Сегодня в статье - стенограмма заседания Государственной Думы, состоявшегося 9 июня с.г., на котором в первом чтении был принят законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки". Это тот законопроект, принятие которого существенно затруднит возможности каждого обладателя недвижимости в деле установления справедливой кадастровой стоимости. К этому законопроекту я уже на канале неоднократно обращался. Все недостатки этого законопроекта были здесь подробно разобраны. Стенограмму публикую, чтобы страна знала своих "героев". Удручающее, конечно, впечатление производит чтение этой стенограммы. Такое впечатление. что депутаты - это какие то папуасы, у которых правительство покупает их голоса за блестящие побрякушки. А в роли таких побрякушек выступают пустые, ничего не содержащие "красивые" фразы об "исправлении ранее накопленных ошибок", "персональной ответственности", "непрерывном надзоре" и тому подобной белиберде. А за этими красивыми фразами протаскиваются механизмы, затрудняющие каждому правообладателю возможность установить и применить справедливую кадастровую стоимость.
Председательствующий (В. В. Володин): Коллеги, 13-й вопрос — вы помните, что 12-й вопрос мы перенесли по предложению полномочного представителя правительства, — рассматриваемый в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки".
Коллеги, обращаю ваше внимание: вопрос очень важный. Поступает много жалоб на ошибки в ходе кадастровой оценки, и данный законопроект, с одной стороны, повышает ответственность тех, кто допускает ошибки, а с другой стороны, что самое главное, защищает граждан в том случае, если они обнаружили методологическую ошибку при расчёте кадастровой стоимости, в этом случае закон уже будет на их стороне, обязаны будут пересмотреть стоимость. Коллеги, нам важно этот законопроект как можно быстрее рассмотреть и принять, он решит многие тяжёлые, проблемные вопросы, которые возникают из-за некачественной кадастровой оценки, ну и, конечно, позволит впредь не допускать этого, потому что в данном законопроекте предлагается норма, в соответствии с которой за ряд таких ошибок допустивший их чиновник просто будет уволен. Так что нам важно этот законопроект рассмотреть.
Пожалуйста, доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря — заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексея Игоревича Бутовецкого.
Бутовецкий А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект, предлагаемый вашему вниманию, действительно чрезвычайно важный как с экономической, так и с социальной точки зрения. Следует напомнить, что, наверное, главное законодательное решение здесь было принято в 2016 году, когда от независимых оценщиков институт государственной кадастровой оценки был передан государственным бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации. Кадастровая оценка действительно стала государственной. Также в рамках этого нового закона была принята единая на федеральном уровне методика определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Законопроект представляет собой следующий эволюционный шаг в развитии института государственной кадастровой оценки. В первую очередь он предусматривает значительное расширение перечня информации, которая предоставляется государственным бюджетным учреждениям субъекта. Как вы понимаете, чем больше информации есть у государственного бюджетного учреждения, тем лучше результаты и качество государственной кадастровой оценки. Сегодня действующий закон позволяет ознакомиться с проектом отчёта о будущих результатах государственной кадастровой оценки и внести свои предложения, но это абсолютно не гарантирует правообладателю до утверждения этих результатов точного понимания, учтены ли его замечания, не учтены, если учтены, то в каком виде. Законопроект устраняет этот недостаток: правообладатель объекта недвижимости всегда сможет ознакомиться с проектом отчёта ещё до его утверждения.
Коллеги, все мы знаем, что в основном правообладатели объектов недвижимости узнают о результатах государственной кадастровой оценки из налогового уведомления, то есть когда результаты уже утверждены и правообладатели уже видят сумму налога, которую нужно заплатить. Законопроект существенно меняет эту ситуацию, он предусматривает ряд инструментов по доведению до правообладателя максимально возможного количества информации до того, как результаты будут утверждены, чтобы человек мог отреагировать и знал о будущих результатах кадастровой оценки.
