Найти тему
HAYK media

Малазия. Прогулка по Армянской улице

Если верить Интернету, в мире есть 21 страна, где есть достойные внимания места, в названиях которых присутствует слово «Армения». Есть такое место и в Малайзии. В городе Джорджтауне, столице одноименного штата, есть Армянская улица с удивительным прошлым и настоящим.

По-малайски название улицы звучит как «Лэбух Армениан» («Lebuh Armenian»). Слово «лэбух» переводится как «большая улица, проспект». Почему «проспект», если на самом деле Армянская улица коротка — половина московского Арбата — и узка до крайности, — здесь едва могут разъехаться две машины! Юркие велорикши и те передвигаются здесь с трудом. То ли это название — отголосок прежних времен, когда другие улицы были еще уже и Лэбух Армениан по сравнению с ними, действительно, выглядела проспектом, то ли такая гиперболизация — дань уважения почитаемому здесь торговому сословию, состоящему в основном из армян, проживавшему здесь когда-то.

Впрочем, кроме названия, ничего армянского на нынешней Армянской улице Джорджтауна не осталось. На фоне типичных китайских особняков, стилизованных под императорские дворцы, разукрашенных всеми цветами радуги, мелких частных постоялых дворов и храмов, сохранившихся с XIX века, табличка с названием улицы кажется по ошибке сюда попавшей.

Заинтересовавшись, откуда взялось нынешнее название Армянской улицы, я напрасно листала многочисленные справочники и туристические проспекты. Хотя в буклете, изданном Ассоциацией наследия Пинанга, можно прочесть, что исконное название Армянской улицы — Малайский переулок, а китайцы ныне называют ее Пхак тань-А Кай, что в переводе с фуцзянского означает «улица медника». Краеведам известно и имя этого медника, некоего мусульманина, скорее всего, ачесца с Суматры, Мохамеда Тахира, дом которого (он не сохранился) располагался в конце Армянской улицы, где она упирается в Аческую улицу.

-2

Район расположения Армянской улицы — это самые старые кварталы города Танджунга (так ранее назывался Джоржтаун), построенные изначально как оборонительные крепости, где проживали бок о бок люди разных национальностей и где сформировался удивительный симбиоз мусульманско — китайской культуры. Мусульмане — арабы, ачесцы, малайцы, поселившиеся здесь, в основном торговали черным перцем, плантации которого были на севере Суматры. Во главе торгового сообщества был отпрыск аческого султана Саид Хуссейн, семья которого приехала на Пинанг в 1792 году. Семья Саида Хуссейна, разбогатев на торговле перцем, слыла одной из самых уважаемых на острове, за денежными ссудами к ней обращалась даже всемогущая британская Ост-Индская компания. Именно на средства Хуссейна в 1808 году была построена одна из самых красивых мечетей Пинанга на Аческой удице. Судя по некоторым архитектурным особенностям, ее, скорее всего, возводили клинги — мусульманские выходцы из Южной Индии.

Другой видной фигурой в истории местных мусульман был Саид Мохамед Алатас — предводитель тайного мусульманского общества «Красное знамя». Дом Саида Мохамеда по Армянской улице, 128, как местная достопримечательность, в 1993 году был взят под государственную охрану. Почти напротив располагался дом уже упоминавшегося медника Мохамеда Тахира, а рядом к нему примыкало поместье (кампунг) еще одного мусульманского авторитета, религиозного учителя, мадурца Шейха Абдул Гани. С Армянской улицей пересекается также улица Капитана Келинга, названная по имени руководителя колонии индийских мусульман.

-3

И прямо по соседству с этим истинно мусульманским миром, тесно переплетаясь с ним, возник и развился мир местной китайской общины — «китайцев пролива» (имеется в виду Малаккский пролив), называемой также китайцами-баба. Китайские купцы, державшие в своих руках торговлю между сиамским Пукетом и Суматрой, появились в районе нынешней Армянской улицы в начале XIX века. Они были организованы в объединения, основанные на клановом принципе, — так называемые гунсы или конгси, которые контролировались тайными обществами, враждовавшими между собой.

Китайский район, ныне известный как комплекс клана Хо, прорезанный небольшой и узкой Пушечной улицей, находится между Армянской и Аческой улицами. Он представляет собой квартал из 24 жилых домов, расположенных по периметру вымощенной гранитными блоками площади с красивейшим и самым известным зданием Пинанга — китайским Храмом Горного Дракона. Здесь же находится оперный театр и здание Ассамблеи — местного органа управления.

