Найти тему

Как составить и подать заявку на регистрацию товарного знака

Уже подготовили товарный знак? Отлично, пора его зарегистрировать. Конкуренты не дремлют и могут быстрее вас зарегистрировать товарный знак, похожий на ваш. Придётся работать над ним заново. Это относится и к любой другой разновидности средств индивидуализации.

Если вы ещё ни разу не сталкивались с заполнением заявки на регистрацию товарного знака, то эта статья для вас. Подробно рассказываем, что писать в заявке и куда ее подавать.

«Товарный знак для вашего бизнеса» - краткое руководство по регистрации товарного знака от патентных поверенных Гардиума
Скачайте бесплатно ▶▶▶

Особенности составления заявки на товарный знак

Аббревиатуры “МКТУ”, “ОГРНИП”, “КПП” вызывают у вас исключительно чувство непонимания? Тогда лучше составить заявку со специалистом – патентным поверенным. В его услуги входит не только написание заявки, но и проверка вашего обозначения на наличие соответствий с конкурентами. Доверив работу ему, вы сэкономите как минимум сутки – примерно столько вам потребуется, чтобы разобраться в документации и правильно заполнить поля заявки.

Если же у вас достаточно времени, а бюджет строго ограничен, вы всегда можете составить заявку самостоятельно. Исключение – граждане других стран. Им по закону необходимо подавать заявку на регистрацию товарного знака через юриста.

Для подачи заявки на регистрацию товарного знака понадобятся эти документы:

  1. Заявление на регистрацию с указанием прописки заявителя.
  2. Заявляемое обозначение.
  3. Список товаров или услуг, в отношении которых будет использоваться данный знак.
  4. Краткое описание знака.

Это минимальный список документов, прилагаемых к заявке, утверждённый в ст. 1492 ГК РФ. Однако в отдельных случаях он может расшириться. К примеру, если вы регистрируете изображение из книги или фильма, вам понадобится согласие автора этого изображения.

Бланк заявления на регистрацию: всегда ли он необходим?

Бланк заявки на регистрацию входит в минимальный перечень документов, необходимых для подачи в ФИПС. Без него регистрация невозможна. Образец заявки вы найдёте на сайте ФИПС: форма, представленная там, утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2015 №482.

Что писать в заявлении на регистрацию товарного знака?

Юридически грамотная заявка включает в себя следующую информацию:

  1. Контактные данные заявителя: почтовый и электронный адрес, телефон, факс (при наличии);
  2. Личные данные заявителя: фамилия, имя и отчество, место жительства и страна проживания – для индивидуального предпринимателя. Для юридических лиц требуется полное наименование организации и её местонахождение.
  3. Идентификаторы заявителя (ИНН, КПП, ОГРН и ОГРНИП).
  4. Данные о представителях заявителя . Здесь же указывают, является представитель патентным поверенным или нет.
  5. Товарный знак с подробным описанием (если это не изображение, то документ прикладывается на отдельном носителе).
  6. Тип заявляемого обозначения (цветовое, звуковое, словесное и др.).
  7. Перечисление неохраняемых элементов товарного знака.
  8. Перечень товаров, для которых необходима регистрация товарного знака.
  9. Информация об уплате пошлины за регистрацию, а также данные плательщика.
  10. Список прилагаемых документов (согласие на обработку персональных данных, дополнительные листы и др.).
-2

Что учесть при заполнении заявки на регистрацию товарного знака?

Товарный знак работает на узнаваемость вашего товара или ваших услуг. Он выделяет вас среди аналогов, делает уникальным. Чтобы ваше обозначение не перехватили конкуренты, нужно вовремя позаботиться о регистрации товарного знака.

Заполнение заявки – процесс несложный, но требует внимательности, точности и грамотности. При подаче заявки следует учитывать два фактора:

  1. Все поля заполняются по установленному образцу, свободное оформление не допускается.
  2. Верхняя строка заявки должна оставаться пустой – её заполняют сотрудники ФИПС.

Что отразить в заявке?

  1. Код 731: сведения о заявителе.
  2. Справа от данных заявителя – его идентификаторы.
  3. В поле идентификаторов указать код страны проживания.
  4. Код 750: адрес для переписки с заявителем.
  5. Код 740: информация о представителе заявителя.
  6. Код 540: изображение товарного знака.
  7. Код 591: цветовые сочетания знака. Если изображение чёрно-белое, то поле можно не заполнять.
  8. Код 526: неохраняемые элементы (если есть).
  9. Код 320: первоочерёдность заявки.
  10. Код 310: номер первой заявки.
  11. Код 330: код страны, в которой подаётся заявка.
  12. Код 220: дата подачи первоначальной заявки.

Как правильно заполнить заявку?

В заявке обязательно укажите, какие характеристики подходят под описание вашего знака (объёмный, звуковой, обонятельный, словесный или комбинированный). Под этим полем прописывается класс МКТУ и наименование товаров или услуг.

После заполнения всех полей заявки поставьте личную подпись и дату заполнения. Подпись должна быть с расшифровкой, а также печатью, если вы заполняете документы от имени юридического лица.

-3

Обязательно ли описывать товарный знак в заявке?