Законопроект существенно меняет механизм исправления ошибок в установлении кадастровой стоимости, о чём сказал Вячеслав Викторович. Самое главное — вводится принцип исправления любой ошибки в пользу правообладателя. То есть если выявлена ошибка в установлении кадастровой стоимости, не важно когда, уменьшенная стоимость применяется ретроспективно, с самого начала применения этой кадастровой стоимости. Если выявление ошибки влияет на пересмотр стоимости в б о ў льшую сторону, то новая стоимость применяется только со следующего периода.
Важно отметить и накопившееся недовольство в оспаривании кадастровой стоимости. Здесь мы предлагаем перейти к диалогу профессионала с профессионалом, когда результаты рыночной стоимости будут рассматриваться государственными бюджетными учреждениями и ими будет приниматься решение об установлении рыночной стоимости.
И последнее — это как раз ответственность должностных лиц за утверждение ошибочных результатов оценки. Действительно, они будут лишаться своей работы.
Просим поддержать.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Игоревич.
Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова.
Пожалуйста.
Бессарабов Д. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, очень значимый и актуальный законопроект. Мы все хорошо знаем, как много споров, проблем возникает на практике при применении этого законодательства, знаем о проблемах определения действительной кадастровой стоимости и о связанных с этим спорах между хозяйствующими субъектами, об этом уже Вячеслав Викторович сказал. Не случайно эта тема была поднята в одном из посланий президента, а также нашла отражение в поручении по итогам данного послания президента Федеральному Собранию. Есть несколько постановлений Конституционного Суда, в которых Конституционный Суд просил законодателей обратить внимание на пробелы в правовом регулировании этих отношений. Предложения авторов законопроекта прежде всего направлены на исправление многих ранее допущенных и накопленных ошибок в отношении установленной кадастровой стоимости. Второе направление — создать систему нормативного регулирования этих непростых отношений, которая в будущем не позволяла бы допускать такие оплошности и более справедливо регулировала эти непростые взаимоотношения. В этой части предложения заслуживают внимания и, конечно, поддержки.
В то же время тема, как уже было сказано, непростая. Подходов в части совершенствования правового регулирования в вопросах кадастровой оценки недвижимости много, точек зрения на этот вопрос тоже достаточно. У комитета есть 11 тезисов, на которых мы готовы сосредоточиться при доработке законопроекта ко второму чтению, они подробно изложены в том заключении, которое есть в вашем распоряжении. Здесь нашла отражение и позиция комитета-соисполнителя — Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Спасибо коллегам, они глубоко вникли в предмет правового регулирования этого законопроекта, высказали дельные предложения. Всестороннее обсуждение прошло на площадке Общественной палаты, их рекомендации, предложения по доработке законопроекта есть в распоряжении комитета, мы тоже вот в этих 11 тезисах обращаем на это внимание. Позиция наших правовиков, Правового управления, учтена, есть серьёзные замечания. Ну и, конечно же, при доработке законопроекта ко второму чтению должна быть услышана позиция наших регионов, наших избирателей. Мы специально предлагаем тридцатидневный срок, для того чтобы у регионов, у всех заинтересованных лиц была возможность высказать предложения, внести поправки. Мы постараемся учесть при доработке ко второму чтению различные точки зрения на этот, ещё раз повторю, непростой аспект.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы. Давайте попробуем запись активировать. Насколько я знаю, поправили всё.
Включите режим записи.
Покажите список.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо. У меня вопрос к представителю правительства.
Кадастровая цена очень высокая, и по регионам она совершенно разная, рыночная цена практически не учитывается. Суды имеют указание только на 10 процентов снижать стоимость. Это вызывает массу жалоб. Как всё-таки планируется правительством упростить все эти оценочные вопросы, без рассмотрения в суде?
Бутовецкий А. И. Спасибо за вопрос. Статистика говорит о том, что ситуация всё-таки меняется к лучшему: в 2017 году мы имели 71 тысячу обращений по оспариванию, в 2018-м — 50 тысяч, в прошлом году — 41 тысячу. То есть мы видим, что закон работает, методика работает и количество оспариваний сократилось.