У сверкающего позолотой Храма Горного Дракона занимательная история. Легенда гласит, что разбогатевшие китайцы решили построить храм в честь бога Туа Сай-Йех. Будучи очень богатыми, они решили возвести храм на манер императорского дворца с многоступенчатой кровлей. В 1901 году накануне китайского Нового года, в охраняемом и совершенно пустом храме, где не горело ни одной свечи, случился пожар, полностью уничтоживший здание. Следствие не обнаружило следов поджога, и было решено, что храм сожгли боги, наказав смертных за гордыню и желание вознестись выше них. Впоследствии храм был отстроен заново, но в уже более скромном виде, хотя все равно он поражает великолепным убранством. Драконы и миниатюрные домики украшают многоступенчатую, хотя и с меньшим, чем предусматривалось ранее, числом уровней крышу. Резьба по камню и позолоченная лепнина снаружи и внутри храма образуют нечто вроде китайской головоломки. Настенная живопись рассказывает о похождениях героев известного китайского средневекового романа «Троецарствие». Сверкающий колосс находится под неусыпной охраной двух каменных львов, рядом с которыми высятся изваяния двух гранитных солдат-сикхов и двух стражей-китайцев. С Армянской улицы на Пушечную площадь ведут два хода: один по небольшому переулку без названия, другой — потайной, связывающий Храм Горного Дракона с бывшей штаб-квартирой китайского тайного общества Тай Бо-гун (в южнокитайском произношении — Туа Пех Конга — так звали Бога Процветания). Штаб находился в храме по Армянской улице, дом 57.

-4

Скрытые ходы, сообщающиеся здания и потайные двери, отчасти сохранившиеся в старом квартале до наших дней, были совсем не лишними, если учесть, что кланы соперничали между собой, и их вражда порой приводила к вооруженным столкновениям, как это случилось в 1867 году. Тогда тайное общество Тай Бо- Гун, которое в торговых интересах установило дружеские связи с местными мусульманскими общинами и, войдя в сговор с тайным мусульманским обществом «Красное знамя», выступило против клана кантонцев и чаочжоу, блокировавшихся с другим тайным обществом мусульман «Белое знамя». Выбоины в стенах домов, расположенных вдоль Пушечной улицы и на Пушечной площади, считаются следами тогдашней войны, про которую рассказывают, что нередко расстояние между домами противников не превышало двух метров. Свое название (Cannon. — англ. «пушка») улица и площадь получили, как полагают, после одного из эпизодов той войны: чтобы восстановить порядок, англичанам пришлось привезти из Сингапура сипаев, которым было приказано стрелять по китайцам из пушек.

Вскоре после этого столкновения по приказу губернатора острова Пинанг имам Аческой мечети запретил мусульманам вступать в какие-либо тайные общества, а в 1890 году были распущены и тайные общества китайских кланов, которые были преобразованы в земляческо-торговые объединения, существующие и поныне.

Кроме квартала клана Хо с Храмом Дракона, на Армянской улице располагается несколько частных домов, предназначенных для собраний, и храмов, принадлежащих другим кланам.

-5

Еще один дом по Армянской улице, 120 — также примечателен своей историей, уже выходящей за рамки местного масштаба. Тут располагался переместившийся из Сингапура Военный штаб Юго-Восточной Азии (Тун Мэн Хуэй) революционной партии Сунь Ятсена. Сторонники этой партии были известны среди местных мусульман с Аческой улицы как «косичко-стриженые», поскольку китайские революционеры отрезали свои традиционные косички в знак неподчинения манчжурам. Именно в доме номер 120 в 1910 году состоялось чрезвычайное собрание партии, на котором было принято историческое решение о начале Гуандунского (Кантонского) восстания, приведшего в итоге к падению династии Цин в Китае. Старейшая китайская газета «Гуан Хуа Жибао» также впервые была напечатана в типографии, располагавшейся в этом доме.

Армянская улица с примыкающими к ней небольшими улочками и Пушечной площадью считается ныне важной достопримечательностью пинангской столицы и взята под охрану государства. Ценность района Армянской улицы не только историческая, но и культурная. С этим старым районом Танджунга, где проживали китайцы, связано зарождение особых форм малайско-китайской культуры, таких, как представление «комедии дель-арте» бория и уличной оперы бангсаван.

-6

Неповторимый колорит Армянской улицы пришелся по душе кинематографистам. Именно так, по их мнению, выглядел Бангкок XIX века, где происходило место действия снятого в 1999 году фильма «Анна и король» с Джуди Фостер и китайским актером Чоу Юн Фатом в главных ролях. Этот фильм запретили снимать в Таиланде как искажающий историю страны. Правда, декоратору и дизайнеру Люциану Арриги пришлось прибегнуть к кое- каким ухищрениям, чтобы превратить площадь перед Храмом Горного Дракона в бангкокский базар, особняк богатого мусульманина Саида Алатаса — в сераль сиамского короля, а сквер на стыке Армянской и Аческой улиц — в пышный сад.

Автор: Т. Дорофеева

Друзья, подписывайтесь на наш Youtube канал и Instagram