С одной стороны, отсутствие описания не является основанием для отказа в регистрации товарного знака. Если на момент заполнения заявки вы не понимаете, как правильно описать обозначение, можете оставить поле пустым. Но с другой стороны, помните, что ФИПС все равно направит вам уведомление, что данные необходимо дополнить. Так что, возможно, это как раз один из таких вопросов, с которым лучше обратиться за помощью к опытному патентному поверенного.

Когда оплачивать пошлину при подаче заявки на регистрацию знака?

Государственная пошлина на регистрацию товарного знака является обязательной, но оплатить её можно как до подачи заявки, так и после. В случае неуплаты пошлины до момента подачи заявления, ФИПС направит заявителю уведомление, по которому тот должен оплатить её в течение двух месяцев. Размер пошлины зависит от класса МКТУ.

Приоритет товарного знака в заявке

Ещё один важный момент при заполнении заявки – указание приоритета товарного знака. Если грамотно подойти к оформлению этой графы, можно получить преимущество при регистрации. Обычно при расчёте приоритета отталкиваются от даты, когда вы подали заявку. Но бывают случаи, когда дата уходит на второй план, и “в зачёт” берется участие в выставках, конвенциях и т.п. Если вы подаёте заявку впервые и не являетесь участником международных выставок, смело отмечайте пункт под кодом 320 (подача первой заявки).

Какие существуют виды приоритетов?

  1. Конвенционный: если заявка была подана в странах-участницах Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
  2. Выставочный: если продукция с данным товарным знаком участвует в известных международных выставках.
  3. Приоритет первоначальной заявки.
  4. Приоритет международной регистрации.
  5. Приоритет занесения записи о территориальном расширении.

Бывает, что заявку подают два схожих товарных знака с одинаковым приоритетом. Что делать в этом случае? Если такая ситуация возникла, то Роспатент уведомляет обоих заявителей. В течение 7 месяцев они должны самостоятельно принять решение о том, кому будет принадлежать данный товарный знак. В противном случае в регистрации в Роспатенте будет отказано обоим.

Язык заявки на регистрацию товарного знака

На территории Российской Федерации заявление пишется только на русском языке. Условие распространяется и на жителей других стран. К тексту заявки могут прилагаться документы на иностранном языке, но они должны иметь перевод на русский. Фамилия, имя и отчество в приложениях к заявлению могут быть на другом языке. То же касается и описания товарного знака. Любое словесное обозначение, написанное на иностранном языке, должно иметь перевод и транслитерацию русскими буквами: например, SHOES (шуз) - обувь.

Куда и кому отправлять заявку?

Заполненную заявку на регистрацию товарного знака направляют в Роспатент одним из способов на выбор заявителя:

  1. Почта: 125993, Российская Федерация, г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Г-59, ГСП-3.
  2. Факс: + 7 (495) 531-63-18, (499) 243-33-37.
  3. Через портал Госуслуг.
  4. Через сервис «Электронная подача заявки на товарный знак».

Общие случаи отказа ФИПС в приёме заявки

Если вам поступил отказ в приёме заявки от ФИПС, значит в вашем комплекте документов допущена одна из нижеперечисленных ошибок (либо целый ряд):

  1. Нет самого заявления на регистрацию знака.
  2. Есть нарушения или ошибки при оформлении заявки: например, отсутствуют данные о заявителе, информация вписана на иностранном языке, не указаны идентификаторы.
  3. Допущены нарушения в электронном формате заявления.
  4. Такое обозначение уже зарегистрировано или находится в процессе рассмотрения.

При обнаружении подобных нарушений ФИПС направит вам письмо с просьбой устранить ошибки в заявлении.

При каких условиях ФИПС может отозвать заявку?

Если заявителю пришло уведомление о нарушениях или получен запрос на недостающие документы, необходимо устранить замечания в течение трёх месяцев. По истечении срока ФИПС признает заявку отозванной.

В каких случаях ФИПС направляет запрос на дополнительные материалы?

а) если описание вашего обозначения недостаточно полное;
б) если не хватает каких-либо документов;
в) если список товаров составлен с неточностями;
г) если вы допустили ошибки при составлении электронной заявки.

Вы можете продлить срок рассмотрения заявки, направив в ФИПС соответствующее ходатайство.

Частые ошибки при оформлении заявки на регистрацию товарного знака

Безошибочно заполнить форму заявки сложно, особенно если вы делаете это без профессиональной помощи. Но даже в случае обнаружения недочётов ФИПС даёт 3 месяца на их устранение.

Особое внимание следует уделить графе международной классификации товаров (код 511), а также их наименованию. Проверяйте класс товара, поскольку ошибочное обозначение может увеличить размер государственной пошлины.

Важно грамотно заполнить реквизиты заявителя, в том числе юридический адрес, ОГРН и др., чтобы информация соответствовала имеющейся в реестре.

Если вы подаёте документы в электронном виде, проверьте размер и формат файла. Его размер не должен превышать 5 МB, а формат должен соответствовать одному из разрешённых типов.

Нужна консультация или экспертное содействие в составлении заявки – заполните форму, и мы перезвоним ▶▶▶

-4

Также вам может быть интересно:

Регистрация товарного знака, логотипа, бренда в кризис ▶

Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно ▶▶▶