Найти тему
Журнал "Артист"

Александр Кушнир: Курёхин – это гипербола, парабола, синусоида, ломанная линия, шаровая молния. 66 лет со дня рождения Капитана

16 июня родился Сергей Курёхин, или Капитан, как называли его друзья. В 2020-м году со дня рождения выдающегося композитора-авангардиста, актера и музыканта прошло 66 лет. Журнал «Артист» попросил Александра Кушнира, автора книги «Сергей Курёхин. Безумная механика русского рока», рассказать о том, что это была за личность, почему Курёхин до сих пор популярен, и чему у него можно поучиться.

1. Что за личность был Курёхин?

Над Курёхиным во время его жизни и после смерти всегда витало мощное облако чудес, мистики, волшебных превращений, тайн и загадок. Очень непросто найти логическое объяснение двум вопросам:

- откуда в нем было так много свободы?

- в чем природа его разносторонней гениальности?

У меня есть только предположения. Некоторые ответы на эти вопросы я нашел в его родословной. С одной стороны, будущий создатель «Поп-механики» – сын и внук потомственных боевых морских офицеров, а значит, ему с детства была присуща жесткая самодисциплина. С другой стороны, Сергей Курёхин - внук человека, юриста по профессии, погибшего в застенках сталинских лагерей по ложному обвинению. Мне кажется, такие вещи не могли не отложить отпечаток на характере юного Курёхина. Плюс его родственники, будучи в 60-х – 70-х годах матросами дальнего плавания, тоннами таскали из-за границы актуальную западную рок-музыку. Другими словами, в музыке ему было с чем сравнивать и куда стремиться.

И еще Сергей Анатольевич никогда не боялся общественного мнения. Более того, он его провоцировал, взрывал изнутри и снаружи. Очень часто плыл против течения и еще более часто опережал свое время, свою эпоху. Курёхин, пожалуй, чуть ли не единственный из известных мне российских музыкантов, который совершенно не боялся быть не понятым. Его любознательность и жадность к новым экспериментам гнали его от рока к фри-джазу, от написания музыки к кинофильмам до издания книг о психоанализе, от съемок в кино до активнейшего участия в Национал-большевистской партии. Он искренне ценил в Художнике нонконформизм и непоследовательность, и сам был удивительно последователен в непоследовательности своих поступков.

2. Какой вклад внес в музыку? 

У меня в коллекции хранится около полусотни пластинок Курёхина и его «Поп-механики». Студийные альбомы, концертники, саундтреки. В этой коллекции много как компакт-дисков, так и виниловых альбомов, часть из которых выпущена на английском лейбле Leo Records. Но в России еще есть более крупные коллекционеры – Андрей Гаврилов в Москве и Сергей Чубраев в Питере, у которых курёхинских дисков намного больше, чем у меня. Это всевозможные японские релизы, а также выпущенные на Западе сборники авангардной музыки. В свою очередь, у меня на болванках хранятся несколько раритетных «Поп-механик» - начиная от дебютного концерта в ДК Москворечье и заканчивая их неопознанными выступлениями в Европе. Есть очень запоминающаяся психоделическая запись 83 года «Десять полетов над гнездом фавна туду-сюда ночью», когда проект еще никак не назывался. Есть «Охота на индо-тибетского козла» (концерт в ленинградском рок-клубе 1985 года) и «Три шага в бреду» - хэппенинг в Доме дружбы 1993 года.

В МР3 формате существует несколько малоизвестных американских работ Курёхина, выпущенных на небольших местных лейблах. Но его творческое наследие еще подлежит дешифровке и серьезнейшему изучению. Надеюсь, что в ближайшие годы Сергея многие из его работ, хранящихся в запасниках у коллекционеров, будут наконец переизданы – как недавно выпущенный саундтрек «Оно». Я имею в виду не только музыку к фильмам «Переход Чкалова через Северный полюс», «Три сестры», «Замок», но и всякие другие красоты – к примеру, выпущенные на крохотном московском инди-лейбле «Длинные руки» альбом «Просто опера» и спродюсированный Курёхиным сольный диск Славы Гайворонского. На Урале вроде бы существует концертная запись свердловской «Поп-механики» 1987 года, а в Лондоне Лео Фейгин издал не весь архив записей, присылаемых ему в 80-х годах Курёхиным из Ленинграда. Насколько мне известно, у американского саксофониста Кешавана Маслака существует видео-запись их совместного выступления с Курёхиным, но он готов расстаться с нею за совершенно астрономическую сумму. До сих пор археологи не могут найти пленки, содержащие более двух часов музыки, записанной Капитаном вместе с Сергеем Летовым в здании «Мелодии» в процессе сессий альбома «Полинезия. Введение в историю». И когда эти все богатства увидят свет, нам откроются целые пласты неизвестной музыки, которые перенесут нас не только в другую страну, но и в другую эпоху. Надеюсь, что рано или поздно это все-таки произойдет.

3. Почему Курехин и сегодня в Топе? 

