Найти тему

На что отвлекаются водители за рулем: результаты опроса

Ситуация с коронавирусом в последние два месяца заметно повлияла на статистику по ДТП. Так, по данным ГИБДД, только в апреле число дорожно-транспортных происшествий в России снизилось на 43% — по той простой причине, что транспорта во время объявленной в регионах самоизоляции стало ездить меньше. Однако при любой загруженности дорог человеческий фактор был и остается основной причиной дорожно-транспортных происшествий.  С этой целью аналитическое агентство «Автостат» с 29 мая по 3 июня провело онлайн-опрос, в котором приняло участие более 1300 респондентов. В результате опроса выяснилось, что лишь порядка 40% респондентов всегда предельно внимательны на дороге. Более 60% опрошенных подтвердили, что отвлекаются за рулем. При этом практически каждый второй (52%), признал, что главным отвлекающим объектом в поездках для него является смартфон/телефон. Судя по данным опроса, во время движения более 40% водителей продолжают отвечать на звонки, свыше 7% — научились одной рукой писать СМС и делают это в пути, 4% — даже успевают просматривать соцсети. На другие причины, которые могут отвлечь водителя, пришлось всего 9% всех ответов.

До недавнего времени считалось, что запрет на разговор по телефону за рулем призван, прежде всего, бороться с посторонним предметом в руках водителя, — одной рукой сложнее управлять машиной и быстро реагировать на стремительно развивающуюся нестандартную ситуацию на дороге. Сейчас эксперты сходятся во мнении, что самым опасным фактором является отвлечение внимания от дороги. Исследования, проведенные как с использованием симуляторов, так и в реальной дорожной обстановке, показывают, что водители, смотрящие на экран гаджета, сокращают визуальный обзор дороги и с большей вероятностью выезжают на встречную полосу на поворотах, а те водители, которые говорят по телефону с использованием системы hands-free — медленней реагируют на непредвиденные ситуации.
До недавнего времени считалось, что запрет на разговор по телефону за рулем призван, прежде всего, бороться с посторонним предметом в руках водителя, — одной рукой сложнее управлять машиной и быстро реагировать на стремительно развивающуюся нестандартную ситуацию на дороге. Сейчас эксперты сходятся во мнении, что самым опасным фактором является отвлечение внимания от дороги. Исследования, проведенные как с использованием симуляторов, так и в реальной дорожной обстановке, показывают, что водители, смотрящие на экран гаджета, сокращают визуальный обзор дороги и с большей вероятностью выезжают на встречную полосу на поворотах, а те водители, которые говорят по телефону с использованием системы hands-free — медленней реагируют на непредвиденные ситуации.
Сергей Савельев, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН объяснил, почему человеку сложно  одновременно управлять автомобилем и говорить по телефону: «Тонкая координация движения, в том числе рук, находится в верхней части лобных областей человека. В верхней части лобных областей человека находится так называемая зрительно-моторная координация, где как раз слежение глаз и согласованность движения тела. Недалеко от этой зоны находится ассоциативная область. Эта зона связывает информацию, отвечает за процесс запоминания и мышления. Если разговор требует большого внимания, то задействуются и те области, которые контролируют тонкую координацию движения». Эксперт подчеркнул опасность «рассеянного’ вождения — когда водитель отвлекается от контроля дорожной ситуации и самого процесса управления транспортным средством: «Человеческий мозг при выполнении нескольких действий одновременно может воспринимать только небольшую часть окружающей обстановки. Водитель, отвлекаясь от дороги, не всегда может вовремя заметить опасность и, кроме того, часто невозможно предсказать степень воздействия негативной информации, получаемой по телефону, — например, сообщения о неприятностях, случившихся с родственниками, пожарах, авариях и прочих стрессовых ситуациях, что может заблокировать самоконтроль даже опытного водителя».
Сергей Савельев, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН объяснил, почему человеку сложно  одновременно управлять автомобилем и говорить по телефону: «Тонкая координация движения, в том числе рук, находится в верхней части лобных областей человека. В верхней части лобных областей человека находится так называемая зрительно-моторная координация, где как раз слежение глаз и согласованность движения тела. Недалеко от этой зоны находится ассоциативная область. Эта зона связывает информацию, отвечает за процесс запоминания и мышления. Если разговор требует большого внимания, то задействуются и те области, которые контролируют тонкую координацию движения». Эксперт подчеркнул опасность «рассеянного’ вождения — когда водитель отвлекается от контроля дорожной ситуации и самого процесса управления транспортным средством: «Человеческий мозг при выполнении нескольких действий одновременно может воспринимать только небольшую часть окружающей обстановки. Водитель, отвлекаясь от дороги, не всегда может вовремя заметить опасность и, кроме того, часто невозможно предсказать степень воздействия негативной информации, получаемой по телефону, — например, сообщения о неприятностях, случившихся с родственниками, пожарах, авариях и прочих стрессовых ситуациях, что может заблокировать самоконтроль даже опытного водителя».

Пунктом 2.7 ПДД РФ водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 1500 рублей. Напомним, что в марте 2020 года замначальника ГИБДД России Александр Быков  заявил, что о готовности ГИБДД начать применение камер, которые способны распознавать использование водителем мобильного телефона за рулем. Работающий на основе нейросети софт сейчас тестируют, и вскоре его могут установить в столице. На данном этапе речь идет не о массовом применении, а о пилотном проекте.

Ссылка на публикацию: http://rosacademtrans.ru/na_chto_otvlekautsia_voditeli/