Английский моряк на английской и голландской службе, исследователь Арктики и Северной Америки. О первой половине жизни Гудзона сведений нет. Известно лишь, что он был сыном члена Лондонского городского управления. В 1607 году в пожилом (по меркам того времени) возрасте Генри поступил на службу в лондонскую «Московскую компанию».
На 80-тонном барке с командой из 12 человек ему предстояло совершить плавание в Японию через Северный полюс. Добравшись до юго-восточного берега Гренландии, Гудзон направился вдоль побережья на север при исключительно благоприятных ледовых условиях, подошел к полуострову Холд-уит-Хоп. В пути осмотрел ок. 1000 км приморской полосы Гренландии и отметил течение (Восточно-Гренландское), мешавшее движению барка. Тяжелые льды вынудили Гудзона повернуть к северо-востоку, и в конце июня он увидел остров Западный Шпицберген, принятый им за Новую Землю. В середине июля судно (впервые в истории английского мореплавания) достигло 80°23´ с. ш., встретило непроходимые льды и легло на обратный курс. Под 74° с. ш. Гудзон открыл остров Ян-Майен, названный им Зубцами Гудзона. Гудзон возвратился в Лондон, подтвердив слухи о богатых китобойных и зверобойных «угодьях» Северного Ледовитого океана. Английские и голландские промышленники немедленно воспользовались этим сообщением. Но «Московская компания» осталась недовольна: задание добраться до Японии Гудзон не выполнил.
Перспективы торговли с Японией, сулившие баснословные прибыли, заставили купцов снова направить Гудзона на Дальний Восток, уже не через полюс, а Северо-Восточным проходом. Летом 1608 года он приблизился к юго-западному берегу Новой Земли, но отступил перед льдами. «Московская компания» уволила капитана.
В Англии Гудзона больше никто не хотел нанимать, тогда он поехал в Амстердам и был нанят Ост-Индской торговой компанией. В апреле – мае 1609 года Гудзон вновь предпринял попытку пройти Северо-Восточным путем. Но льды Баренцева моря опять не пустили его. Тогда он пересек Атлантику, чтобы найти проход вдоль северных берегов из Америки. Он открыл и частично обследовал заливы Чесапикский и Делавэр, обнаружил полуостров Делавэр. По большой реке, текущей с севера (Гудзон), моряки поднялись примерно на 200 км и, удачно торгуя с индейцами, провели там почти месяц. В начале ноября судно вернулось в Европу.
Следующее плавание в поисках Северо-Западного прохода Гудзон совершил в 1610 году, командуя 55-тонным судном английской Ост-Индской компании «Дискавери». Уже в сентябре судно оказалось зажатым льдами и выброшено на берег. Команда перезимовала и летом 1611 года вновь двинулась на север. В это время на «Дискавери» начался бунт. Моряки обвиняли Гудзона в грубости, унижениях, даже уличали в воровстве продуктов, которые капитан якобы прикарманивал для своих любимчиков. Заговорщики осуществили свою угрозу избавиться от капитана. Они посадили Гудзона, семерых верных ему людей и сына Джона в шлюпку, не дав им ни оружия, ни пропитания.
Судно под командованием единственного оставшегося на нем офицера, штурмана Р. Байлота, вернулось в Англию. По изложенной командой версии, Байлот узнал о своем назначении капитаном только после изгнания Гудзона, не принимал участия в бунте и был оправдан на родине.
Генри Гудзон не сделал великого открытия, но его имя вписано в историю освоения Арктики. Он был болен Арктикой и одержим мечтой о покорении Северного Ледовитого океана.
Именем Гудзона названы пролив, залив, река, каньон и несколько городов в США.
Еще больше информации об истории Арктики Вы узнаете из книг издательства "Паулсен".
Читайте книги об Арктике и Антарктике!
Рекомендуем Вам книгу "История открытия и освоения Арктики".
Все книжные новинке на сайте издательства!
Вам понравилась статья? Подпишитесь на наш канал!
Спасибо за лайки:)