Найти тему
"Атмосфера"

Пять древних каширских храмов

Кашира - один из древнейших городов Подмосковья. Впервые она упоминается в 1356 году в духовной грамоте московского князя Ивана II, сына Ивана Калиты, как село. В качестве города она становится известна к 1483 году, когда по договору между рязанским и московским князьями полностью переходит под власть Москвы. Пятью годами позже к западу от города был выстроен Троицкий Белопесоцкий монастырь, и именно отсюда начинается наша история.

На протяжении многих столетий Каширский уезд был в числе первых по количеству церквей. В 1764 году здесь насчитывалось 168 храмов. Сегодня Каширский благочиннический округ Московской епархии Русской православной церкви объединяет 19 приходов. Мы расскажем о пяти самых известных каширских храмах.

ЦЕРКОВЬ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА

Каменный храм находится на границе исторического города в бывшей Ямской слободе. Он был построен тут в 1766 году на месте ветхой деревянной церкви “стараниями и заботами купца Ивана Калинина, сына Осина, с приходскими людьми. В храме имелся придел Воздвижения Креста Господня, но в 1844 году трапезную часть храма расширили, устроив в ней придел апостолов Петра и Павла.

К 1859 году храм обветшал, да и уже не мог вместить всех прихожан. Здание разобрали и заменили новой каменной церковью. Кирпичи для нее готовили и обжигали здесь же, неподалеку. Спустя десять лет храм обзавелся новой трехъярусной колокольней со шпилем и оградой, а позже здесь заменили и иконостас. До наших дней сохранились фрески того времени.

Изначально неоштукатуренное здание храма имело цвет кирпича, однако в советские годы его множество раз перекрашивали, так что большинство каширян запомнили цвет стен как желто-охристый. Изначальный цвет - красно-охристый, кирпичный - храм приобрел в 2010 году.

Мучеников Флора и Лавра на Руси считали покровителями лошадей. 31 августа, день их памяти, в народе называли “лошадиным праздником”. В Ямской слободе этот праздник отмечали все, чья жизнь была связана с лошадьми - кучера, конюхи, ямщики… Нарядно украшенных лошадей приводили на площадь перед храмом, кропили их святой водой, а после особого молебна вели купать к реке.

Храм примечателен еще и тем, что не закрывался в годы советской власти. В 1960-е годы его собирались использовать как зернохранилище, но прихожанам чудом удалось отстоять церковь. С 1933 по 1937 год здесь служил священномученик Сергий Знаменский, отсюда его увезли в Москву и расстреляли на Бутовском полигоне.

Примерно в двухстах метрах от храма находится святой источник. Его можно найти, если спуститься чуть ниже по Ямскому проезду. Бревенчатый сруб оборудован купелью в честь иконы Божией Матери "Всецарица".

СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Величественный ампирный храм с белокаменными боковыми портиками строился с 1829 по 1842 год. Средства на его постройку были завещаны тульским губернским секретарём Иваном Митрофановым, а также предоставлены “московским коммерции советником Семёном Лепёшкиным и другими благотворителями”. На месте храма раньше стояла более древняя церковь с двумя приделами - Покровским и архистратига Михаила. Вначале к ней была пристроена трапезная, а потом на месте обветшавшего храма появилось ныне существующее здание. При церкви имелась церковно-приходская школа и высшее начальное училище, а в церковный приход входили часть города и деревня Медведки. В 1867 году вокруг храма устроили каменную ограду.

В 1930-х собор закрыли. Долгие годы его помещения использовались под склад, автомастерскую и даже пункт приема стеклотары. Общине верующих храм вернули лишь в конце 1988 года. Как говорилось в “дефектной ведомости”, состояние храма было аварийным: “отсутствует кровля, нет куполов и крестов, все деревянные конструкции кровли и лестницы пришли в полную негодность, штукатурка отсутствует, уничтожены две колонны у северного и южного входов, растительность повредила кладку сводов на 60%, окна забиты досками и заложены кирпичом…” Работы по восстановлению растянулись на десятилетия. С 2003 по 2010 год отремонтировали кровлю, вставили оконные и дверные переплёты.

