МВД потратит 6,6 млрд на новенькие патрульные авто. Техническая оснащенность ДПС растет, но аварийность на дорогах растет быстрее: число пьяных ДТП увеличилось на 10%. Многие нарушители, особенно влиятельные персоны, уходят от ответственности.
МВД РФ до конца 2020 года закупит 3654 новых автомобиля для патрулей ДПС, потратив на это 6,64 млрд рублей. Главным поставщиком выбрано ООО «Авто сити» Михаила Бахтиарова. Ему досталась почти половина всей суммы — 3,16 млрд рублей, компания поставит патрульным службам 1642 автомобиля.
Еще 2,65 млрд рублей получит компания «Рольф» Сергея Петрова (сейчас Петров скрывается в Австрии от возбужденного против него на родине уголовного дела о выводе за границу 4 млрд рублей компании; зимой «Рольф» был выставлен на продажу, но покупатель пока не известен). У «Рольфа» МВД закупит 1367 машин.
Остальные авто патрульные получат от ООО «УАЗ» (347,5 млн рублей, 240 единиц техники) и ООО «ТД «Регион центр» (783,3 млн рублей, 405 единиц), которое принадлежит семье бывшего губернатора Мордовии Николая Меркушкина.
Пустые траты
Это закупки по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги», принятому Правительством РФ в 2018 году. В 2019 году МВД уже приобрело 3,5 тыс. машин на 6,4 млрд рублей. Всего в 2019-2024 годах должно быть закуплено 19,3 тыс. патрульных автомобилей. По нацпроекту регионы должны ремонтировать и строить дороги, МВД — повышать качество работы патрульных служб.
Цель программы — в два раза сократить количество опасных дорожных участков и в три раза — число погибших в ДТП на дорогах: с 13 человек в год на 100 тыс. человек населения в 2018 году до 4 человек в год на 100 тыс. граждан в 2024-м.
На это за шесть лет потратят 4,139 трлн рублей из региональных бюджетов и 440,9 млрд — из федерального.
Однако деньги, судя по результатам, тратятся впустую: по данным Счетной палаты РФ, регионы предпочитают бороться с аварийностью привычным им способом — попросту правят статистику. Например, власти Улан-Удэ отчитались о снижении числа аварийно-опасных участков на 76%, а на самом деле их число выросло на 194%. В Ярославле чиновники вовсе не обнаружили таких участков, а Счетная палата нашла 40 мест — прирост в пять раз.
«К сожалению, несмотря на все усилия, во многих субъектах Российской Федерации смертность не только не понизилась, но и повысилась», — сокрушается аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Смертельные дороги
Работу постовых, которые по нацпроекту получили в прошлом году новенькие патрульные машины, Счетная палата не проверяла. Как и действия правоохранителей, обязанных следить за тем, несут ли ответственность виновники ДТП. Судя по статистике, наказание за нарушения следует далеко не всегда. В результате, например, число ДТП с пьяными водителями в стране растет. В январе-марте 2019 года ГИБДД зафиксировала в России 2225 пьяных ДТП, а за тот же период 2020-го — 2444 случая.
Пока аудиторы лишь выявили связь между смертностью на дорогах и ненормативным состоянием трасс (по этой причине на дорогах ежегодно происходит треть всех смертельных ДТП). Вполне возможно, копни они глубже, то установили бы и зависимость между гибелью людей и тем, какие санкции налагаются на нарушителей. Например, герой недавней нашумевшей аварии со смертельным исходом на Смоленской площади в Москве актер Михаил Ефремов многократно нарушал правила дорожного движения, в том числе в состоянии алкогольного опьянения. Однако отделывался лишь штрафами, да и их часто не платил. В день аварии, в которой погиб курьер службы доставки еды «Деликатеска.ру» Сергей Захаров, актеру было выписано два штрафа за нарушения. Не исключено, что, если бы Ефремова лишили прав за пьяное вождение, трагедии бы не произошло. Но до сих пор нарушения сходили актеру с рук. Лишь после гибели потерпевшего правоохранители решили показательно осудить Ефремова.
