Один из главных стереотипов относительно профессии балерины - это то, что танцовщицы, будучи всецело преданными искусству, кладут на него всю жизнь. В том числе и личную. В том числе и подавляя свой материнский инстинкт. Конечно, есть и такие примеры. Многие выдающиеся танцовщицы не стали продолжать род (хотя причины тому могут быть самые разные, не только сознательный отказ от материнства во имя искусства). Но в этой статье мы на конкретных примерах покажем, что рожающих балерин хватает (и хватало и раньше).
Кроме того, есть и другой стереотип: что если артистки балета и рожают, то только те, что танцуют в кордебалете. По той причине, что им особо нечего терять, т.к. никаких высот они не достигли. Соответственно примы обречены на бездетность. Сегодня речь пойдет именно о них, примах. Причем, родивших не единожды. И сделавших это именно во время карьеры.
1. Мария Тальони.
Собственно, знаменитые примеры начинаются еще с главной Сильфиды всех времен, легендарной Тальони, сделавшей распространенным танцы на пуантах и в тюниках. Мария не побоялась обзавестись потомством прямо в разгаре своей танцевальной карьеры: в пике популярности балета "Сильфида", который танцевала поначалу в основном она одна. В 1836 году она рожает в первый раз сына - Жоржа Филиппа Мари Жильбера (в возрасте 32 лет). При этом, уже через года она была в строю и предстала перед российской публикой (танцевала в России 5 лет). Второй раз - в 38 лет, в 1842 году. На сей раз - дочь, Эжени Мари Эдвиг Жильбер. Кто-то считает, что балерины долго живут, потому что не рожают. Но Тальони родила дважды и прожила 80 лет без одного дня (родилась 23 апреля 1804, умерла - 22 апреля 1884).
2. Карлотта Гризи.
А это - современница Тальони, и самая первая Жизель в истории (под которую этот балет и ставился). Гризи приписывают романы с многими известными мужчинами тех лет - писателем Теофилем Готье, танцовщиком Люсьеном Петипа, балетмейстером Жаном Коралли. Однако первого ребенка она родила от Жюля Перро - танцовщика и балетмейстера, с которым она состояла в гражданском браке, и который и ставил для нее танцы в "Жизели". Это случилось в 1837 году, когда ей было 18 лет. Второй ребенок появился от польского магната Леона Радзивилла в 1853 году и ознаменовал конец ее карьеры. Не дожила до 80 лет всего месяц.
Кстати, другая знаменитая их современница, Фанни Эльслер, также не побоялась родить ребенка в начале карьеры, правда одного.
Некоторые источники утверждают, что их современница, датская танцовщица Мария Вернинг, имела аж 7 детей.
Иногда подобный миф распространяют сами балерины, не имеющие детей. Они утверждают, что после родов танцовщица уже не та: ухудшается форма, меняется психика.
По словам великолепной Ульяны Лопаткиной (родившей единожды), у нее не было такого предубеждения. "Для меня было очень важно родить. Сейчас у меня есть замечательный опыт, в том числе и опыт восстановления. Если грамотно восстанавливать свое тело, все должно получиться".
По словам Ульяны, определенный риск для профессии есть, но рисковать стоит - ради того чтобы выполнить главное предназначение женщины. "Я знаю балерин, которые родили не одного, а троих детей, причем третьего в возрасте около сорока, и потом восстановились, работают. Особенно эти примеры поражали меня в Америке. Да и у нас в Мариинке сейчас настоящий бэби-бум. Смотришь - человек исчез. Спрашиваешь: где Саша, куда Наташа делась, почему нет Ксении? А они, говорят, в декрет ушли. Но проходит, кажется, всего-навсего пара месяцев, и девушки уже в строю".
Кстати, также балерины-матери рассказывают о том, что после рождения ребенка они меняются, другими глазами смотрят на исполняемые партии, по-другому танцуют. По этому поводу Ульяна Лопаткина говорит: "Конечно, я изменилась. Этот особый род любви, что возникает между матерью и ребенком, очень продуктивен. Забот прибавляется, но появляется и больше энергии: начинаешь интенсивнее работать, серьезнее думать, возникает желание реализовывать себя в совершенно необычных ракурсах".
Но теперь продолжим.
Здесь в качестве примера сразу несколько балерин, родивших по двое детей во время карьеры
Екатерина Кухар, прима-балерина Национального театра Украины
Екатерина - вундеркинд украинского балета, в 15 лет выиграла престижный конкурс "Приз Лозанны", в 16 лет танцевала главные партии (например, в "Щелкунчике).
Замуж первый раз вышла тоже рано. От первого брака у нее сын, после рождения которого уже через 2 месяца танцевала на сцене. От второго, с танцовщиком Александром Стояновым (за которого выходила в пачке и пуантах) - дочь. Все это во время карьеры. При этом, пара задумывается и о третьем ребенке.
Евгения Образцова, прима-балерина Большого театра
У Евгении - 2 дочери-близняшки, рожденные в разгар карьеры (в 32 года).
Алина Сомова, прима-балерина Мариинского театра. Ее в свое время отметила еще Майя Плисецкая, подарив ей свои сережки за партию "Царь-девицы" в балете "Конек-Горбунок".
