У вас когда-либо был долг 1,5 миллиона долларов?
У Тима Вестергрена, основателя Pandora media был. Но ему удалось вырулить и создать компанию, стоимостью $2.6 миллиарда.
Вот несколько ключей, как у него это получилось:
1. Первоначальная собственная боль. Перед Pandora, Тим играл в различных музыкальных группах и пытался стать востребованным, но так и не нашел легкого пути этого достичь.
2. Первоначальное решение. Поиски привели его к созданию музыки для фильмов. Чтобы быть успешным в этой сфере, необходимо было точно знать вкусы директоров фильмов. Он набил руку в правильном интервьюировании и составлении профайла их вкусов. Это обеспечивало его регулярным доходом.
3. В 2000-м году ему пришла идея автоматизировать геном музыки, чтобы можно было автоматизированно рекомендовать новую музыку персонально под вкусы каждого.
4. Через пару недель, Тим вместе с другом предпринимателем начали питчить эту идею инвесторам. Они звонили всем, кого знали, спрашивая, знают ли они, кому можно пропитчить идею, нетворкингом занимались, получая как можно больше интро, и питчили, практиковали, оттачивали презентацию и снова питчили.
5. К марту 2000-го года (за 2 недели до того как лопнул пузырь дот.комов), они привлекли $1,5 миллионов.
6. Они наняли 70 человек (математиков, ученых, музыкантов, музыкологистов) и начали исследовать и разрабатывать технологию.
7. Через 2 года деньги закончились. Основатели попросили сотрудников работать бесплатно, пока они ни привлекут следующие инвестиции (~50 сотрудников продолжали работать бесплатно 2 года).
8. С 2000 по 2004-й года Тим с со-основателями колесили по всей стране, сделав в общей сложности 347 питчей, закончившихся ничем. Тем временем они влезали в долги по всем кредиткам и всем знакомым. Долг по зарплате перед сотрудниками вырос до $1.5 миллиона долларов.
9. В марте 2004-го года, наконец-то их 348-й питч увенчался новыми инвестициями в $9 миллионов. Они расплатились со всеми долгами.
10. Разработка технологии была успешно завершена. Они попробовали продавать лицензии корпоративным клиентам типа AOL, Best Buy, Barnes & Noble, and Tower Records. Но оно как-то не особо зашло.
11. Тогда они решили сделать пивот в своей стратегии монетизации и создать онлайн радио (по фримиум модели) которое бы автоматом подбирало музыку под ваши вкусы.
12. В августе 2005-го года они запустили своё онлайн радио: 10 часов можно было слушать бесплатно, а потом сервис просил заплатить $36 в год.
Результаты:
+ Пользователям так понравился сервис, что они стали активно делиться им со своими друзьями.
+ Без единого вложенного доллара в рекламу за 2 недели они выросли до 100,000 пользователей.
13. Но была одна проблема. Пользователи выслушивали все 10 бесплатных часов, а дальше - после просьбы об оплате исчезали. Никто не хотел платить.
14. Тогда Pandora пивотнулась в предоставлении сервиса бесплатно, а монетизация за счет рекламы. Вот только у них не было ни сервера под рекламу, ни софта, ни рекламодателей, ни даже места на сайте под рекламу.
Результат: Их рост утроился.
15. Через 3 дня Apple позвонил им и попросил купить рекламы на $10,000 в месяц.
Тогда команда буквально в самом коде сайта вставляла рекламу. Каждый раз, когда Apple меняла рекламу, им нужно было перезалить весь сайт.
16. Так как они были первыми на рынке с таким сервисом + их технология отлично справлялась с подбором музыки под вкусы слушателя, они росли вирально 5-6 лет без единого доллара, вложенного в маркетинг (к 2011-му году, они выросли до 80 миллионов пользователей).
17. В июне 2011-го года они начали торговать своими акциями на Нью Йоркской бирже. Стоимость Pandora составила $2.6 миллиарда.
Удивительного вам, великолепного, прибыле-растущего, успешного, красивого, доброго, обалденнейшего, красочного, приятного, согревающего душу дня и каждой секунды вашей бесценной жизни.