Август Цезарь Пиночет, бывший диктатор Чили и нынешний главнокомандующий ее вооруженными силами, пару месяцев назад был арестован в Лондоне. С большой тревогой зашумела об этом отечественная демократическая пресса. Маргарет Тэтчер бросилась грудью на его защиту. Отставной диктатор попытался было прикрыться дипломатической неприкосновенностью - да не тут-то было. Плата лордов постановила, что на преступления против человечества эта неприкосновенность не распространяется. Ведь узурпатор арестован не за что-то, а как раз за преступления, связанные с основанием им в Чили нового режима.
Вроде бы дело это касается исключительно Чили, Испании и Англии. Но почему же тогда так заволновались хозяева российских электронных СМИ?
За что любим?
Генерал Пиночет и его режим воспринимались на западе так же неоднозначно, как и нынешний российский режим. Официальные тогдашние власти его не только поддерживали, но высоко оценивали его деятельность по подавлению левых сил в стране. Большой его поклонницей была и остается Маргарет Тэтчер, любовь к духовному брату не скрывал Рональд Рейган.
Но были и другие голоса. Они принадлежали людям, не облеченным властью, но пользующимся огромным моральным авторитетом. Эти люди однозначно осуждали Пиночета. Не за политические установки и не за цели его деятельности - этот вопрос особо не обсуждался. Речь шла о его методах.
Все годы перестройки и ельцинизма идеологи реформ превозносили Пиночета как лучший пример того, как надо защищать интересы мирового и национального капитала, как надо обходиться с народом, какой режим следует устанавливать, какую проводить экономическую политику. Все это делалось не для красного словца. На самом деле архитекторы послеоктябрьского режима в России в основном позаимствовали рецепты диктатора с берегов Тихого океана.
Как и Ельцин, Пиночет резко сократил социальные расходы и уровень зарплат. Как и Ельцин, он дружил с МВФ и ориентировался во внешней политике на США. Как и Ельцин, он пригласил для реализации экономической политики неких "чикагских мальчиков" из столичной номенклатуры, прошедших дрессировку в США и Англии. Как и Ельцин, он создал режим личной власти.
Результаты его экономической политики, правда, были несравненно лучшими, чем у Ельцина. Однако, они были крайне далеки от тех, которые рисуют нам отечественные "реформаторы".
Согласно официальным данным МВФ, за все годы пребывания Пиночета у власти ВВП Чили вырос всего лишь на 15%. Это значит, что он не достиг уровня, который был до прихода к власти Альенде. Экономика Чили стала расцветать, согласно тем же официальным цифрам МВФ, только после ухода Пиночета от власти и отстранения "чикагских мальчиков" от реализации экономической политики.
За что сидим?
Впрочем, с Ельциным Пиночета роднят не только цели, но и методы его политики. Как и Лужков в Москве в марте 1993 года, заговорщики начали с организации забастовки водителей большегрузных автомобилей для давления на законную власть. Да и сам процесс основания нового режима имел много общего с октябрьским переворотом 1993 года в Москве.
Как и Ельцин, Пиночет совершил удачный военный путч против конституции и законной власти в стране. Жертвами обоих путчей стали тысячи людей. В Москве в 1993 число погибших и пропавших без вести в печах крематориев составило 2665 человек. В Чили число погибших и пропавших без вести превысило даже эту цифру.
Пиночет организовал концлагерь на стадионе, подобно тому, который был организован на Краснопресненском стадионе в октябре 1993. Гориллы Пиночета вели себя там точно так же, как описывают в своих воспоминаниях очевидцы и жертвы московских событий.
Как и Ельцин, Пиночет подверг обстрелу, разрушениям и даже бомбардировке резиденцию законной власти. Как и Ельцин, Пиночет сконцентрировал всю власть в своих руках, навязал стране новую конституцию, создал карманный парламент.
