К окончанию средневековья католицизм переживал глубокий системный кризис. Европа стояла на пороге смены эпох – уже готовились высказать свои взгляды и осуществить свои мечты многочисленные реформаторы церкви, философы-утописты, первые учёные, а также отдельные пассионарные личности, обладающие разнообразными собственными воззрениями на религию и общественное устройство, силой убеждения и организаторскими способностями.
Наступил XVI век. Давно закончились гуситские войны в Чехии, уже закончил на костре свою земную жизнь флорентийский монах Джироламо Савонарола, широко прославился своими трудами общеевропеец Эразм Роттердамский. Опубликовал в 1517 году в Германии свои 95 тезисов Мартин Лютер, начав тем самым Реформацию, переросшую в многолетнюю гражданскую войну. Обстановка была подобна бурлящему котлу.
В конце 1533 года в немецкий город Мюнстер из соседних Нидерландов пришли Ян Матисс и Ян Бейкелсзон с группой сторонников. Они были анабаптистами – была в тогдашнем разнообразии ересей и такая секта. Им удалось быстро взять власть в городе - причём демократическим путём, на выборах.
Анабаптисты считали, что детей во младенчестве крестить нельзя, и только взрослый человек может решить, нужно ли ему быть христианином (это привело к тому, что взрослых горожан принуждали массово перекрещиваться). Сначала в личной жизни сектанты проповедовали максимум воздержания и аскетизм, но затем ввели многожёнство (у Яна Бейкелсзона, который впоследствии провозгласил себя пророком Иоанном Лейденским, было не менее 15 жён). В городе принудительно ввели общность имущества и женщин, переименовали улицы и площади, отменили хождение денег. А кто сопротивлялся – мог лишиться головы.
Сектанты пытались распространить свой опыт и на другие города, устраивая настоящие боевые походы по ближним и дальним окрестностям. В одном из таких походов был убит Ян Матисс, и его друг и соратник Иоанн из Лейдена объявил себя «королём Сиона».
Разумеется, многим в Германии всё это непотребство не нравилось, и очень сильно. Сначала окрестные феодалы попытались взять Мюнстер штурмом, но в итоге перешли к длительной осаде. Положение внутри городских стен, разумеется, ухудшалось – некому и неоткуда было доставлять в город провизию для его жителей. Началась эпидемия.
Мюнстер был взят объединёнными войсками феодалов и духовенства (католического и протестантского) летом 1535 года. Было уничтожено большое число анабаптистов, повешены все жёны «пророка». Сам Иоанн Лейденский был подвергнут изощрённым пыткам, которые стойко вынес, не прося о пощаде. В январе 1536 года он был обезглавлен, и секта анабаптистов уже не возродилась.
Это был, видимо, первый и достаточно яркий опыт раннего коммунизма, с ликвидацией всякой частной собственности. Человеку вообще свойственно проявлять стремление к идеалу, и при этом идти туда быстрым шагом. В истории люди будут ещё не раз пытаться (с разной степенью успешности) построить светлое будущее в отдельно взятой деревне, городе или стране, но это уже совсем другая тема...
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал!!!