В Северном Причерноморье сложилась одна из основных групп древних индоевропейцев, сформировавших трипольскую культуру, расцвет которой пришелся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э.; Она была ареалом проживания выходцев из Малой и Передней Азии, Закавказья, Зауралья. Ареал культуры располагался на территориях западной Украины, Молдавии, Северо-восточной Румынии. В позднее время контактировала с мегалитической культурой воронководных кубков, где как известно, существовали кубкообразные барабаны.
С другой стороны именно в этой культуре впервые возникли такое символы как инь-янь, свастика, особый стиль расписной керамики, похожий на расписную керамику китайской культуры Мацзяяо. Считается, что большим влиянием на культуру Мацзяяо оказали пришельцы с запада, которые контактировали с культурой Триполья. И именно в культуре Мацзяяо мы находим древнейшие китайские дарбуки. Нельзя исключать, что такие виды барабанов впервые возникли именно в культуре Триполья. В подтверждение этой версии существуют находки трипольских барабанов трех разных форм: в форме песочных часов, в кубковидные и конусообразные. К сожалению, феномен трипольских барабанов изучен слабо, в основном в работах Ольги Олейник. Далее следуют выкладки из ее работ.
Среди керамики Триполья существовали особые изделия – сосуды без дна разных форм и размеров как спаренные (в виде двух полых цилиндров, соединенных одной или двумя-тремя перемычками – «биноклевидные»), так и одинарные («моноклевидные»). Их назначение до сих пор представляется спорным. Высказывалось предположение, что биноклевидные изделия являются спаренными барабанами. По аналогиям известных типов барабанов реконструированы два разнотипных инструмента, обнаруженные на раннетрипольском (4600 г. до н. э.) поселении Ленковцы (ныне Черновицкая обл.). Один из них принадлежит к типу кубкообразных барабанов, известных среди археологических находок в Европе и Китае.
Другой тип барабана из этого поселения – конусный. Характерной особенностью инструмента являются овальные отверстия в нижней части корпуса. Подобные декоративные отверстия различной конфигурации известны среди инструментов народов Азии, Полинезии и Африки. К типу конусных принадлежат также барабаны с двумя выступами-«ушками» в нижней части корпуса. Они относятся к среднему этапу Триполья (4500–4300 гг. до н. э.). Корпусы этих инструментов украшены прочерченным орнаментом, символизирующим змею. Археолог Н. Бурдо полагает, что подобные орнаментальные композиции на керамике воплощают образ лунной богини-змеи.
Заслуживают внимания отдельные антропоморфные сосуды в форме нижней части женской фигуры. Литавры подобной формы до сих пор существуют среди ритуальных инструментов народов Западной Африки. Они связаны с культом плодородия.
Подробнее читайте на сайте студии: http://www.darbakesh.ru/ancient_drums.shtml