Найти тему
Перо дилетанта

Советы от ветерана экскурсий с 30-летним стажем!

Как-то раз судьба закинула меня на курсы экскурсоводов. Тогда еще в помине не было никакого коронавируса, а белокаменная ломилась от приезжих толп китайцев, пенсионеров-европейцев и наших соотечественников из других регионов. Работы в этой сфере было хоть отбавляй, и при правильном подходе она могла приносить на тот момент реальные деньги. В учебном классе таких же головастиков как я, не имеющих никакого представления о профессии находился элегантный , остроумный и доброжелательный мужчина за 50, которому с виду не дашь и 35 лет. Зовут его Влад - достаточно известная личность в тесных московских кругах бывалых экскурсоводов. Пошел он на курсы лишь ради лицензии, наличие которой стали требовать все больше и больше в экскурсионных бюро. Опыта в профессии ему было не занимать: 30 лет на автобусах, кораблях, самолетах и своих двоих, в разных странах с разным составом экскурсантов. Человек крайне положительный, цепкий , с характером и непревзойденным чувством юмора. И уже сейчас, в кризисный для всех период, (а для экскурсоводов я бы сказал смертельный) этот профессионал держится на плаву за счет своих вложений в эту работу, и не унывает.

Также хотел бы выразить ему свою благодарность за предоставленные от него рекомендации , так как уверен: информация для интересующихся будет архиважной, полезной, и наберет кучу лайков и просмотров (что мне как раз бы сейчас не помешало).

Все его советы и лайфхаки не уместятся даже в 10 томах, а забавных случаев с поля деятельности экскурсовода вообще навряд-ли представляется возможным сосчитать. Так что приступаю к краткой даче наиболее важных аспектов в работе экскурсоводом.

Во-первых что должно быть в наличии у человека, который решил выйти на тропу экскурсионных войн:.

1) Речь

-2

-Развлекательный тон повествования. Запомните:экскурсия это не школьный урок, и уж тем более не лекция в университете. Люди заплатили Вам за то, чтобы вы дали им интригующую информацию в красивой форме. Вы должны речью вызывать положительные эмоции у вашей группы. Это все приходит с опытом и настойчивостью.

-Журчащая речь без всяких а, б, м. Качество речи должно быть на высочайшем уровне. Скороговорки в помощь, читайте больше интеллектуальной литературы, работайте над исключением слов паразитов.

-Сексуальный тембр голоса ( конечно же этого не надо делать при детской группе) В основном экскурсанты- женщины. И им всегда приятно слышать красивый мужской голос. Так что если вы мужчина, то это чуть ли не единственное ваше преимущество перед женщинами-экскурсоводами. Тренируйте хороший тембр.

-Если плохо с голосом-начинайте петь. Голос можно улучшить с помощью пения. Пойте в душе , в машине, в лесу. Но не стоит этого делать в общественном транспорте точно)))

2) Внешний вид

Идеальный мужской образ экскурсовода
Идеальный мужской образ экскурсовода

Идеальный женский стиль экскурсовода
Идеальный женский стиль экскурсовода

-Опрятность. Ухоженность, поглаженные вещи, никаких там винных пятнышков и следов от жира с шашлыков: вы экскурсовод- а это знак "равно" опрятности. Вы всегда на глазах у группы.

-Корректная одежда к месту и типу группы экскурсантов. Если группа представителей социального класса побогаче, то и одеться следует в соответствии с ситуацией. Если в Москву приехали гости из глухих сел, о не стоит мозолить им глаза модным стилем, оденьтесь поскромнее.

-Никаких излишеств в одежде. Вы не ворона, не цепляйте на себя безвкусные брюлики в большом количестве. Ведь это точно не сделает вашу экскурсию более драгоценной.

-Одежда должна бть качественной .Об этом уже было сказано выше, однако повторюсь: качество не значит роскошь. Одежда должна быть удобной, чтобы в ней не потеть и не замерзать.

3) Содержание экскурсии:

                                        Инструментарий качественного экскурсовода
Инструментарий качественного экскурсовода

-Экскурсантам всегда будут заходить легенды, интимные истории известных лиц, интриги, леденящие кровь истории, и конечно же шутки, юмор и курьезные ситуации. Не надо обрушивать энциклопедию по краеведению со всеми географическими данными, какая популяция дроздов и сколько подосиновиков можно найти в ближайшем лесу. Вам надо давать незаурядную информацию об архитектуре, впечатляющих преданиях места, щекотливых ситуаций известных личностей на территории, о которой идет речь. Иначе вы утомите ваших слушателей и итоги экскурсии не понравятся ни вам, ни экскурсантам, ни компании, которая дала вам этот заказ на исполнение.

-Выучить наизусть все ФИО действующих лиц, это придает значимости вашим знаниям. Однако не надо увлекаться сухими данными вроде точных дат каких либо незначительных происшествий: достаточно указать период времени ( например начало 17 века)

-Всегда подготавливаться к экскурсии как к ораторскому выступлению Какими бы талантами вы не обладали, а готовится надо к каждой экскурсии отдельно. Очень важно это осознать в начале вашей карьеры. Среда экскурсоводов место жестокое: один, два раза облажаешься, и больше никто не будет тебе давать лакомых кусочков в работе, на которых реально можно было бы сделать деньги.