Преступления известных или влиятельных персон власти всегда стараются замять
- Например, известный писатель Эдвард Радзинский, в июле 2011-го устроивший аварию, в которой погибла девушка, отделался компенсацией семье погибшей. Причем в суде ему удалось снизить размер компенсации в пять раз — до 2 млн рублей.
- В июне 2010-го в Казани пьяный судья Эдуард Солдатов насмерть сбил молодого парня. Но уголовное дело против Солдатова закрыли он заплатил родителям погибшего 1,5 млн рублей.
- Виновником лобового столкновения Mercedes вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова с Citroen и вовсе признали погибшую Ольгу Александрину, сидевшую за рулем. Ее пассажирка Вера Сидельникова также скончалась. Несколько месяцев общественность пошумела, многие автомобилисты бойкотировали автозаправки ЛУКОЙЛа, однако родственники женщин так и не смогли доказать вину выехавшего на встречку автомобиля Баркова.
- Ушел от ответственности и сын экс-министра обороны Сергея Иванова: в мае 2005-го Александр Иванов за рулем Volkswagen Bora насмерть сбил пенсионерку Светлану Беридзе. Но следователи посчитали, что Иванов-младший не имел возможности избежать аварии. То есть, получается, виновата пенсионерка.
- Дочь председателя иркутского облизбиркома Анна Шавенкова, сбившая в 2009 году на тротуаре Елену и Юлию Пятковых (Елена скончалась, Юлия осталась инвалидом), приговорена к 2,5 годам колонии-поселения, но не сидела ни дня — попала под амнистию. Шокирующие подробности этой аварии, снятые на видео, попали в интернет: Анна не только не попыталась помочь пострадавшим, но первым делом принялась осматривать, не повредили ли те ее машину.
- А экс-сотрудница минобрнауки Мурманской области Лилия Хоруженко, сбившая 12-летнего мальчика, отсудила у его семьи 120 тыс. рублей за поцарапанный автомобиль.
- Племянник президента Рустама Минниханова и сын начальника УГИБДД Рифката Минниханова в марте насмерть сбил 16-летнего парня. Но Рамиль Минниханов не понес никакого наказания.
- В декабре 2011-го виновником гибели водителя «Волги» Юрия Дружинина признали служебный Mercedes свердловского губернатора Александра Мишарина. Мишарин и его водитель Дмитрий Черкасов получили травмы, Черкасова осудили на два года условно. А сам Мишарин как ни в чем не бывало вернулся в губернаторское кресло. Правда, долго в нем не выдержал — уже в мае 2012-го уволился.
- В июле 2019 года бывший вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов на своем Lexus сбил «Ладу», трое пассажиров которой получили серьезные травмы. Но виновным Косилов себя так и не признал, сейчас он находится под подпиской о невыезде, и дело идет к его оправданию. Одной из пострадавших он заплатил 1,6 млн рублей.
- В январе 2015-го 39-летний главный инженер ОАО «Прибалтийский завод Янтарь» Дмитрий Ермаков, управляя автомобилем Volvo ХС 90, сбил на пешеходном переходе 19-летнего парня. Молодой человек скончался на месте происшествия. Следствие пришло к выводу, что это несчастный случай. Хотя немногочисленные очевидцы предполагают, что водитель Volvo ехал с превышением скорости. Сам он это отрицает. Сейчас Ермаков трудится на Северной верфи в Петербурге.
Подобных случаев — сотни. Еще больше тех, которые остаются неизвестными широкой общественности, так как нарушители на месте договариваются с патрульными о мирном разрешении конфликта. Если же делу дают ход, то в подавляющем большинстве влиятельные нарушители либо уходят от ответственности, либо добиваются признания вины тех, кого они сбили на своих авто. Но президент РФ Владимир Путин пока не инициировал нацпроекта, который бы поставил целью сделать неотвратимым наказание за нарушение ПДД.