Найти в Дзене
ItRusski

Итальянская дочь Достоевского

Осенью 2019 года в Италии отметили 150-летие со дня рождения Любови Федоровны Достоевской, дочери великого писателя, которая также стремилась добиться литературного признания. Ее уговаривали писать под псевдонимом, но девушка была упрямой и желала добиться известности именно как Достоевская. В итальянском городе Больцано, где она похоронена, опубликован к этому юбилею ее главный роман – «Эмигрантка», только что переведенный на итальянский, с параллельным русским текстом. Прошли презентации книги, на страницах которой изложена драматическая судьба ее автора. На могилу Достоевской принесли цветы и провели там панихиду. Все это при полном молчании на родине. Но была ли Россия родиной для Достоевской? Если «смотреть по паспорту», то ее родина – Германия, так как она родилась в Дрездене. А закончила свою жизнь Любовь Достоевская вообще без паспорта, без родины: ее статус, как и у других русских беженцев, тогда так и обозначался – апатрид, то есть «человек без родины», точнее «без отечест
Оглавление

Осенью 2019 года в Италии отметили 150-летие со дня рождения Любови Федоровны Достоевской, дочери великого писателя, которая также стремилась добиться литературного признания. Ее уговаривали писать под псевдонимом, но девушка была упрямой и желала добиться известности именно как Достоевская.

Слева: Федор, Анна и Любовь Достоевчкие  Справа : "Русский дом", названный после Н.Бородиной в Мерано. Фото М. Талалай
Слева: Федор, Анна и Любовь Достоевчкие Справа : "Русский дом", названный после Н.Бородиной в Мерано. Фото М. Талалай

В итальянском городе Больцано, где она похоронена, опубликован к этому юбилею ее главный роман – «Эмигрантка», только что переведенный на итальянский, с параллельным русским текстом. Прошли презентации книги, на страницах которой изложена драматическая судьба ее автора. На могилу Достоевской принесли цветы и провели там панихиду. Все это при полном молчании на родине.

Но была ли Россия родиной для Достоевской?

Если «смотреть по паспорту», то ее родина – Германия, так как она родилась в Дрездене. А закончила свою жизнь Любовь Достоевская вообще без паспорта, без родины: ее статус, как и у других русских беженцев, тогда так и обозначался – апатрид, то есть «человек без родины», точнее «без отечества».

Ну а если было бы дано родину выбирать, то Достоевская выбрала бы наверняка Италию. Можно считать, посмертно она ее и получила. Любовь к этой стране было у нее от родителей. Собственно, Люба была зачата во Флоренции, когда родители проводили там счастливейшие дни в квартире напротив садов Боболи, на пьяцце Питти. Теперь на этом доме висит мемориальная табличка. Федор Михайлович в восторге писал тогда друзьям о беременности супруги. Беспокоило его лишь незнание итальянского на случай, если придется обращаться к врачам. По этой причине они переехали на роды в Дрезден, где Люба родилась 26 сентября 1869 года.

И не об Италии ли думала она, когда барышней, отвечая на вопрос из домашней полушуточной анкеты «Где бы вы хотели жить?», твердо написала: «Я желала бы жить там, где побольше солнца».

русскоязычное и первое миланское издание романа Достоевской об отце ; справа Первое издание повести "Эмигрантка" (1912)
русскоязычное и первое миланское издание романа Достоевской об отце ; справа Первое издание повести "Эмигрантка" (1912)

Три романа Достоевской

Потом она будет много путешесвовать, и конечно же в Италии, Рим, Флоренция, Верона. Раннюю осень 1907 года она проведет на озере Комо в Менаджио. А красоты озера Гарда попадут потом в ее первую книгу «Больные девушки» в 1911 г.

Говорят, ее судьба уже сама по себе предмет для романа, но я не буду здесь описывать романтические вздохи барышни, рюшечки и розочки, довольно стандартные и унылые. Это на любителя.

Зато в роман «Эмигрантка» попадают впечатления Достоевской от трактиров, аристократических салонов, кабинетов прелатов. Глава о раннехристианских мучениках в римском Колизее явно задумывалась давно - еще в «Больных девушках» изложены впечатления от веронской Арены, где язычники казнили христиан.

После своей третьей книги, «Адвокатка» (1913)она уезжает опять в Европу, обдумывая следующую. Вероятно, она бы так и писала дальше, по книге в год но в ее судьбу вмешались Первая Мировая война, затем революция... В Россию, где у нее отняли все – дом и сбережения – она не вернется. Пишет на французском книгу об отце, которая приносит ей известность, и ищет свое место – «там, где больше солнца». Теперь она выбирает Мерано, горы. Это о них она писала в романе «Эмигрантка».

Дюбовь Достоевская в Ментоне
Дюбовь Достоевская в Ментоне

После смерти Любовь Достоевскую сначала похоронили на небольшом католическом кладбище в Гриесе, а когда оно было упразднено, могилу перенесли в Больцано. Узнав об этом, местные итальянцы подняли целое движение, писали статьи, обращались к властям, чтобы увековечить дочь великого русского писателя. По подписке, через журнал собрали средства на красивый памятник. А спустя 50-60 лет (считалось, что могила была утрачена) барон Эдуард фон Фальц-Фейн заинтересовался ей и на собственные средства отреставрировал пришедшее уже в упадок надгробие.

Но вот прошло еще 20 лет, и к 150-летию Любови Федоровны Ассоциация «Русь» подготовила публикацию ее главного романа «Эмигрантка». Он вышел в Италии в двуязычном варианте. В России тоже собираются выпустить все три ее романа.

Вот отрывок в переводе с немецкого из книги Любови Достоевской об отце, глава “Достоевский в интимной жизни”:

"Встав, отец сначала делал гимнастику, а потом мылся в своей туалетной комнате. Мылся он тщательно, используя много воды, мыла и одеколона. У Достоевского была истинная страсть к чистоте, хотя эта добродетель, собственно, не свойственна русским. Она вошла в моду только во второй половине девятнадцатого столетия. О наших бабушках рассказывают, что во времена их молодости девушки, собираясь на бал, посылали горничных к матери узнать, как мыть шею — для маленького или большого декольте. И сегодня можно встретить у нас старых княгинь с нечищеными ногтями. Ногти Достоевского никогда не были черными. Как бы ни был он занят, время для тщательного ухода за ногтями всегда находилось. Моясь, он обычно пел. Его туалетная комната находилась рядом с нашей детской, и каждое утро я слышала, как он пел мягким голосом одну и ту же короткую песенку: «На заре ты ее не буди."

Тем не менее, при жизни Достоевской было отказано в титуле «Писатель», и даже посмертно многие десятилетия она проходила в нашем литературоведении как неудавшаяся или неудачно пробовавшая себя писательница. В лучшем случае - мемуаристка.

Подождем книги на русском – проверим.

А вы хотели бы прочесть роман дочери о Достоевском? Иди все это уже кануло в прошлое и осталось только мемупристикой?

Понравилось? - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе свежих историй.