Почти год назад в российских кинотеатрах прошла премьера нашумевшего фильма Пон Джун-хо «Паразиты».
Для справки: в 2019 фильм берёт Золотую пальмовую ветвь на Каннском, в 2020 – «Лучший фильм на иностранном языке» на премии Сезар и Золотом глобусе, две награды Британской академии, одну премию Гильдии актёров. И в финале этого победного шествия фильм забирает 4 Оскара, в том числе как «Лучший фильм», обойдя «Джокера» и «Однажды в… Голливуде».
Впервые режиссер, не взращенный в Голливуде забирает главный Оскар, не вызывая никакого возмущения и споров ни у зрителя, ни у критиков. Так почему же фильм завоевал такую любовь, почему его приняли так тепло, и одарили самыми популярными «киношными» наградами? Будем разбираться…
Понятная метафора
Концепция фильма сложная и очень простая одновременно. Вся метафора названия фильма аккуратно вплетена в его сюжет. По большому счёту, зрителю понятно кто такие «паразиты», зачем они, чему должны научить и к какому выводу должны подвести зрителя. Казалось бы – всё на поверхности, но в видимой простоте кроется глубокая мысль автора.
На мой взгляд, именно это «подкупило» зрителя: фильм с острым внутренним посылом, с глубоким философским (как бы это пафосно не звучало) смыслом, оказался таким понятным и легко читаемым.
Новизна
Будем откровенны, зрители уже «наелись» бесконечной чередой музыкальных фильмов, фильмов о музыкантах, тяжёлых драматических фильмов с очень сложными завуалированными смыслами. Фильм «Паразиты» резко выбивается из общей канвы «оскаровских» или «каннских» полотен: начиная со страны создания (Южная Корея) и заканчивая актёрской игрой и восприятием этого мира через призму героев фильма. Быт корейцев значительно отличается от быта европейцев, американцев или россиян; их подход к воспитанию детей, к супружеской жизни – другой, интригующий и интересный для нашего зрителя. Чтобы Вы понимали разницу между нами: актёр Сон Кан-хо, сыгравший роль отца семейства, разрешил молодым актёрам Чхве У-щик и Пак Со-дам на протяжении всего съёмочного процесса называть себя папой (чтобы те лучше вжились в роли), хотя такая фамильярность по отношению к старшему коллеге в корейском обществе считается неприемлемой. Неприемлемой (от слова «вообще»)! Однако глядя на то, какие мы разные, неизбежно находятся общие мысли и переживания.
Игра актёров
Актёры «азиатского» типа более чувственны и «натуральны» (на мой скромный взгляд). На их лице видны неподдельные эмоции – а это очень подкупает. Лично мне понравился весь актёрский состав фильма, но для себя я выделил фаворита (фаворитку, если быть точнее) в лице Чо Ё-джон. Ей досталась роль миссис Пак – благополучной женщины, имеющей прекрасного мужа, красивый дом и замечательных детей. Живя в своём красивом мире, она так далека от «грязи» творящейся за пределами её роскошного дома. Искренние эмоции удивления миссис Пак, порой наивное восприятие этого мира были великолепно отыграны актрисой.
Достоверность
Помимо великолепной игры актёров, реакции которых были реалистичные и не фальшивые (иногда вообще казалось, что это не отрепетированные реплики, а какое-то реалити-шоу с абсолютно реальными людьми), в фильме много что сделано «для фильма». После просмотра фильма в Каннах коллега Пон Джун-хо всемирно известный Алехандро Гонсалес Иньярриту спросил, где тот нашёл настолько подходящий к задумке дом, идеально вписавшийся в картинку. Каково же было удивление Иньярриту, когда он услышал, что дом был построен специально для съемок. Никакого компромисса – только правда, без фальши (таким в современном мире кино может похвастаться, пожалуй, только Тарантино, который нарочно морозит актёров на натуре, не снимая в павильонах, чтобы происходящее на экране казалось реалистичным).
Кроме того, для большей аутентичности художник-постановщик «Паразитов» Ли Ха-джун даже воссоздал запах гнили и плесени в полуподвальном помещении, где живёт семейство Ким. И в таких условиях актёры должны были работать.
Сюжет
Обычно я начинаю с сюжета, но эта статья пошла не по обычному сценарию, как и сам фильм. Местами, режиссер затрагивает темы социума или политики, семейных ценностей или современных технологий, но всё в конечном итоге сводится к простым человеческим «низменным» инстинктам, так роднящих нас с миром животных.
Сюжет выстроен очень хитро: как только начинает казаться, что нить событий затягивается и сейчас начнёт клонить в сон, автор будто бьёт зрителя по голове новым неожиданным поворотом сюжета. На протяжении всего фильма жанр будто меняется: из комедии в триллер с элементами треша, из сатиры в глубокое философское кино.
Естественно, я советую смотреть «Паразиты» всем, кто ещё не успел познакомиться с этим фильмом. Новые впечатления, и в придачу новый взгляд на кино, Вам точно обеспечены!