Вот эти-то методы и вызывали неприятие у порядочных людей всего мира. И, несмотря на все услуги, оказанные Пиночетом правителям Запада, его репутация у широкой общественности мало отличалась от той, какую заработал у нее режим Ельцина.
Родственники нескольких жертв Пиночета подали на него иск в обычный испанский суд. Суд вынес постановление об аресте и выдаче преступника. Поскольку Испания и Англия имеют соглашение о выдаче преступников, английские полицейские власти приняли необходимые меры к задержанию Пиночета.
Будущее пиночетов
На Западе разделение властей и независимость судов не являются праздными словесами, как в России. Исполнительная власть, конечно, и там имеет способы воздействия на власти судебные, но для применения этих способов нужны очень серьезные мотивы. В случае с Пиночетом правительства как Испании, так и Англии устранились от вмешательства в судебный процесс, а значит, бросили Пиночета на произвол судьбы.
Причина проста. Власть за прошедшие десятилетия сменилась на Западе кардинально. Нынешние правители ничем не обязаны Пиночету. Более того, в последний год в Англии, да и в остальной Европе к власти пришли левые правительства. Вряд ли они способны расценить как заслугу непримиримую борьбу с левой угрозой в мировом масштабе, которой бравировал все эти годы Пиночет. Маргарет Тэтчер нынче на пенсии, да и Франко давно уже почил в бозе. Так что позаботиться о Пиночете особо некому.
Правда, у престарелого диктатора остались еще влиятельные покровители в США. Но справиться с судебной машиной им пока не удалось.
На самом деле случай с Пиночетом - урок всем диктаторам, которые строят свою политику на услужении США и правому братству ультраконсерваторов. Сила этого братства велика, но оно далеко не всемогуще. И причина его слабости проста: на Западе действительно существует демократия.
Рано или поздно, но заокеанские хозяева диктаторов уходят на покой, а новым наплевать на личную судьбу зажившихся прислужников. Тогда господа диктаторы остаются один на один с жертвами своих преступлений и их родственниками, требующими справедливости в независимых судах. И вряд ли диктаторы могут рассчитывать на благосклонность присяжных - простых представителей среднего класса.
Пиночет предвидел такой исход. Поэтому он уходя от власти оговорил для себя гарантии: пожизненное место в сенате, неприкосновенность, пост главнокомандующего… Не помогло.
На самом деле судьба Пиночета - хороший урок пиночетам российским. Когда они строили свой режим, им казалось - все сойдет с рук. Кто против - порежем, страну пограбим, все вывезем на Запад, под крышу новых хозяев. Начнутся в стране проблемы - сбежим вслед за денежками.
Но Западные хозяева не спасут вас от судебного преследования за совершенные в собственной стране преступления. Прецедент создан. Родственники убиенных вами в 1993 году могут подать иски в самые обычные европейские суды. И каждый суд может принять решение о привлечении вас к ответу. И тогда в любой западной стране полиция будет обязана арестовать Вас и доставить в суд.
Так что убежать на Запад, как Вы надеялись, у Вас теперь не получится. Пятилетняя шенгенская виза, открытая Ельцину и его семье, не страхует ни от чего. Все, чье участие в организации преступного переворота будет доказано, могут стать обвиняемыми в европейских судах.
И не стоит надеяться на помощь каких-то покровителей. Ни друг Гельмут, ни друг Билл, ни друг Жак не станут мараться - своих проблем хватает. А сошкам помельче не стоит ни на что надеяться тем более. Как Вы думаете, что решат присяжные, когда им расскажут все подробности о том, что на самом деле было в Москве 3 и 4 октября 1993 года? Найдется ли адвокат, способный убедить их в вашей невиновности?
Так что бежать вам придется очень далеко. Скорее всего, в Парагвай, где нашли убежище соратники Гитлера, которых тоже разыскивают европейские суды. Как и им, Вам придется менять имена себе и своим детям, менять внешность.
Теперь, когда наступает момент истины, пришло время подумать - а стоило ли брать пример с Пиночета?