Законопроект даёт совершенно новые механизмы по оспариванию и исправлению ошибок. Приведу такой пример. Например, сегодня в садоводческом товариществе садоводам, если они не согласны, нужно всем оспаривать кадастровую стоимость своего участка, а законопроектом предлагается другой механизм: достаточно одному человеку сходить доказать, что есть ошибка в отношении одного земельного участка, и государственное бюджетное учреждение должно пересчитывать стоимость сразу по всем участкам в этом садоводческом товариществе. Вот один из ярких примеров упрощения установления рыночной стоимости.
Председательствующий. Пожалуйста, Жигарев Сергей Александрович.
Жигарев С. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР.
У меня следующий вопрос к представителю правительства. На самом деле относительно снижения кадастровой стоимости у нас будут выступать против в первую очередь субъекты, потому что это в основном касается налога, который идёт в их бюджеты. Но тем не менее есть совершенно вопиющие ситуации, особенно на границах субъектов, допустим, между Московской областью и Калужской, когда стоимость участков, расположенных буквально через дорогу, несоразмерно меняется. И кадастровую оценку вы делаете практически ежегодно, и поэтому людям, когда они идут в суды, соответственно, надо ходить в суды ежегодно. Не рассматриваете ли вы возможность хотя бы раз в три года проводить переоценку кадастровой стоимости?
Бутовецкий А. И. Да, спасибо. Законопроектом предусматривается с 1 января 2022 года переход на единый цикл оценки. С 1 января 2022 года должны быть переоценены земельные участки, 1 января 2023 года — объекты капитального строительства, и потом начинает работать четырёхлетний цикл по всей стране. То есть вот тех случаев, о которых вы говорите, — переоценка каждые один-два года — уже не будет существовать. За исключением городов федерального значения, где может быть установлен цикл в два года, как в принципе это и сейчас предусмотрено.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Смирнов Юрий Валентинович.
Смирнов Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Вячеслав Викторович.
Я полностью согласен с Вячеславом Викторовичем, сегодня это один из самых больных для бизнеса вопросов. Суды буквально завалены исковыми заявлениями, но самое неприятное то, что кадастровая стоимость порой в разы превышает рыночную стоимость, а предприниматели вынуждены платить налоги всё равно с кадастровой стоимости. И так в условиях пандемии очень сложно, а будет ещё сложнее.
Вот вы в качестве мер предложили наказание вплоть до увольнения, но ведь главная-то задача не наказать и уволить, нужна новая система оценки, понимаете? И здесь не надо изобретать велосипед, надо просто приближать кадастровую оценку к рыночной стоимости. В связи с этим вопрос: что всё-таки вами предпринимается для совершенствования системы оценки, как это делается на том же Западе, где все эти вопросы отработаны, так сказать, до звона?
Бутовецкий А. И. В 2016 году в 237-м законе как раз и была взята за основу западная прорывная модель, которая используется, в частности, в Голландии, в Швеции. Именно тогда оценку забрали у независимых оценщиков в пользу государства, приняли единую методику, и статистика говорит, что методика работает. Прежде всего это видно по бытовой недвижимости: если раньше, в 2013—2014 годах, было много жалоб от граждан, то сейчас этих жалоб значительно меньше, мы видим снижение по бытовой недвижимости в два-три раза.
Что касается законопроекта, в качестве фактора, который напрямую влияет на результаты оценки, мы указываем цены сделок, от этого никуда не уйдёшь. Мы видим, что, например, в условиях пандемии цены на недвижимость значительно снижаются, и этот фактор в обязательном порядке будет применяться для проведения государственной кадастровой оценки как по коммерческой недвижимости, так и по бытовой.
Председательствующий. Алексей Игоревич, вот вы сказали, что взяли за основу зарубежный опыт, и назвали при этом две страны — Швецию и Голландию, но, послушайте, их территории как один район Тверской области, я уж не говорю про Республику Саха (Якутия), где район как целая территория большого государства. Названы небольшие европейские страны, у нас же огромная территория, много факторов влияет на кадастровую оценку.