По словам Алины, однажды этот трудный выбор - семья или карьера - встал перед ней, но было твердо решено выбрать семью. Однако и карьера никуда не делась. У балерины две дочки - Ева и Диана, а ее творческий путь еще далеко не окончен. После окончания карьеры планирует кататься на серфе, горных лыжах и т.п, то есть делать то, в чем приходится отказывать себе сейчас, дабы уменьшить риск ненужных травм.
Елена Кулагина, бывшая прима-балерина Пермскго театра оперы и балета им. Чайковского, Народная артистка России, обладательница "Золотой маски" 2004 года.
Елена также родила дважды будучи действующей артисткой. На вопрос, как отнеслось руководство театра к ее первой беременности, отвечает, что ее это вообще не волновало: "Созрело моё чёткое решение: дети у меня будут, и это главное в жизни. К первой беременности в театре отнеслись с пониманием, а вот когда узнали о второй, все просто за голову схватились".
При этом, старший сын Елены, Артур Шестериков, также выбрал балетную стезю и на данный момент является премьером Нидерланского Королевского балета.
Анна Жарова, ведущая солистка (читай - прима) Новосибирского государственного театра оперы и балета, Народная артистка России, обладательница "Золотой маски" 2002 года.
У Анны также двое детей, и ее карьера продолжается. При этом, она старается отгородить их от балетной карьеры. "Когда мне говорят какой у моей дочери подъем, или какие у нее красивые ноги, то я игнорирую это. Балет это очень тяжелая и не всегда благодарная профессия. Лично для меня в этой профессии надо быть или первой или не быть вообще". После второй беременности уже через 4 месяца танцевала Фригию в звездном "Спартаке" с Сергеем Полуниным и Игорем Зеленским.
Яна Саленко, одна из самых успешных балерин Украины, прима Берлинского государственного балета и приглашенная прима Королевского балета Великобритании. Мама двоих сыновей.
Доминик Кальфуни, звезда французского балета 70-80-х годов 20 века, этуаль Парижской оперы и Марсельского театра. Кто-то может сказать, что я привожу лишь современные примеры, а жизнь изменилась, и сейчас с рождением ребенка нет проблем. Это, безусловно, так. Но вот и пример более ранний.
На сцене и в жизни составила дуэт с Дени Ганьо, в браке с которым родились 2 детей. А вот и они:
Матье Ганьо, звездный танцовщик, самая молодая этуаль в истории Парижской оперы.
Марин Ганьо, также артистка балета Парижской оперы. Поразительно похожа на мать.
А теперь перейдем к поистине многодетным матерям (естественно, к тем, кто родил во время карьеры).
Олеся Новикова, ведущая солистка Мариинского театра.
Честно говоря, непонятно, почему она до сих пор не получила статус примы. Уровень Олеси признан во всем мире, она танцевала на многих сценах мира, в т.ч. в Театро алла Скала и Ковент-Гардене.
Зато в семейной жизни Олеся полностью реализовалась. Будучи звездой балета, родила троих детей в промежутке лишь 5 лет, в возрасте от 28 до 33. Супруг - также звезда балета Леонид Сарафанов.
Наталья Огнева
Наталья уже завершила свою карьеру на данный момент. Долгое время была примой Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василева, и во время карьеры родила трижды - в 28, 29 и 35 лет. Мало того, что ее карьера прерывалась беременностью, ей также пришлось пережить тяжелейшую травму ахиллова сухожилия, но врачи смогли вернуть ее в профессию. В википедии ошибочно указано, что она единственная в мире многодетная балерина.
Ирина Еромкина, ведущий мастер сцены Большого театра Белоруссии (читай - прима-балерина).
Ирина также во время карьеры родила трижды. Признается, что счастлива как артистка и как мама, но счастье это трудное.
"Не думала, что достигну высот на сцене, – карьеру не строила. Скажу больше – с детства мечтала о большой семье, детишках. И сейчас не представляю жизни без своих ребят: Максима, Ксюши и Катеньки. К главным ролям не стремилась и никогда особенно в них не верила. Но они пришли – ведущие партии в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Корсаре»… Меня просто однажды заметили в кордебалете. Причем как-то сразу. Скажете – повезло, а ведь это еще и огромная ответственность".
Говорит о том, что причина совмещения профессии и материнства в том, что никогда не жила для себя. При этом маленькие дети всегда проводили с ней время в театре. "Ксюша часто проводит со мной целый день в зале – у нас бывает по 2–3 репетиции. Ей здесь всё нравится – возможно, тоже посвятит жизнь балету".
Я думаю, что приведенных примеров достаточно, чтобы развенчать миф о том, что балерины не рожают. А ведь здесь не указаны те, у кого один ребенок. Также речь велась именно о звездах первой величины, не о корифейках или танцовщицах кордебалета. Конечно, речь не идет о том, что материнство при активной карьере - это легко, и рожают все поголовно. Но здесь важно именно стремление. Практически все балерины отмечают, что для них на первом месте стояло стремление создать семью. Таковы их ценности.
Естественно, есть и те, кто никогда не становился матерью. Но это могло происходить по разным причинам, не только во имя карьеры. Так, великая Екатерина Максимова хотела детей, но забеременеть и родить не получалось. Сильви Гиллем, другая выдающаяся танцовщица, не захотела в свое время рожать по идеологическим соображениям. Сильви признается, что не родила потому, что не хочет, чтобы ее дети жили на планете, где экологическая обстановка - катастрофа, а люди истребляют друг друга ради денег и власти.
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.