Кинообозреватель ПлюсМинус и автор Telegram-канала «Кроненберг нефильтрованный» Андрей Загудаев — о новой картине Спайка Ли «Пятеро одной крови» про вьетнамских ветеранов, которые ищут золото. Фильм вышел несколько дней назад на Netflix, но уже получил статус одной из лучших премьер этого лета. Андрей Загудаев объясняет почему.
Четверо бывших вьетнамских ветеранов плюс примкнувший к ним сын одного из них спустя 40 лет после службы в армии возвращаются в азиатскую страну. У них две цели — найти и вернуть останки своего командира Нормана на родину, а также отыскать спрятанное ими же золото. Во время войны ЦРУ хотело подкупить южновьетнамскую армию, но драгоценный металл так и не достиг адресата.
В данный момент времени Спайк Ли — самый актуальный и главный американский режиссер. Это заслуга не только самого темнокожего 63-летнего ньюйоркца, но и общее затишье в киноиндустрии, а также, конечно, наложившиеся на премьеру картины протесты Black Lives Matter. Ли можно было бы упрекнуть в коньюнктуре и хайпе, но это не так. Если вы хотя бы вскользь пробегали глазами биографию режиссера, то, разумеется, знаете, что свою войну за права темнокожего населения Ли в кино ведет уже более 30 лет с переменным успехом. Но выход «Пятеро одной крови» — это, пожалуй, первое стопроцентное попадание в повестку в его витиеватой карьере.
Как и в других картинах, Ли широкими мазками проходится по истории Америки. Больше всех, очевидно, достается вьетнамской войне как коллективной американской травме, которая до сих пор напоминает о себе, врываясь мрачными флешбэками в жизни разных людей. Вьетнам оставил отпечатки на судьбах всех четырех главных героев картины, но особенно Пола, сыгранного любимчиком режиссера, фактурным актером Делроем Линдо. Он единственный не просто вспоминает армейские деньки в джунглях недружелюбной азиатской страны, но и постоянно разговаривает — во сне или наяву — с погибшим командиром Норманом. Очевидно, что это диалог не столько с убитым другом, а скорее с целым прошлым страны.
Пол тут вообще не просто один из основных героев, а ключик ко всей картине. Ли уделяет ему больше времени и внимания, чем остальным, тщательно прописывая основные детали характера. Он, например, за Трампа и носит почти весь фильм хрестоматийную бейсболку со слоганом «Make America Great Again». У него конкретные проблемы с сыном, с которым он общается едва ли чаще, чем с Норманом в грезах. Он мнительный, вспыльчивый, жестокий и, кажется, чуть-чуть расист. И, главное, он собирательный образ особого типа современного американца, который откровенно не нравится Спайку Ли, но режиссер не ставит на нем крест, а наоборот, пытается помочь. Это особенно видно по сольным эпизодам Пола, а также довольно трогательному финалу с участием всех действующих лиц.
Остальные трое плюс сын — тоже важные герои, но они топчутся на втором плане, не стягивая на себя одеяло. Про каждого можно сказать значительно куда меньше: один любит выпить; другой владеет прибыльным бизнесом; у третьего, Отиса, лучшего друга Пола и крестного отца его сына, самая интересная история — много лет назад во Вьетнаме он переспал с вьетнамской проституткой, и теперь у него взрослая дочь, о которой он, правда, и не подразумевал до последнего приезда.
Без обязательного для каждого фильма про Вьетнам появления французов тут тоже не обошлось. Комически обаятельного дельца играет несколько скрывшийся в тень в последние годы Жан Рено, а Мелани Тьерри — девушку-активистку, очищающую с коллегами джунгли Вьетнама от мин и осколков снарядов. Эти два героя создают предсказуемую пару потомков-колониалистов: один из них продолжает разрушать страну, другая — пытается отчаянно искупить грехи предков.
Но «Пятеро одной крови», несмотря на сложность и многофигурность темы, не сваливаются ни в приторную притчу, ни в очередную патетичную драму о последствиях вьетнамской войны. Вообще жанр нового фильма Спайка Ли довольно сложно определить. Во время флешбэков, когда четверка вспоминает военные действия во Вьетнаме, это чистокровный боевик; в первой половине картины с поиском золота — это смесь «Сокровищ Сьерра Мадре» и любого приключенческого фильма про охоту за наживой. Ближе к финалу из складок фильма вылезает и «Апокалипсис сегодня», и даже херцоговское безумие из его великих картин «Агирре, гнев божий» и «Фицкарральдо».
На это все Ли навешивает и свои любимые темы: цитаты из американской хроники, полароидные снимки, фрагменты выступлений Мартина Лютера Кинга и Малкольма Икса, едкие уколы в сторону нелюбимого голливудского кино (здесь больше всего достается «Рэмбо» и «Уокеру — техасскому рейнджеру»). Категорическая смена интонации и расы героев (картину изначально должен был снимать Оливер Стоун про белых американцев) придает фильму уникальную тональность и свежий взгляд на события вьетнамской войны. И Ли, как всегда в его лучших картинах, находит нужные слова. Здесь они заключены в закрывающей фильм речи Мартина Лютера Кинга про родину — не пропустите ее.
Спайк Ли — один из тех режиссеров, которых довольно просто ругать. В его картинах нет хирургической остроты Дэвида Финчера, щемящего патетического гуманизма Стивена Спилберга, эпоса Джеймса Кэмерона. В своих худших фильмах Ли бывает вызывающе невнятен и несобран (вспомните хотя бы дурацкий голливудский ремейк «Олдбоя»). Но иногда планеты сходятся, и Ли выдает что-то совершенно чудесное. «Пятеро одной крови» — как раз такой случай. Это трогательное, странное, лиричное, безумное и трагическое кино про коллективные травмы целого народа, про золотую лихорадку, расизм и диалоги с прошлым. Возможно, главный фильм лета.
📽 Смотреть «Пятеро одной крови» на Netflix
Текст: Андрей Загудаев