Все новые соборные купола (а их всего пять - четыре малых и один большой) были сделаны в Волгодонске. Самый главный купол везли с донских берегов по частям-лепесткам в восемь заходов. 6 апреля 2007 года на центральный купол храма установили крест.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ РАТНОГО

Каменный храм, построенный в 1688 году между Соборной и Хлебной площадями, изначально был назван в честь Святой Троицы. Двумя годами позже с левой стороны храма был пристроен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. В церкви находилась чтимая икона Николы Ратного, благодаря которой она и получила свое “народное” имя. В 1801 году стараниями купца Николая Николаевича Жданова тут была построена отдельно стоящая двухъярусная колокольня, а четыре года спустя на средства того же купца был возведен правый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. После смерти Жданова храм поддерживала его вдова Мавра Федоровна. Клировые ведомости Тульской консистории свидетельствуют о том, что церковь реконструирована в 1815 году уже на ее средства. Кирпичное здание в стиле зрелого классицизма отличается особым благородством и выразительностью художественных форм.

Если посмотреть глубже, то выяснится, что поддержка Ждановых храма не случайна. Еще во времена Петра I каширский рекрут Ждан Скорняк в Полтавском сражении взял в плен группу шведских офицеров. Государь наградил храбреца золотыми монетами и маленькой иконкой Николы Ратного, а затем отправил его с попутным обозом в Москву (в бою Ждан получил ранение в ногу). По легенде, Скорняк и основал храм, поместив в него икону. Купец же Николай Николаевич Жданов - внук того самого Ждана Скорняка.

Храм сильно пострадал в советское время. Колокольню разобрали в 1930-х, а последнего настоятеля храма - протоиерея Григория Богословского - дважды арестовывали и в 1938 году расстреляли на Бутовском полигоне. Церковь закрыли, здание обветшало и практически исчезло в сорняках. Иконостасы, утварь, внутренняя отделка - все это было утрачено.

Верующим храм вернули в 1991 году. Восстановление церкви началось спустя десять лет и продолжается до сих пор.

В храме Николы Ратного находится икона великомученика Пантелеймона Целителя с частицей святых мощей, привезенных с Афона. Также в храме есть икона Святителя Николая Чудотворца с частицей святых мощей.

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Церковь во имя святителя Николая Чудотворца “Затинного” издавна стояла в Затинной слободе. До 1806 года этот приход так и называли - Затинный, поскольку он располагался в местности весьма сырой и заболоченной. В 1826 году церковь перенесли на новое место: сперва возвели трапезную часть, а в 1842 году - главный храм, освященный в честь Вознесения Господня. Однокупольное кирпичное здание с трапезной и колокольней выстроено в стиле классицизма. С 1914 года при церкви находилось Братское кладбище для жертв войны.

В 1930-е годы храм закрыли, уничтожив внутреннее убранство, колокольню разрушили вплоть до первого яруса. Верующим храм вернули в октябре 1991 года. В храме отреставрировали внутренние помещения, собрали новый иконостас, планируется восстановление колокольни.

ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Архитектурный комплекс Введенского храма, состоящий из церкви и здания бывшей приходской богадельни, находится в южной части исторического центра Каширы, на пересечении улиц Советской и Энгельса, там, где раньше находилась торговая Хлебная площадь. Храм в ее центре появился в 1802-1817 годах. Здание было построено из кирпича в стиле классицизма казаковской школы и имело два придела - в честь Воздвижения Креста Господня и во имя бессребреников Космы и Дамиана.

Автора проекта церкви установить не удалось. В то время в Тульской губернии работали архитекторы Никифор и Козьма Сокольниковы, возможно, что Введенский храм строился по их проекту. Церковь строилась на пожертвования прихожан, возведение масштабного здания растянулось на годы.

Здание, выстроенное в классицистическом стиле, поставлено на белокаменном цоколе и имеет традиционное трехчастное продольно-осевое построение. Купольная ротонда мотивами убранства напоминает о школе архитектора Казакова. К основному зданию храма примыкает обширная четырехстолпная трапезная и колокольня, аналогичная колокольне Никольской церкви в Веневе. Ее исследователи так же связывают с творчеством Никифора Сокольникова.

Колокольня у храма изначально была трехъярусная, потом стала пятиярусной, а после 1860-х годов иждивением купца Перцева к ней надстроили шестой ярус с часами и шпилем.

В советское время Введенскую церковь закрыли, разместив в ее стенах склад продуктов и тары. Внутреннее убранство и роспись были уничтожены. Пришла в негодность железная крыша трапезной, частично разрушилась кирпичная кладка и белокаменный архитектурный декор на фасадах. В 1970-х годах в здании провели реставрационные работы. Русской Православной церкви здание вернули в 1991 году. Неподалеку от храма установлен камень-памятник жертвам политических репрессий, День памяти которых отмечается 30 октября.

Автор статьи - Елена Синицына. Фото: Сергей Калугин. Оригинал материала на сайте: https://www.i-podmoskovie.ru/history/pyat-drevnikh-kashirskikh-khramov/