В первой и второй частях своей серии статей о храмах России старше 100 лет я рассказал вам о религиозных сооружениях двух сёл Пермского края. Сегодня начну знакомить вас с сохранившимися древними церквями в Свердловской области. Точнее - с одной из двух церквей села Быньги, отснятыми мною 15 июля.
Но сначала - лирическое отступление... После публикации статьи - я обычно некоторым друзьям в соц.сетях скидываю ссылку, делюсь так скажем. И в прошлый раз меня очень удивила реакция одной из подруг, когда она только увидела заголовок: "Я не верующая". На что у меня возник резонный вопрос: не верующая во что? В архитектуру? В историю? Ведь в своих материалах о храмах я не говорю о религии как таковой. Я подхожу лишь с позиции путешественника, который любит старую архитектуру и историю. И лишь в этом разрезе пытаюсь всё преподнести. А сохранившиеся до наших дней величественные храмы прошлых веков - как молчаливые свидетели тех лет, прошли сквозь многолетнюю историю... А какую роль во всём этом сыграла вера и религия - пусть каждый решит для себя сам.
Итак, поехали! Свердловская область, село Быньги:
Село Быньги основано в далёком 1718 году (на 5 лет старше Екатеринбурга), о чём свидетельствует необычайно красивая стелла на въезде в населённый пункт (см. фото в заглавии статьи). А находится данное село всего в 6-7 км от города Невьянск, который в свою очередь расположен примерно в 80-ти км на север от Екатеринбурга, если ехать по Серовскому тракту. Карта выше - специально мною развёрнута, не удивляйтесь. Север там слева.
В этой части я покажу вам Церковь Николая Чудотворца (как пишет яндекс-навигатор). Он же Храм святителя Николая. Искать в интернете год постройки данного православного храма мне даже не пришлось, эта информация была размещена на табличке:
Как видите - построен храм был в XVIII веке (когда и основано поселение), а конкретно в 1797 году! А заложен он был ещё в 1789. То есть на данный момент этому монументальному зданию уже 223 года!
Кстати, на красивейших каменных воротах, помимо таблички с годом постройки - висела ещё одна:
"Демидовский" тут обозначен не просто так, как понимаю. Ведь ещё в начале XVIII века где-то поблизости, сам Никита Демидов построил железоделательный Быньговский завод-филиал Невьянского, куда для перековки в железо доставляли чугун. Впрочем, чего только Демидовы на Урале не строили...
В 1852 году на средства заводовладельцев и прихожан вокруг храма была сооружена каменная ограда в виде многоконечной звезды с тремя воротами по периметру:
Я думаю, что те из вас, кто интересуется историей, прекрасно знают, как в 1930-е годы шла борьба с религией при советской власти. Множество величественных, монументальных храмов было попросту безжалостно взорвано. Поэтому на уральской земле до наших дней дожили лишь единицы церковных строений XVIII века. И как я узнал - храму святителя Николая была уготована ещё более редкая на Урале судьба: он не только не подвергся разорению, но и сохранил свой первозданный вид и иконное убранство!
Не удалось узнать - проходят ли сейчас там службы, все ворота были закрыты. Но то, что храм не заброшен и ведётся его ремонт, это видно и по фотографиям.
Это один из первых храмов Урала, построенных в стиле классицизма. В его архитектуре очень гармонично сочетаются элементы раннего классицизма и позднего барокко. Издалека храм выглядит изящным, устремлённым ввысь, лёгким, почти невесомым, очень живописным и нарядным, благодаря наличию в его архитектурном убранстве элементов позднего барокко. Архитектурные формы объёма и деталей гармоничны, композиционно уравновешены.
Храм не только удивляет своей необычной для Урала архитектурой, но и построен, что называется на века. В его фундаменте под углами заложены чугунные "стулья" весом около 5 тонн, все стены внутри перевязаны металлическими связями, обеспечивающими устойчивость всей конструкции. Верхние и нижние подушки окон чугунные, оконные рамы в куполах и стропила из металла, крыша была покрыта кованым листовым железом.
Храм имеет форму креста с пятью главами и колокольней. Жаль у меня нет квадрокоптера, чтобы снять его с высоты. На колокольне храма установлены башенные куранты с колоколами и тремя циферблатами, изготовленные невьянскими мастерами в конце XVIII в. Колокола отбивали четверти, получасы и часы, как и куранты Невьянской башни. Самый большой из колоколов весил 110 пудов!
Свято-Николаевский храм особенно уникален своим иконным убранством. В нём широко представлены иконы невьянских мастеров-иконописцев. В XVIII-XIX веках Невьянск был центром иконописания Урала. Поэтому устроители храма и заказали выполнение икон первоклассным мастерам невьянской школы. И именно поэтому Николаевский храм — единственный сохранившийся храм, обладающий полным комплектом иконного убранства, исполненным в стиле Невьянской иконописной школы. Иконостасы и отдельные образы создавались и пополнялись в течение почти столетия, а значит, иконы отражают состояние и развитие невьянского стиля в течение этого времени.
Невьянская икона — это икона старообрядческая. Большая часть населения Урала и Невьянских Демидовских заводов тех лет — старообрядцы, бежавшие сюда от преследования царских и церковных властей. Этот абзац о невьянских старообрядцах - подводка к следующим статьям о вековых храмах России...
Номер 1: Власьевская церковь в селе Шляпники
Номер 2: Ильинская церковь в селе Орда
Пишите в комментариях - что именно о старых российских религиозных сооружениях вас интересует?
В последующих публикациях буду стараться находить интересующую вас информацию.
Если понравилось - ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
До встречи на Дзен-просторах!