Наш коллега Смирнов Юрий Валентинович абсолютно прав, поднимая эту тему. Давайте её до второго чтения проработаем. Понятно, что ваша цель, которую вы пытаетесь достичь, предлагая этот законопроект, намного у ў же, но это наболело, проблем огромное количество, и эти проблемы не только малый и средний бизнес затрагивают, но и граждан. У нас территория одного субъекта должна быть районирована. И хочу подчеркнуть, что много факторов должно учитываться. Сейчас это несовершенно, причём рынок огромный. Хорошо, что в своё время были внесены поправки и органы местного самоуправления могут каким-то образом влиять, но сейчас могут установить, а потом судить, и дальше не докажешь правду.
Вот вы первый шаг сейчас делаете, предлагая данный законопроект, предлагая наказывать за методологические ошибки, но надо и другие механизмы сформировать. При этом надо посмотреть, как в больших странах это делают, больших по территории, например в Канаде, тех же Соединённых Штатах Америки. А вы говорите про Голландию и Швецию — у них всё однородно, там не нужно особенности в таком многообразии, как у нас, учитывать. У нас же, посмотрите: Московская область — одна её часть и другая часть. Поэтому было бы правильно профильному комитету повнимательнее к этому вопросу подойти и, дорабатывая законопроект в ходе второго чтения, учесть все эти проблемы. Давайте мы внимательнее к этому отнесёмся. Коллеги, не возражаете? Договорились.
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. К Алексею Игоревичу у меня вопрос.
Скажите, пожалуйста, кадастровая оценка в целях налогообложения применяется уже шестой год — что мешало правительству в течение пяти лет принять такое решение и внести такой проект закона? Мы с этой трибуны много раз просили вас об этом, почему каждый раз требуется указание президента? Это первый вопрос.
И второй вопрос: правильно ли я понял, что, если есть судебные решения, которые вступили в законную силу до принятия этого закона, которые уменьшают кадастровую стоимость участков (а есть такие решения, которые уменьшают её в 100 раз), в отношении этих участков с момента установления кадастровой стоимости будет применяться норма закона, или нет?
Бутовецкий А. И. Спасибо. По первому вопросу я всё-таки повторю, что первое законодательное решение было принято в июле 2016 года. Почему сразу не были предложены механизмы, которые мы предлагаем сейчас? Потому что это был абсолютно новый закон, с новыми полномочиями регионов, и явно к такому подходу, который предлагается сейчас, в то время система не была готова, поэтому, естественно, мы не могли предлагать такие решения, которые не были бы реализованы. Сейчас мы видим, что становление системы всё-таки произошло, государственные бюджетные учреждения работают — и это, подчеркну, их ежедневная профессиональная работа в отличие от независимых оценщиков, которые ранее просто по государственным контрактам эту работу выполняли, — поэтому я, когда докладывал, всё-таки сказал, что это следующий эволюционный шаг. Именно сейчас мы видим, что система готова для внедрения новых механизмов, которые позволят достичь справедливой рыночной стоимости.
И по поводу решений суда. Там у нас вносятся изменения в действующий закон № 237-ФЗ: если кадастровая стоимость установлена решением суда, соответственно, это будет с момента вступления в силу этого решения; если же суд указал, что стоимость должна применяться ретроспективно (например, с начала налогового периода), соответственно, она будет применяться так, как будет указано в этом судебном решении.
Председательствующий. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Есть желающие.
Включите режим записи.
Покажите, пожалуйста, список.
Боева Наталья Дмитриевна.
Подготовиться Быкову.
Боева Н. Д. Спасибо огромное.
Я хотела бы всё-таки ещё раз подчеркнуть: сейчас представитель сказал, что стало меньше поступать обращений, но дело в том, что люди потеряли терпение и просто закрывают предприятия или уходят в тень, потому что пандемия выявила все эти случаи. Получается всё-таки очень малый срок — четыре года, нужно не менее восьми лет. Что сделается с нашими зданиями, если мы без конца будем делать эти оценки? Это тоже стоит больших денег. Поэтому я считаю, что будем делать и вносить дополнение к этому закону.
Председательствующий. Пожалуйста, Быков Олег Петрович.
Подготовиться Гартунгу.
Быков О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект действительно важный и значимый. Как справедливо отметил Вячеслав Викторович, он требует соответствующего отношения и детальной проработки; со стороны профильного комитета высказывались замечания, которые придётся устранять ко второму чтению.
Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что данный законопроект в целом направлен на комплексное совершенствование регулирования системы государственной кадастровой оценки земельных участков в Российской Федерации. Ещё раз хочется подчеркнуть, что законопроект был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации, в соответствии с которым необходимо обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости.
В связи с этим на прозвучавшие во время дискуссии вопросы были приведены доводы в поддержку законопроекта, на которые следовало бы обратить внимание. В частности, законопроектом предлагаются уточнения механизма определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также порядка исправления допущенных при этом ошибок, меры по контролю за качеством государственной кадастровой оценки. В законопроекте важное значение имеет рассмотрение вопросов об усилении системы федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки, в том числе в части проведения непрерывного надзора за проведением государственной кадастровой оценки Росреестром, вопросов, которые касаются установления персональной ответственности руководителей государственного бюджетного учреждения, осуществляющего определение кадастровой стоимости, за качество принимаемых данным учреждением решений по заявлениям заинтересованных лиц об исправлении ошибок.
Вместе с тем также хотелось бы обратить внимание на то, что принятие и реализация данного законопроекта будут способствовать повышению экономической обоснованности применения кадастровой стоимости, в том числе соблюдению принципа экономической обоснованности при налогообложении.
С учётом всего изложенного, а также прозвучавших в дискуссии замечаний, которые могут быть учтены ко второму чтению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие данного законопроекта.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Гартунг В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает принятие этого законопроекта, мы проголосуем за.
Мы очень сожалеем, что так поздно этот законопроект внесён правительством. Мы с этой трибуны многократно приводили примеры, какой беспредел творится у нас в применении кадастровой оценки, когда выносятся судебные решения, уменьшающие кадастровую оценку в 100 раз, то есть приводя её к рыночной. Самое интересное, что эти судебные решения применялись до следующей оценки и новая оценка проводилась, а мы знаем, что она проводится не реже, чем раз в пять лет... Пока в течение двух, трёх, четырёх лет владелец участка судится, получает решение суда, подходит срок установления новой кадастровой оценки, и она вновь устанавливается без учёта судебного решения. Вот я подчёркиваю, обращаю ваше внимание: это сложившаяся практика. Здесь же вы пишете о том, что, если есть решение о снижении кадастровой оценки, оно должно применяться с момента первичного внесения в реестр недвижимости кадастровой оценки, то есть с самого начала. Но это не стыкуется с правоприменительной практикой, которая сейчас имеется, поэтому я обращаю ваше внимание: во втором чтении надо бы это отработать.
Мы приветствуем норму, что, если установлена ошибка, все последствия этой ошибки должны быть устранены и за это гражданин или собственник участка платить не должен. Мы с этим согласны, но дело в том, что пока это не так, — даже судебные решения не учитывались при повторном установлении кадастровой оценки, это практика. Хотелось бы, чтобы у нас норма закона действовала прямо и правоприменительная практика потом её не искажала.
Мы, конечно, приветствуем принятие этого законопроекта, но иллюзий не испытываем, потому что у нас правоприменительная практика очень часто так искажает суть законов, что мы потом поражаемся, что же, собственно говоря, мы там написали. Конечно, есть у нас возможность во втором чтении всё ещё доработать, но обращаю ваше внимание на то, что всё-таки устанавливать кадастровую стоимость будут бюджетные учреждения в интересах бюджета. Поэтому я думаю, что одной персональной ответственностью, в том числе снятием с должности, здесь не обойтись, нужно ещё и компенсировать потери правообладателям.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович.
Уважаемые коллеги, выступления состоялись.
Полномочный представитель президента, нет желания выступить? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово — есть желание, Алексей Игоревич? Нет. Содокладчик, Даниил Владимирович, есть желание? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки", первое чтение, 13-й вопрос повестки дня.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования
Проголосовало за 274 чел. 60,9 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0 %
Воздержалось 1 чел. 0,2 %
Голосовало 275 чел.
Не голосовало 175 чел. 38,9 %
Результат: принято
Законопроект в первом чтении принят.
Обещали что-то подправить ко второму чтению. Но законопроект нужно менять кардинально. Или вообще не принимать.