Согласен, что глазами сегодняшнего дня Сергей Анатольевич Курёхин – пример для подражания для многих слоев населения. От художников до политиков, от пиарщиков до кинокомпозиторов, от книгоиздателей до режиссеров крупномасштабных зрелищ. И я бы говорил не о популярности Курёхина, а об элементарном изучении, тщательном изучении его образа мышления, его поражений и побед. Эти знания удивительным образом актуальны и сегодня. И думаю, будут актуальны еще много лет. Творческая свобода, бесстрашие, прекрасная непоследовательность Курёхина видятся мне частью золотого фонда современной культуры и субкультуры. Это азы, основа, фундамент, если хотите…

Будучи человеком с жесткой внутренней дисциплиной, Капитан успевал за сутки сделать больше, чем многие за месяц. Как говорится в одной умной книге, «дорогу осилит идущий». Поэтому Сергей всю жизнь провел в суперреактивном движении. Маршруты его траекторий были неизведанны, неизвестны и малопрогнозируемы. Это вам не БГ, который двигался исключительно «вглубь». Или Цой, который шел «вперед и вверх». Курёхин – это гипербола, парабола, синусоида, ломанная линия, шаровая молния. Никаких правил, законов и догм. Никаких случаев и судеб. Это для всех других встреча с Капитаном была судьбой.

Но в процессе зарождения идеи написания его биографии задачи стояли значительно шире, чем будущие благожелательные рецензии. Со смерти Курёхина в 1996 году прошло почти четверть века. К сожалению, так случилось, что его ровесники и друзья в большинстве своем о Капитане позабыли, а поколение 20-25 летних о нем практически не знает. Поэтому процесс создания книги сопровождался большой просветительской деятельностью: чтением лекций, проведением круглых столов, публикацией фрагментов из книги, организацией эфиров на радио и телевидении. Поскольку книга готовилась около пяти лет, культурологическую ситуацию вокруг Капитана удалось значительным образом изменить: раскачать сонную страну и напомнить людям о ее героях. Никогда прежде не думал, что одному человеку такие подвиги по силам. Зато теперь я лучше стал понимать высказывание покойного Егора Летова: «Одиночки более опасны для социума, чем целое движение».

4. Почему о нем надо помнить?

Я бы еще слегка скорректировал вопрос и порассуждал о Курёхине в контексте вневременном – с точки зрения людей, увлекающихся современной субкультурой, но в силу каких-то субъективных или объективных причин не знающих о масштабе личности Капитана. В первую очередь им надо прочитать «Безумную механику русского рока», где, в принципе, описаны все грани таланта идеолога «Поп-механики»: Курёхин – виртуозный пианист, Курёхин - режиссер массовых действий, Курёхин – философ, Курёхин – издатель книг, Курёхин – общественно-политический деятель, Курёхин – кинокомпозитор, Курёхин – гениальный спикер. И много чего еще другого. У него действительно можно и нужно поучиться не бояться «менять маски» и стили, смело экспериментировать в любых отраслях, искать что-то новое, терять друзей и заводить новых… Но самое главное – его чувство творческой свободы, жадность к знаниям и абсолютная независимость от географического контекста и времени. В 19 лет он играл на клавишах в «Большом Железном колоколе» - одной из первых ленинградских рок-групп, поющих на русском языке. Это был лохматый 1974 год. В 26 лет он записал и выпустил в Лондоне альбом фортепианных джазовых импровизаций «Пути свободы» - с провокационными названиями композиций, с аллюзией на опального Солженицына и его антисоветский «Архипелаг ГУЛАГ». В 1980-81 годах в мозгах у Курёхина не существовало ни пресловутого «железного занавеса», ни КГБ, ни мнения музыкальных продюсеров. Как человек свободных взглядов, он жил «по ощущениям» и всегда делал именно то, что хотел.

Сергей Беличенко
Сергей Беличенко

Во многих ситуациях «поздний» Курёхин был акционистом. Порой его не столько занимало искусство или создание «произведений искусства», сколько общественный резонанс. Его влекло к крупномасштабным музыкальным полотнам – будь то «Воробьиная оратория», концерт «Поп-механики» в Спортивно-Концертном Комплексе, или участие в телепередаче о Ленине-грибе или в деятельности национал-большевистской партии. В 2020 году он мог продюсировать новых Pussi Riot, издавать или переиздавать книги про футуристов и философию итальянского фашизма, сотрудничать в рамках проекта Gorillas с Дэймоном Албарном, написать саундтрек к фильму про события в Донецке или слетать с Ричардом Бренсоном на воздушном шаре в кругосветное путешествие. Это мои легкие предположения, но действительность тем и прекрасна, что опровергает любые прогнозы.

Сегодня в мире осталось очень мало героев. Мне порой крайне жалко редакторов глянцевых журналов, которые реально мучаются с кандидатурами персонажей на обложку очередного номера. С другой стороны, еще Высоцкий в 70-х годах пел о том, что «настоящих буйных мало». Поэтому каждый день мир нуждается в истинных вожаках и новых героях. Другой вопрос: а где их взять? Современные структуры власти не заинтересованы в существовании вожаков, которые «мутят воду», и поэтому вся культурная политика выстраивается таким образом, чтобы их было поменьше.

В качестве моего резюме. У Курёхина сегодня не стыдно поучиться нескольким вещам. Во-первых, бесстрашию. Во-вторых – жесткости в экстремальных ситуациях. В-третьих – душевному теплу в общении с друзьями и близкими родственниками. Еще раз - бесстрашию. И чувству огромной внутренней свободы, какой-то даже не русской, а транснациональной. Наверное, это самое главное