Теплоход «Михаил Лермонтов» был большим советским пассажирским лайнером, ходившим в 60-е годы 20-го века в международные рейсы (как и его коллега «Александр Пушкин»).
На этом корабле путешествовали в основном иностранцы, а большинство жителей СССР даже и не подозревало о его существовании. Советский Союз в то время, как мы знаем, был на подъёме. Космос, стройка, мы впереди планеты всей и всё такое ... не отставало и судоходство. У нас был тогда самый большой пассажирский флот.
Но при этом в международные круизы практически никто из соотечественников не ходил. Железный занавес же, выездные визы и вот это всё.
«Михаил Лермонтов» имел 8 палуб и вмещал 750 пассажиров. Выполнял регулярные рейсы по маршруту Ленинград - Гавр - Монреаль и Ленинград - Гавр - Нью-Йорк.
Иностранцы обожали на нём плавать, прежде всего потому что это было очень дёшево. Из-за нашей плановой экономики билеты продавались в пересчете на рубли. Кроме того теплоход любили из-за его атмосферы. Тогда как на круизных судах конкурентов работали профессиональные артисты, всю развлекательную программу на борту «Лермонтова» организовывали члены экипажа. Это было очень душевно и незабываемо.
И конечно за все за это лайнер не любили конкуренты.
В 1979 году правительство США ввело запрет на посещение советскими судами американских портов. Это считалось ответными мерами на ввод советских войск в Афганистан.
В течение пяти лет до этого теплоход «Михаил Лермонтов» был чуть ли ни единственным судном, посещавшим Нью-Йорк. Говорили, что этот «корабль добра» мог положить конец холодной войне.
После санкций теплоход переориентировали на южное полушарие, и он стал ходить в сторону Австралии. По сути он совершал кругосветки. В 1982 году судно прошло модернизацию и стало прям супер инновационным и люксовым по меркам того времени.
По некоторым данным, в течение своего срока службы теплоход подвергался нескольким «диверсиям», а руководство компании получало неоднократные угрозы от конкурентов.
В 1986 году «Михаил Лермонтов» вышел в свой последний рейс. В районе Новой Зеландии местный лоцман Дональд Джемисон поменял курс и направил судно в пролив между маяком Walkers Rock и мысом Джексон, где теплоход налетел на подводные скалы, получив пробоину в 12 метров. На вопрос о том, зачем он это сделал, Джемисон ответил, что хотел дать возможность полюбоваться красотами этого места пассажирам.
Судно не удалось стабилизировать, и капитал принял решение выбросить его на отмель. В этом кораблекрушении погиб лишь один человек. Это был механик Павел Заглядимов, который находился в момент катастрофы в носовой части судна. Всем остальным удалось эвакуироваться.
В итоге старпом Степанищев, заменявший капитана на мостике в момент аварии, получил 4 года исправительных работ ввиду смягчающих обстоятельств, которыми являлось неадекватное поведение Джемисона. Последний вовремя сдал свою лоцманскую лицензию, сославшись на состояние здоровья. Но спустя некоторое время он работал ... капитаном грузового судна (при том, что он принёс огромные убытки своей стране и ему вот так всё сошло с рук, является основной странностью в этом деле)!
Позже Балтийское морское пароходство отсудило у властей порта Пиктон (Новая Зеландия) 2,75 миллиона долларов.
Ну а лайнер покоится сейчас примерно на 20-метровой глубине и является популярным рэком (рэк-это место, где ныряют дайверы). При этом этот рэк является довольно опасным из-за мутной воды и темноты. При погружении к теплоходу погибли уже трое дайверов, одного из которых так и не удалось найти.
Материал взят с Пиратской баржи.
Если вам нравятся наши статьи, и вы хотите поддержать проект материально – https://money.yandex.ru/to/410011583545633