Эверетт Фергюсон комментирует: “Свидетельство о дне поклонения ранних христиан ясно и безошибочно. Они не соблюдали седьмой день, субботу, как иудеи, а собирались в первый день недели, день воскресения Христа".
Возражающие против поклонения в воскресенье говорят, что это неправильно, потому что день этот назван в честь бога солнца [англ. Sunday]. По их же логике, так же неверно поклоняться и в субботу, потому что этот день назван в честь Сатурна [англ. Saturday], римского бога земледелия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вся доступная нам историческая информация показывает, что христиане с самого начала встречались в воскресенье, первый день недели, чтобы прославить и вспомнить Иисуса преломлением хлеба и чашей плода виноградной лозы. Они не делали это в субботу. Христиане из иудеев (но не из язычников), жившие в Израиле, и те, что были рассеяны за его пределами, продолжали отдыхать в субботу, однако Господню вечерю они так же соблюдали в воскресенье.
Вилли Рордорф делает верный вывод: «...в древней Церкви было немыслимо, чтобы воскресенье прошло без собрания местной церкви и соблюдения Господней вечери. Воскресенье абсолютно нельзя было себе представить без Господней вечери; Господня вечеря составляла центр поклонения, вокруг которого находили свое место все другие моменты службы. В другое время тоже были собрания для общей молитвы и совместной трапезы, но для Господней вечери собирались только в воскресенье».
Для христиан воскресенье является особым днем — не для отдыха, а для поклонения. В частности, христиане собираются в этот день, чтобы вкусить Господню вечерю в воспоминание Иисуса, пока Он не придет снова (1 Кор. 11:26).