4) Память

-6

Очень важный аспект для экскурсовода. Всегда придется держать в голове кучу организационных и тематических моментов. Поэтому Вам предстоит длительное время копаться в тонне исторических архивов в поисках крупиц интересных и завораживающих фактов , событий, происшествий. За это вам отчасти и платят.

5) Вежливое и терпеливое отношение ко всем.

Учись уважению на примере якудза, но пальцы отрубать необязательно при этом)
Учись уважению на примере якудза, но пальцы отрубать необязательно при этом)

В то же время нужно умение повести себя жестко в самых крайних случаях хамства и мракобесия со стороны полоумных экскурсантов. 7 раз вежливо попросите не ругаться матом на весь салон автобуса, и только на восьмой выводите дебошира на свежий воздух. Можно и подзатыльник дать в исключительных случаях)

6) Неподдельный интерес к культуре, истории, религии, искусству.

-8

Не получится качественно говорить о том, что вам самим неинтересно. Даже если у вас супер бархатный голосок и отличная память, а в глазках огонька не сияет, то считайте дело дрянь. Часто с этим сталкиваются опытные гиды, когда выгорают на работе. (О том, как не выгореть на этой работе, я напишу в следующей статье чуть позже)

7) Юмор

-9

Если вы хороший stand-up комик, то вы имеете шансы стать отличным экскурсоводом!

Во вторых: вот следующие пункты , на которые надо обратить новичкам первостепенное внимание при проведении экскурсии!

  • Определите четкое расположение туалетов для экскурсантов по маршруту экскурсии. Это самый первый и самый больной организационный вопрос который должен быть решен еще на берегу. И не дай Бог вы отнесетесь к этому легкомысленно, вас в прямом и переносном смысле затопит знаете какой субстанцией сами.
  • Изучите маршрут досконально. Где и на каком месте возможны пробки, остановки перед светофорами, красивые панорамы и интересные памятники. Необходимо иметь приблизительную разбивку по времени.
  • Не волнуйтесь если что-то забыли. Переходите к следующей тематике. Главное говорить четко ,хорошо, чтобы было приятно слушать.
  • Отношение с водителем. Какой бы он ни был урод, это ваш партнер на время проведения экскурсий. Ни в коем случае не устраивайте сцен, если водитель едет слишком быстро или слишком медленно: ваша задача давать информацию развлекательного характера, этим и занимайтесь.
  • Знать в десять раз больше того, о чем собираетесь рассказать вашей группе. Это необходимо для того чтобы у вас самих была уверенность в понимании темы, а также в случае пробок это будет ваш спасительный билет на выход из проблемной ситуации.
  • Не теряйте своих экскурсантов. Повезло тем, кто работал ранее воспитателями в детских садиках- у них будет незаменимый опыт , необходимый для подобной предпринимательской деятельности.
  • Будьте готовы к "скандалистам". Что касается скандалистов, то тут сложнее: они хотят чтобы ситуация накалилась до предела и к сожалению не в ваших силах им помешать в этом. Отчасти это больные люди. И если кто-то из них начал представлять угрозу для группы, то ваша задача этот вопрос решить самым подходящим способом. Выпроводить его с путешествия, собрав подписи с очевидцев о неадекватном поведении экскурсанта. Иногда дело может доходить до драки. Нужна железная выдержка при таких форс-мажорах. В крайнем случае можно осуществить высадку оборзевшего пассажира, который курит в салоне и бьет башмаком по голове сидящую рядом старушку ( реальный случай из практики) . В принципе изначально надо быть тактичным и чувствовать натуру скандалиста до того, как он испортит вам весь экскурсионный процесс.
  • Будьте готовы к "всезнайкам". Эти гадливые пассажиры специально из вредности будут гуглить все сказанное вами, и находить несостыковки ( а поверьте они есть у всех) . Поэтому , если всезнайка постоянно перебивает, можете с ним согласится. Если не угомониться, сослаться на то, что у истории и событий могут быть разные интерпретации, и ваша позиция основана не на личных предпочтениях и фантазиях, а на доказанных фактах. Если и тогда не угомониться, вежливо но настойчиво попросить обратиться с вопросами после экскурсии, так как многие хотели бы дослушать экскурсию до конца.
  • Не забудьте после проведения экскурсий предложить свои проекты экскурсий, на которых бы экскурсанты снова могли бы насладиться вашим сопровождением, а вы могли бы удовлетвориться их небольшими, но все равно приятными денюшками.
фото из архива РИА Новости. На съёмках фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", 1974 год:
фото из архива РИА Новости. На съёмках фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", 1974 год:

P.S. Кстати, о шестизначных суммах, и на том, как подняться на работе гида/экскурсовода даже после разрушительной пандемии я расскажу в следующей статье.

Всех обнимаю и целую, ставьте лайки , оставляйте комменты и делитесь этой замечательной памяткой с другими энтузиастами в сфере туристического бизнеса!